Случай, о котором я хочу рассказать, произошел прошлой весной. Мой приятель Вячеслав возвращался на легковом автомобиле из столицы в родной подмосковный город Реутов. Вспомнив о наказе жены купить по дороге продукты, решил остановиться около магазина «Ашан». И тут на его автомобиль наехала грузовая машина–мусоровоз. Наехала, пожалуй, громко сказано, точнее будет – задела: ни Вячеслав, ни ехавший с ним пассажиром его сосед не пострадали. Тем не менее грузовик разбил заднюю фару, помял у легкового автомобиля багажник и одну из боковых дверей. Казалось бы, особого повода волноваться у Вячеслава не было: машина у него застрахована, приехавший на место происшествия сотрудник ГИБДД составил протокол, водитель грузовика своей вины не отрицал.
Мой приятель по натуре на редкость спокойный человек, вывести его из равновесия совсем непросто, и к случившемуся ЧП он отнесся с олимпийским спокойствием. Беспокойство и раздражение пришли к нему позднее, когда страховая компания слишком затянула сроки с определением суммы компенсации за нанесенные повреждения, с переводом денег. Потом оказалось, что суммы этой недостаточно, и чтобы оплатить ремонт, пришлось Вячеславу срочно взять кредит под достаточно обременительные для семейного бюджета проценты. Словом, на целых полгода остался мой приятель без личного транспорта, да еще и материальные убытки понес, оказался в итоге как бы без вины виноватым.
Перед началом пресс–конференции, на которой состоялся разговор об итогах внеочередного собрания членов Национального союза страховщиков ответственности – НССО, я в приватной беседе рассказал об этом случае президенту союза Андрею Юрьеву.
– Он не совсем по теме нашей сегодняшней повестки дня, – сказал в ответ Андрей Юрьев. – Решение о проведении внеочередного собрания было принято для того, чтобы на нем обсудить и внести изменения в устав НССО. Необходимость в этом возникла в связи с тем, что с 1 января текущего года вступил в силу Федеральный закон от 14. 06. 2012 г. № 67–ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Уже из его названия ясно, что он направлен на защиту интересов тех, кто пользуется услугами транспорта. В ЧП, о котором вы рассказали, пассажир не пострадал. Но должен признать, что пассажиры, пострадавшие в аварии по вине перевозчиков, чаще всего высказывают претензии, обращаются с жалобами на то, что нередко слишком долго по срокам не могут получить компенсацию за причиненный вред их здоровью или что сумма выплаты не соответствует степени нанесенного урона. Очень надеюсь, что когда новый закон по–настоящему заработает, этих претензий от граждан станет значительно меньше. Данный документ обязывает перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами, заставит их обеспечивать в пути следования нашу безопасность.
С разговора о новом федеральном законе президент НССО и начал пресс–конференцию, раскрыв суть и основные положения, содержащиеся в нем. В частности, при наличии у перевозчика договора обязательного страхования страховая выплата, каким бы видом транспорта ни пользовался пассажир, за причинение вреда его жизни составляет 2, 025 млн рублей, здоровью пассажира – до 2 млн руб, имуществу (багажу или ручной клади)– до 23 тыс. руб. В законе оговорено, что в случае гибели пассажира положенную выплату при отсутствии у погибшего прямых иждивенцев могут получить его ближайшие родственники. Что не было зафиксировано в принятых ранее законах об ОСАГО и ОСОПО. Контроль за исполнением перевозчиками обязанности по страхованию возложен на Ространснадзор.
По данным НССО, в настоящее время на территории России работают около 500 тыс. лиц и организаций, предоставляющих транспортные услуги населению. Принятый новый документ предусматривает прямой запрет на осуществление перевозок граждан теми перевозчиками, гражданская ответственность которых не застрахована. В случае отсутствия договора с 1 апреля текущего года предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс., а на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей. Причем, если ответственность компании не застрахована, перевозчик все равно будет обязан возместить потерпевшим причиненный им вред в лимитах, установленных новым федеральным законом. Чтобы он успешно заработал, предварительно в ноябре – декабре минувшего года были приняты 4 постановления Правительства РФ, устанавливающих правила расчета суммы страхового возмещения и правила оформления документов для получения компенсационной суммы за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. А также об утверждении предельных (максимальных и минимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика и правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по заключенному договору. При предоставлении всех документов, необходимых для получения компенсационной суммы, она должна быть выплачена в течение месяца.
