будет осуществляться перевозка болельщиков мирового чемпионата, не должно уронить престиж России.
30 сентября 2012 года были определены российские города, где будут проводиться игры мирового футбольного первенства 2018 года. Ими стали: Москва, Санкт–Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ростов–на–Дону, Саранск, Волгоград, Екатеринбург. Все они находятся на федеральных автомобильных дорогах. Нет сомнений в том, что в год проведения соревнований по ним устремятся тысячи отечественных и зарубежных болельщиков на личных автомобилях и автобусах, чтобы своими глазами увидеть игру мировых «звезд». Поэтому к 2018 году потребуется основательно подготовить федеральные автотрассы, тем более что только половина из них соответствует нормативным требованиям. Очень важно, чтобы эта работа была закончена своевременно и на высоком техническом уровне, соответствующем мировым стандартам, ибо речь идет о престиже России как хозяйки мирового первенства.
Какова же ситуация сегодня? Рассмотрим ее на примере «футбольного» маршрута Москва – Нижний Новгород – Саранск, который находится в оперативном ведении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства». Путь из столицы России в главный город Мордовии состоит из двух федеральных дорог: М–7 «Волга» на участке Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Саратов через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу (в пределах Нижегородской области).
Первая, протяженностью 389,7 км, – одна из важнейших транспортных артерий страны, известная из русской летописи еще с 1395 года. Она проходит по Московской, Владимирской и Нижегородской областям. Зона ее тяготения отличается высоким экономическим потенциалом и большим количеством жителей – 22 млн человек (15% от общей численности граждан России). С 1997 года эта автомагистраль вошла в состав международного транспортного коридора № 2: Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Москва – Владимир – Нижний Новгород – Екатеринбург.
В 1995–2005 годах в Нижегородской и Владимирской областях эта дорога была капитально отремонтирована с уширением проезжей части с двух до четырех полос движения, что позволило в 2 раза увеличить пропускную способность и в 1,5 раза – скорость транспортного потока. Остается неуширенным лишь 16,5–километровый двухполосный участок на южном обходе г. Владимира, переданный в оперативное ведение ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» в 2007 году. В настоящее время рассматривается вопрос о передаче всего обхода г. Владимира длиной 54,4 км государственной корпорации «Автодор», с тем чтобы, сделав уширение до четырех полос движения на 16,5 км, организовать платное движение на всем обходе. По логике развивающихся событий, эта работа должна быть закончена до открытия мирового первенства, так что времени на бюрократические проволочки остается немного.
А вот в Московской области разумно разрешить существующую транспортную ситуацию значительно труднее. На протяжении шести веков развитие дороги сложилось так, что при общей протяженности 78,4 км на расстоянии 28,3 км (38%) она проходит по населенным пунктам, в том числе по одному из самых больших в Подмосковье – городскому округу Балашиха. Последняя реконструкция проводилась в пятидесятых годах прошлого века. В то время как только за последние 20 лет количество автомобилей в Москве и Московской области увеличилось более чем в 7 раз и превышает 6 млн единиц. Если к этому прибавить транспортный поток, тянущийся к столице со всей страны при радиальном построении дорожной сети, становится понятным, почему перегружены все выходы из Москвы, в том числе и в нижегородском направлении. Среднегодовая среднесуточная интенсивность автомобильного движения за 2012 год составляет от 44 (Орехово–Зуевский район) до 153 тыс. (городской округ Балашиха) автомобилей, что превышает нормативные показатели, согласно п. 4.6. СНиП 2. 05. 02–85, от 1,1 до 1,9 раза. Причем эти среднегодовые показатели значительно ниже пиковых нагрузок. Даже без учета экологического ущерба финансовые потери от простоев транспорта и пассажиров составляют примерно 107,2 млн руб. в сутки, 39,1 млрд руб. в год. Дорогой только в пределах городского округа Балашиха ежесуточно пользуются 350–400 тыс. человек.
Государство трижды пыталось решить создавшуюся проблему путем реконструкции дороги. Но, как говорится, воз и ныне там.
