потребители
транспортных услуг.
За прошедшие полгода с момента своей официальной регистрации Межрегиональная общественная организация содействия защите прав пассажиров «Союз пассажиров» смогла зарекомендовать себя весьма ответственным поборником прав и интересов тех, кто пользуется общественным транспортом. Достаточно сказать, что к середине января 2013 года в союз уже поступило порядка 40 жалоб от пассажиров. Больше всего нареканий связано с различными аспектами функционирования городского транспорта.
Одна из главных задач этой некоммерческой негосударственной организации – поддержка граждан, попавших в сложные условия, их консультирование, досудебное и судебное ведение дел. Все поступающие заявления рассматриваются специалистами, организован прием граждан в офисах Москвы и Санкт–Петербурга. Ведь пассажир – это потребитель услуги, которую ему оказывает перевозчик. Значит, здесь в полной мере работает Закон «О защите прав потребителей».
– Союз пассажиров еще не очень широко известен, поэтому мы создали сайт, разместили свою страничку в «Живом журнале», где периодически разбираем различные злобо-
дневные вопросы, тревожащие граждан, – рассказал директор по экономической политике Центра стратегических разработок и на общественных началах председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. – А жалуются люди на хамство водителей, на «ненавязчивый» сервис, на некачественные услуги, которые пассажирам предоставляет перевозчик.
Один из примеров, приведенных Кириллом Янковым, касался проноса багажа в общественный транспорт через турникет. Был даже проведен эксперимент, который сняли на видео и разместили в «ЖЖ». Известно, что существуют предельно допустимые нормы багажа, но, даже соблюдая их, экспериментаторам не удалось пройти через турникет автобуса. После этого было направлено письмо в Мосгортранс.
– Нам вообще турникетная система не нравится, – поделился мнением сообщества Кирилл Янков. – Заметьте, турникетную систему в московском городском транспорте не позаимствовал ни один город России. Обычно ведь с Москвы начинается распространение всего нового. А здесь в Москве началось – в Москве и закончилось. Все дело в том, что турникетная система приводит к значительным задержкам в движении транспорта. Пока все пассажиры через один узенький проход не пройдут, автобус или троллейбус с места не тронется. Прибавьте сюда пассажиров, которые покупают билет у водителя, тех же пассажиров с багажом. Вот и выходит столпо-
творение, пробка. Замедляется движение транспорта, а значит, требуется больше дополнительных машин для сохранения временных интервалов в движении. Ситуацией пользуются водители маршруток, которые едут по тому же маршруту и получают наибольшее предпочтение пассажиров. В итоге пассажир с деньгами уходит на маршрутку, которая без турникета движется быстрее, а в автобусе остаются в основном пассажиры–льготники.
С другой стороны, использование турникетов мешает нормальному движению автотранспорта. Как известно, трамвай двигается по невыделенной полосе в центре проезжей части, и согласно ПДД, пока все пассажиры не войдут в трамвай и не закроются двери, остальные участники движения должны стоять. Отсюда увеличение простоя транспорта на улицах с трамвайным движением. Кстати, из–за этого в свое время ГИБДД долго не хотела согласовывать установку турникетов в трамваях, но…
С выводами Кирилла Янкова трудно не согласиться. Тем более что вопрос турникетов – это вопрос экономики. В Союзе пассажиров решение, которое было принято по введению турникетов, называют антиэкономическим. Конечно, оно, может быть, несколько увеличивает сборы и позволяет отказаться от кондукторов, но если проанализировать, сколько новых автобусов, троллейбусов и вагонов трамваев пришлось закупить с вводом турникетов, то это очень большие расходы казны.
Так что же будет с турникетами в ближайшей перспективе? Кирилл Янков считает, что можно возбудить судебное дело в защиту неопределенного круга лиц на основании того, что услуги пассажирам должны оказываться качественно. И, кстати, в союзе готовы доказать свою правоту в том числе по вопросу проноса в транспорт багажа через турникет. Общественники готовы привлечь для этого специалистов.
Другой, не менее ответственный вопрос, который постоянно находится в поле зрения Союза пассажиров, это организация движения общественного транспорта по выделенным полосам.
– В целом мы за эти полосы, – подчеркнул Кирилл Янков, – но они нужны там, где они действительно нужны, а не где попало. Можно вспомнить первую выделенную полосу для общественного транспорта на участке Волоколамского шоссе от метро «Тушинская» до МКАД. Абсолютно правильная идея, и мы ее поддерживаем. Участок с интенсивным автобусным движением, не дублируемый ни метро, ни трамваем, при 8–рядной проезжей части не ущемляет автомобилистов. Станция «Тушинская» для многих пассажиров пересадочная. Люди приезжают на метро, садятся в автобус, едут дальше в Красногорск, Митино. И там колоссальное количество общественного транспорта, у которого есть своя полоса. Но вопрос: зачем нужно было делать эту полосу дальше в центр? Особенно это касается участка от метро «Сокол» до тоннеля под руслом канала имени Москвы. Там есть трамвайная линия, а поток автобусов и троллейбусов небольшой, и пассажиров, передвигающихся там по земле, очень мало. В итоге выделенная полоса на этом участке привела к транспортному коллапсу.
К аргументированным доводам Кирилла Янкова можно добавить и впечатления, которые выложили в Интернете некоторые участники дорожного движения на том самом проблемном участке. Вот несколько высказываний: «Участок Волоколамского шоссе от м. «Тушинская» до м. «Сокол». Выделенная полоса для общественного транспорта сначала идет справа, потом, теряясь ближе к тоннелю под каналом, заходит в центр потока. Маршрутки по ней едут, заполненные в лучшем случае до половины. Были автобусы, в которых ехал только водитель. А от м. «Планерная» до м. «Сокол» – с пятью пассажирами на борту. И ради этого гонять автобусы и отчуждать под них целую дорожную полосу, считаю, лишено смысла».
Таких примеров необдуманно принятых решений можно немало найти на сайте Союза пассажиров. Как, впрочем, и много другой информации. В том числе и о том, что с 1 января 2013 года пострадавшие пассажиры общественного транспорта могут на законных основаниях получить компенсации. Речь идет о новом законе об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. По мнению Кирилла Янкова, чтобы закон по–настоящему заработал, необходимо утвердить пакет документов для получения страхового возмещения.
– Этот перечень должно утвердить правительство, – считает председатель Союза пассажиров. – Мы ожидаем, что процесс завершится в феврале–марте, а уже в апреле закон заработает в полную силу. Между тем хочу подчеркнуть, что (не дай Бог, конечно) уже сейчас у пассажиров есть право требовать с перевозчика возмещение ущерба здоровью в том размере, который утвердило Правительство РФ.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
07.02.2013