– После опубликования этих постановлений появилась реальная возможность приступить к процедуре лицензирования. Причем желательно провести ее в кратчайшие сроки, – заявил Андрей Юрьев. – Ведь согласно закону все страховые компании, которые будут оказывать услуги по страхованию ответственности перевозчиков, должны быть членами профессионального объединения. Наш союз, в который входят 69 страховых организаций, из них 60 являются действительными членами НССО и 9 имеют статус наблюдателя, приобретет этот статус по завершении процедуры регистрации из-
менений в Устав НССО, поскольку именно на него возложены функции такого профессионального объединения. Кроме того, в союзе будет создан компенсационный фонд для возмещения ущерба пострадавшим в результате аварий, если страховая компания перевозчика обанкротилась или у нее отозвана лицензия. На конец января 18 страховых компаний – членов НССО уже получили лицензии. Документы еще 26 страховых организаций находятся на рассмотрении в Федеральной службе по финансовым рынкам – ФСФР. Если посмотреть на рынок добровольного страхования ответственности перевозчиков, то там порядка 80 активных игроков. Так что мы ожидаем небольшого пополнения состава союза.
Но, конечно, журналистов интересовало не столько содержание принятого закона, с ним они смогли ознакомиться заблаговременно. Им в первую очередь хотелось получить ответы на вопросы, в чем особенности нового документа, как восприняли закон перевозчики и с какими трудностями придется столкнуться при его выполнении. Первым разговор по заданным на пресс–конференции вопросам начал заместитель руководителя ФСФР Игорь Жук.
– Если говорить об особеностях, я бы заострил ваше внимание на трех моментах, – сказал Игорь Жук. – Во–первых, произойдет выравнивание выплаты страховых сумм в случае гибели пассажира или нанесения вреда его здоровью. Раньше приходилось сталкиваться с разной степенью ответственности на отдельных видах транспорта. И зачастую можно было услышать недоуменные вопросы от пострадавших в аварии, почему одна компания заплатила более высокую компенсацию, чем другая. Такого больше не будет, суммы компенсаций четко прописаны в принятом документе. Второй момент: сегодня еще огромное количество перевозчиков работают с разной степенью открытости. Теперь все перевозчики должны иметь страховой полис. Невозможно добиться высокого уровня безопасности, работая с «непонятным» перевозчиком. И, наконец, сумма создаваемого в НССО компенсационного фонда должна быть такой, чтобы гарантировать пассажирам в любом случае выплаты положенной страховой суммы. Нам всем – страховщикам, транспортникам, сотрудникам Ространснадзора – надо налаживать доверительные деловые отношения, тогда легитимно сможем страховать в рамках принятого закона.
– Модель этого документа мы начали разрабатывать около 10 лет назад, поставив задачу создать для пассажира образ надежной страховой компании. Удалось ли добиться поставленной цели? Время покажет. На мой взгляд, чтобы сократить сроки оформления документов и пострадавшие могли как можно быстрее получить страховые выплаты, система нормативных подзаконных актов еще нуждается в дополнительной корректировке, – считает председатель комитета НССО по страхованию ответственности Илья Соломатин.
– Надо набраться терпения, – поддержала его вице–президент Национального союза страховщиков Светлана Гуар. – Отчет о полугодовой работе по новым условиям покажет, насколько эффективно заработал закон и какие потребуется принять дополнительные меры, чтобы добиться поставленной цели. А трудностей и проблем еще действительно хватает. Например, сегодня никто не назовет точную цифру, сколько в России перевозчиков, сколько за год они перевозят пассажиров?
