Роман Старовойт совершил рабочую поездку по объектам олимпийского строительства транспортной инфраструктуры.
С каждым днем столбик термометра в курортном Сочи поднимается все выше. Нарастает напряжение и на строящихся транспортных объектах в центре города, прибрежной зоне. И хотя многое уже сделано, заключительная фаза строительных работ, судя по срокам ввода остальных объектов, придется на жаркое сочинское лето и осень. Федеральное дорожное агентство является ответственным исполнителем по проектированию и строительству 11 объектов транспортной инфраструктуры, вошедших в Программу строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горноклиматического курорта. К настоящему времени выполнено более 77% работ на сумму 115,38 млрд рублей. В прошлом году и первом квартале 2013–го были введены в эксплуатацию транспортные развязки «Стадион», «Адлерское кольцо», «Виноградная – Донская», I этап федеральной автодороги М–27 Джубга – Сочи на участке Адлер – Веселое, I очередь дублера Курортного проспекта.
…Даже беглого взгляда из окна автобуса достаточно, чтобы понять, насколько непросты условия, в которых работают строители. Горный рельеф местности, скученность разностильных и разнокалиберных построек на склонах, окаймленных участками леса и водными преградами, близость всякого рода коммуникаций – все это (с учетом сжатых сроков сдачи объектов) до предела осложняет работу. Как известно, Черноморское побережье Краснодарского края является курортно–рекреационной зоной всероссийского значения. И одна из задач строителей – не нарушить уникальность и самобытность этого района Кавказа.
Первая остановка – у пятипролетного арочного моста через реку Мацеста, построенного еще в 30–е годы прошлого века. Работы на объекте начались в декабре 2012 года, рассказал руководитель ФКУ Упрдор «Кубань» Анатолий Волков. Окончание контракта – 1 июня 2013 года. Основные строительные работы завершены, их выполнял генподрядчик ООО «Трансмост». Сложность заключалась в том, что ремонт проезжей части мостового полотна приходилось вести, не останавливая движения транспортных средств. А его интенсивность здесь составляет 12 тыс. автомобилей в сутки.
И вот после восстановления гидроизоляции дорожного покрытия открыто полноценное движение по мосту. Он является памятником архитектуры, поэтому работы, касающиеся реставрации объекта, выполняет специализированная организация «Памятники Кубани». В курортном городе ремонтируются и реконструируются еще два мостовых сооружения: через реку Сочи и через ручей Верещагинский.
Один из самых масштабных и сложных объектов транспортного строительства в олимпийском Сочи, за которые отвечает Росавтодор, – автомагистраль «Дублер Курортного проспекта». Она прокладывается в сложной по рельефу местности – среди гор и ущелий, в стесненных условиях густонаселенного Сочи, его транспортной перегруженности. Трасса обеспечит связь между Большим Сочи и районами горного кластера. Она разбита на три очереди, имеющие самостоятельное значение и возможности строительства.
Чтобы максимально сохранить природный ландшафт и свести к минимуму снос жилья, значительную часть дублера строители упрятали под землю. В состав автомагистрали входят 9 тоннелей (общей протяженностью 7,31 км, 6 из них – парные), 20 мостов, путепроводов и эстакад, 7 транспортных развязок, обеспечивающих доступность основных микрорайонов города. I очередь дублера введена 20 марта текущего года.
Подъезжаем к южному порталу второго тоннеля. Он построен в рамках I очереди дублера, поясняет директор ФКУ ДСД «Черноморье» Владимир Кужель. Все строительные работы здесь завершены еще в марте, оборудование смонтировано полностью. В любую минуту можно открыть движение. Пока это не делается из технологических соображений – чтобы не затруднять работу строителей: за вторым тоннелем ведется строительство третьего, а это сопряжено с вывозом больших объемов грунта. Второй тоннель, как и другие, – однонаправленный, имеет две полосы движения, его длина 670 метров.
При строительстве тоннелей применяются передовые технологии, современные материалы и оборудование. Создается автоматизированная система управления дорожным движением, включающая дорожные контроллеры в комплекте с телекоммуникационным оборудованием, светодиодные табло и знаки переменной информации, детекторы транспортных потоков, камеры видеонаблюдения, автоматические дорожные метеостанции, аварийно–вызывные устройства.
Во втором тоннеле, в частности, смонтирована современная система вентиляции и дымоудаления (на случай возгорания). Для очистки воздуха здесь установлены 10 газоанализаторов, которые с определенной периодичностью «считывают» состав воздуха и по необходимости включают вентиляционную систему. Все это создаст комфортные условия для проезда.
Шумозащитные экраны вдоль эстакад строители постарались сделать максимально прозрачными. Исходили из того, что сочинскую природу не надо прятать от проезжающих по дороге. Эстакады подняли на высокие (до 30 метров) опоры, стараясь минимизировать воздействие на окружающую среду, и они органично вписались в существующий ландшафт. Между прочим, все транспортные объекты, строящиеся в рамках олимпийской программы, способны выдержать девятибалльное землетрясение.
В составе II и III очередей магистрали–дублера строятся 6 пар тоннелей. При прокладке самых протяженных из них (8 и 8а) используется инновационная для России итальянская технология, когда разработка ведется сразу на полное сечение тоннеля. По словам специалистов, такой метод продуктивен в слабых, неоднородных грунтах, характерных для этой местности. Сейчас проходка тоннелей ведется со скоростью до 10 метров в сутки. Летом скорость работ возрастет.