Отсрочка в решении проблемы на неопределенный срок лишь увеличивает стоимость ее решения. Наиболее радикальными являются предложения ОАО «Институт «Союздорпроект», изложенные в обосновании инвестиций на строительство и реконструкцию автомобильной дороги М–7 «Волга» на участке МКАД – Ногинск (км 16 – км 53). Они предусматривают строительство шестиполосных эстакад на участках км 18 – км 25 (Балашиха), км 42 – км 44 (Обухово), км 50 – км 52 (Ногинск) для транзитного транспорта с использованием подэстакадного пространства дороги для местного движения, устройство транспортных развязок в разных уровнях на наиболее важных пересечениях и примыканиях, уширение проезжей части в пределах городского округа Балашиха до 10 полос движения. В Ногинском районе – до 8 полос и т. д. Ориентировочная стоимость реконструкции в ценах 2011 года на участке км 16 – км 30 (городской округ Балашиха) – 48 млрд руб. (1 км – 3,3 млрд руб.), км 30 – км 53 (Ногинский район) – 38 млрд руб. (1 км – 1,7 млрд руб.). Высокая стоимость дорожно–строительных работ объясняется тем, что на 40% ее протяженности дорога проходит по населенным пунктам, где требуются дополнительные меры по обеспечению безопасности автомобильного и пешеходного движения, в том числе устройство транспортных развязок в разных уровнях, подземных или надземных пешеходных переходов, электроосвещения, ограждений и т. д. Но эти показатели вполне сопоставимы с ценами на возведение 4–го транспортного кольца в Москве, где 1 км обходится в 16 млрд руб. Разумеется, строительство платной дороги по новому направлению с компенсацией за изымаемые земли обойдется дороже, чем реконструкция существующей дороги или капитальный ремонт с уширением, где дополнительный отвод земель, как правило, не требуется. В настоящее время намечаются посильные меры по увеличению пропускной способности дороги путем строительства транспортных развязок в разных уровнях, ликвидации левоповоротных съездов, устройства переходно–скоростных полос, разворотных кругов, площадок для дневного отстоя грузового транспорта, парковки для легковых автомобилей на 29–м км, до которого проектируется провести линию скоростного трамвая, предназначенного для перевозки в столицу водителей, оставивших своих «железных коней» на стоянке. По мнению специалистов, перечисленные меры могут увеличить пропускную способность дороги на 10–15%, но не решают самого главного – увеличения площади проезжей части для размещения реального транспортного потока. Не решат до конца проблему постоянных заторов движения намечаемые к строительству две платные четырехполосные дороги – Центральная кольцевая (ЦКАД), которая может принять на себя примерно до 20 тыс. приведенных автомобилей в сутки с нижегородского направления, и Москва – Ногинск, способная принять до 40 тыс.
В создавшейся ситуации представляется целесообразным учесть опыт выполнения комплексного капитального ремонта с уширением проезжей части, который выполнялся в 1995–2005 годах в Нижегородской и Владимирской областях. Межремонтный срок по капитальному ремонту согласно действующим нормативам составляет 12 лет. За оставшееся до начала Чемпионата мира по футболу 2018 года время на наиболее загруженном участке км 18 – км 53 протяженностью 37 км можно выполнить работы по нормативу на 18,5 км дороги, в то время как первоочередная потребность в уширении видна на участке км 18 – км 30 длиной 12 км. С учетом ежегодного прироста интенсивности движения капитальный ремонт следует выполнять с уширением до 8 полос движения, что увеличит пропускную способность в 1,3 раза на шестиполосных участках и в 2 раза – на четырехполосных. Уже имеется проектная документация на участок км 18 – км 23. На остальном протяжении подмосковного участка улучшение технического состояния покрытия и остальных элементов дороги можно достигнуть за счет того же капитального ремонта (без уширения), ремонта и содержания.
Данное предложение о нормативном выполнении капитального ремонта совпадает с той технической политикой, которую проводит Росавтодор по ликвидации так называемого недоремонта. В перспективе эта мера позволит значительно повысить техническое состояние федеральных дорог, в том числе и в период до проведения мирового футбольного чемпионата, но потребует дополнительных финансовых средств. Для этого нужна четкая и реальная программа действий на 2013–2018 годы с соответствующим обеспечением финансирования.
Аналогичное положение обстоит с федеральной дорогой 1Р–158 Нижний Новгород – Саратов в пределах Нижегородской области, где из общей протяженности
224,5 км по нормативу следует капитально отремонтировать 112,25 км. На наиболее загруженный участок Нижний Новгород – Арзамас (км 13,5 – км 100,1) длиной 86,6 км силами Проектного института «Волгаавтодорпроект» разработано обоснование инвестиций на реконструкцию. По этому объекту надо принять решение о выделении финансовых средств на реконструкцию или нормативный капитальный ремонт с уширением для повышения технического уровня дороги.
Подобные мероприятия по выполнению комплексного капитального ремонта с уширением проезжей части возможны и на других федеральных дорогах, перечень которых должно определить Федеральное дорожное агентство. Само собой разумеется, надо сопоставлять насущные потребности в улучшении технического состояния и наличие финансовых ресурсов, что, безусловно, вызовет необходимость установления приоритетов.
Таким образом, при должных организации и исполнении к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года можно значительно улучшить техническое состояние определенного количества федеральных автомобильных дорог.
Константин ЛИХАЧЕВ,
заслуженный строитель РФ
23.05.2013