– К сожалению, это действительно так, – подтвердил президент НССО Андрей Юрьев. – Находится еще немало транспортных предприятий, которые стараются занизить в отчетах число перевозимых пассажиров, а то и вовсе скрыть. Зачем они это делают, думаю, понятно. Вспомните ЧП, случившееся в Самаре, когда на скользкой дороге перевернулся пассажирский автобус, в салоне которого вместо положенных 40 находилось до 100 человек. А разве вам не приходилось ездить в заполненных под завязку автобусах?! Не налажен еще строгий учет перевозок в «заказных» автобусах. А они достигают 50% в общем объеме перевозок. Как известно, страховая премия определяется из формулы – тариф, помноженный на количество перевезенных пассажиров. Если при добровольном страховании компания точно знает количество посадочных мест в автобусе, то Закон об обязательном страховании предполагает в этом вопросе полностью довериться перевозчику. Только вот у нас многие из них еще не доросли до высокой степени сознательности.
Кстати, именно вопрос о тарифах, который определит бюджет страховых компаний и компенсационный фонд НССО, вызвал при подготовке закона наиболее бурные споры. В частности, автотранспортники открыто заявляли, что предполагаемые тарифы слишком высоки и обременительны для отрасли. Их поддерживали речники. А Мосгортранс вообще ратовал за сокращение отчислений страховым компаниям в 6 раз. И надо сказать, что в принятой окончательной редакции закона первоначальные цифры были значительно снижены. Но споры продолжаются. Немало вопросов по ним было на пресс–конференции и у журналистов.
– Правильней было бы за разъяснением по тарифам обратиться в Министерство финансов. Это его прерогатива. Я выскажу свое мнение, которое транспортникам хорошо известно, – сказал Андрей Юрьев. – В Москве одна поездка в общественном транспорте сегодня стоит 28 руб. По новому закону им предстоит отчислять от этой суммы 1,5%. Неужели это столь обременительно для перевозчика? Дело скорее в другом. Многие перевозчики руководствуются принципом – «хотим купить «Мерседес» по цене «Жигулей». Тем не менее при утверждении тарифов пошли им навстречу, приняли компромиссное решение как по тарифам, так и по расчету количества перевозимых пассажиров. Кроме того, закон предусматривает, что установленные государством тарифы могут быть по предложениям перевозчиков скорректированы в ту или иную сторону. Что, кстати, сделано у речников. У предприятий, осуществляющих перевозки по воде до 24 часов, затраты на страхование в 6 раз меньше, чем у перевозчиков, находящихся в рейсе более длительное время.
Андрей Юрьев заметил, что, к сожалению, продолжает работать метод «кто громче крикнул, тот и прав». Наиболее активно критиковали тарифы автотранспортники. А именно в этой отрасли больше всего за прошлый год зафиксировано нарушений правил безопасности, а количество погибших в ДТП пассажиров достигло астрономических цифр.
– Мне до сих пор непонятно, – задается Андрей Юрьев вопросом, – почему по принятому годом раньше Федеральному закону об ОСОПО владельцы особо опасных объектов вынуждены отчислять по обязательному страхованию большие суммы, чем перевозчики. Ведь в обоих законах речь идет о компенсационных выплатах за нанесение ущерба жизни или здоровью пассажира.
Поинтересовались журналисты, почему метрополитен освободили от обязанности покупать страховку, ведь именно в «подземке» перевозят наибольшее количество пассажиров.
– Закон вовсе не освобождает метрополитен от ответственности перед пассажиром. Просто в «подземке» решили, что могут заниматься возмещением нанесенного вреда жизни или здоровью пассажира самостоятельно, без привлечения страховых компаний, и им пошли навстречу, – пояснил Андрей Юрьев.
– Думаю, когда будет получен отчет о работе по новому закону за первое полугодие, в нем выявится еще немало белых пятен. Тем не менее необходимость в принятии этого документа назрела давно. Мы рассчитываем, что в ближайшее время будет создано единое профессиональное объединение страховщиков и начнется реальное страхование. Пассажир должен быть уверен: где бы и на каком виде транспорта он ни пострадал, он получит установленную законом компенсацию, – сказал в заключение пресс–конференции президент НССО.
Владимир ЧИСТОВ
28.03.2013