Всего на разных объектах дублера – строительстве дорог, тоннелей, искусственных сооружений, производстве асфальтобетонных смесей – в две смены работают свыше 4100 человек. Делается все возможное, чтобы свести к минимуму неудобства для местных жителей и ущерб, наносимый природе. К примеру, сброс ливневых сточных вод с эстакад производится по специальным трубопроводам в очистные сооружения, которые адсорбируют вредные вещества, остатки нефтепродуктов.
Словом, дублер Курортного проспекта – сложнейший по инженерному решению строительный объект. Полностью он будет сдан в эксплуатацию в четвертом квартале 2013 года. Магистраль станет главной транспортной артерией Сочи. По две полосы в каждом направлении обеспечат движение автомобилей на высокой скорости без остановок у светофоров. «Мы не стали строить четырехполосную дорогу, разнеся трассы на расстояние до 300 метров, – пояснил Владимир Кужель. – Это обеспечит высокую степень безопасности движения, так как встречные потоки автотранспорта не пересекаются».
Не менее значимый объект Росавтодора – строительство участка Адлер – Веселое федеральной автодороги М–27 Джубга – Сочи. Дорожно–строительные работы здесь ведутся в два этапа. Первый этап завершен в июне 2012 года. На участке предусмотрено строительство четырех транспортных развязок, которые позволят равномерно распределить транспортные потоки, движущиеся на олимпийские объекты, по всей длине автотрассы Адлер – Веселое.
25 марта текущего года на строящемся участке с трехмесячным опережением плана–графика строительства олимпийских объектов была введена в эксплуатацию транспортная развязка в двух уровнях на пересечении улиц Виноградная и Донская. Это создало дополнительный транспортный диаметр между обходом Сочи и береговой линией города. А 12 апреля открыто рабочее движение автотранспорта по развязкам «Восточная» и «Западная», что позволило разгрузить центр Адлерского района Сочи от технологического транспорта, занятого при возведении спортивных объектов. Во время пресс–тура у журналистов была возможность оценить масштабы работ и полюбоваться панорамой транспортных сооружений, открывающейся с эстакады в районе Имеретинской низменности. Жилые дома, расположенные вблизи построенных объектов, укрыты шумопоглощающими экранами. Пешеходные переходы оснащены устройствами для обслуживания граждан с ограниченными возможностями.
Новая магистраль Адлер – Веселое в Имеретинской низменности позволит связать между собой горный и приморский кластеры Олимпиады–2014. Она проходит в районе аэропорта, а развязки находятся в непосредственной близости от новой железнодорожной станции Олимпийский парк. Таким образом, трасса становится важнейшим транспортным узлом новой дорожной инфраструктуры, возводимой в Сочи. Условие поэтапного ввода этого объекта поставили перед строителями эксперты МОКа. К осени участок Адлер – Веселое будет полностью достроен и открыт для движения, заверили строители.
Большое впечатление производит строительство еще одного объекта, за который отвечает Росавтодор, – многоуровневой транспортной развязки «Голубые дали» на автодороге М–27 Джубга – Сочи, рядом с железнодорожным вокзалом Адлер. Сейчас там наиболее активная фаза строительных работ. Проект в инженерном плане очень сложный, в ходе его реализации у специалистов возникло немало проблем с переносом коммуникаций. Объект пришлось вписать в сложный рельеф местности.
Транспортная развязка включает 5 эстакад общей протяженностью 830 метров, три участка подпорных стен (более 800 м). Все эстакады, за исключением участка, проходящего через железнодорожные пути, имеют пролетные строения из монолитного железобетона. Своеобразной визитной карточкой объекта станет безопорный арочный мостовой пролет над «железкой» длиной более 130 метров. Ввод развязки в эксплуатацию, намеченный на октябрь 2013 года, позволит обеспечить бесперебойное движение автотранспорта из Сочи в направлении центра Адлера и обратно, а также из центра Адлера в микрорайон «Голубые дали», минуя развязку «Адлерское кольцо». По мнению специалистов, таким образом будет перенаправлено до 40% транспортного потока на участке дороги перед Имеретинской низменностью и Олимпийским парком. И еще: на всем протяжении новых дорог строители обещают устроить оригинальную подсветку, которая в ночное время украсит город.
Строящиеся транспортные объекты в первую очередь повлияют на скорость и комфорт передвижения самих жителей курортного города. Но не только это. Как отметил глава Росавтодора Роман Старовойт, в ходе строительства олимпийских объектов транспортной инфраструктуры около 13,1% средств федерального бюджета (19,66 млрд рублей) уже направлены непосредственно гражданам и в бюджет города–курорта в виде налоговых отчислений, выплаты зарплаты жителям Сочи, занятым в строительстве, а также на выкуп земельных участков и другого недвижимого имущества.
Роман Старовойт положительно оценил ход подготовки дорожных объектов в Сочи, высказал свои замечания и пожелания, а также наградил благодарственными письмами за трудовые успехи представителей рабочих династий, на плечах которых лежит ответственность за окончание строительных работ.
Сергей ОЗУН,
наш спецкор
25.04.2013