Подобная форма общения с регионами дает возможность не только из первых рук узнать ситуацию на местах, но и почувствовать сам пульс дорожного строительства на огромной территории России.
Выступивший на совещании министр транспорта РФ Максим Соколов отметил, что руководство страны придает развитию сети автодорог большое значение. Прошел год с момента проведения тогда еще Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным совещания в Твери по вопросам повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог. Принятые там решения придали новый импульс развитию дорожной отрасли. За последние годы было сделано немало, реализованы знаковые проекты. В настоящее время активные дорожно–строительные работы ведутся на федеральных трассах «Кавказ», «Байкал», «Енисей», «Колыма», «Кола», «Волга» и других.
Говоря о перспективах отрасли, Максим Соколов подчеркнул важность того, чтобы средства, аккумулируемые в дорожных фондах, в первую очередь направлялись на строительство современных автомагистралей, способных обеспечить необходимый скоростной режим, безопасность движения и соответствующие нагрузки на ось. Поскольку бюджетных ассигнований для приведения в нормативное состояние всех дорог, их реконструкции и строительства новых объектов все равно недостаточно, важно привлекать к реализации дорожных проектов средства частных компаний, используя механизм государственно–частного партнерства.
Совсем недавно вступили в силу поправки к Федеральному закону № 115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», которые дают возможность заключать с подрядчиками так называемые контракты жизненного цикла, напомнил министр. Это открывает новые возможности в плане рационального расходования средств, применения инновационных технологий при выполнении дорожно–строительных работ.
Гражданам небезразлично состояние российских дорог, поэтому дорожникам следует информировать общественность о тех проектах, которые они реализуют, заметил министр. Любая стройка создает определенные не-удобства пользователям, поэтому о планируемых на трассах ремонтных работах автомобилисты должны знать заранее, чтобы в случае необходимости корректировать свои маршруты. Немаловажно наладить обратную связь с общественностью, чтобы у людей была возможность высказывать дорожникам свои предложения и замечания.
Динамику селекторному совещанию придали прямые видеоконтакты с находившимися в разных регионах страны руководителями органов управления федеральными автодорогами, дирекций строящихся автотрасс. На трех объектах саммита АТЭС, заказчиком которых выступает ФКУ ДСД «Владивосток», работы вступили в завершающую фазу, сообщил участникам совещания директор этого ФКУ Александр Афанасьев. На ключевом объекте – строительстве мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный выполнено уже 98% строительно–монтажных работ. Полностью завершены возведение и монтаж вантовой системы и всех опор моста. Выполнена значительная часть работ по устройству асфальтобетонного покрытия на проезжей части грандиозного мостового сооружения. Осталось установить барьерные ограждения и нанести разметку. Ввод объекта намечен на 30 июня.
Следующий видеоконтакт – с руководителем ФКУ Упр-дор «Южный Байкал» Александром Битуевым, который рассказал о мероприятиях по летнему содержанию автодорог. Несмотря на то, что определенные коррективы в выполнение плана внесла погода, объем работ, намеченных на май, по устранению дефектов покрытия проезжей части перевыполнен на 20%. По словам Александра Битуева, на производительность и качество работ повлияла укладка холодных асфальтобетонных смесей по технологии мультигрейд. В этом году подрядчики приобрели комбинированную машину, укомплектованную навесным оборудованием, позволяющим производить не только укладку, но и уплотнение асфальтобетонных смесей до нормативного коэффициента. Работы по нанесению разметки выполняются также с опережением графика.
В текущем году в зоне ответственности Упрдора «Южный Байкал» намечено ввести в эксплуатацию 28 км новых трасс. Из них 11 км – это участок дороги, проходящей по международному автомобильному переходу «Кяхта» на границе с Монголией. Строительство участка будет способствовать развитию международного транспортного коридора между Европой и Азией, подчеркивает Александр Битуев. По программе 2012 года Упрдор начинает реконструкцию участка дороги Улан–Удэ – Кяхта в районе Гусиноозерска протяженностью 15 км. Прочность основания дорожной одежды здесь позволит повысить инновационная технология применения золошлаковых материалов Гусиноозерской ГРЭС.
В последние два года управление проводит комплексное обустройство федеральных автодорог в населенных пунктах. Построены линии электроосвещения, тротуары и перильные ограждения в 12 поселках. В текущем году выполняются работы еще в 4 населенных пунктах. По словам Александра Битуева, устройство освещения тротуаров позволило снизить уровень аварийности в местах концентрации ДТП на 20%. Особую озабоченность руководителя Упрдора вызывает аварийность на автодороге «Байкал». После ввода в эксплуатацию трассы «Амур» интенсивность движения здесь возросла до 12–14 тыс. автомобилей в сутки. Усложняет ситуацию на дороге «Байкал» большое количество виражей, спусков и подъемов. И хотя ремонт на трассе ведется, устанавливаются дорожные знаки и ограждения, это не решает основную проблему. Поэтому необходима скорейшая реконструкция дороги вдоль побережья озера Байкал, считает Александр Битуев.
На связи – начальник ФКУ «Центравтомагистраль» Юрий Жирков. Он доложил о выполнении программы комплексного обустройства автодорог и искусственных сооружений. Ее цель – обеспечить безопасность дорожного движения. Одно из направлений – строительство линий наружного освещения. При общей сети автодорог 2,5 тыс. км протяженность линий освещения составляет 775 км, в том числе 390 км в 154 населенных пунктах. Необходимо построить еще 162 км линий освещения в 87 населенных пунктах. Другое направление – освещение автобусных остановок. В 2011 году на автодороге М–8 «Холмогоры» были освещены 34 остановки с использованием автономных светильников на солнечной энергии. Продолжается введение в эксплуатацию новых светофорных объектов. В 2012 году построены пять и закончено проектирование еще семи. Требуется обустройство еще 24 аналогичных объектов.
Не менее важно обустройство пешеходных переходов, продолжил Юрий Жирков. Ведь по статистике 20% ДТП происходят именно в этих местах. С 2008 года Центравтомагистраль проводит работу по обустройству пешеходных переходов различными средствами повышения внимания: шумовыми полосами на подходах к переходам, шероховатым покрытием красного цвета, выделением переходов катафотами типа «кошачий глаз». В настоящее время строятся три надземных пешеходных перехода, два проекта готовы к реализации. Завершается проектирование еще 22 надземных пешеходных переходов. Согласно программе строительство шести объектов предусмотрено в 2013–2014 годы.
При ремонте и реконструкции автодорог большое внимание уделяется информированию пользователей для выбора оптимального маршрута движения. В 2011 году создан информационно–дорожный портал ФКУ «Центравтомагистраль», где можно найти информацию об интенсивности движения, пробках, погодных условиях, местах размещения АЗС, пунктов питания, магазинов.
Обобщая информацию, полученную из регионов, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин отметил, что ремонтные работы на федеральных дорогах развернуты и ведутся согласно графикам. Сдаточные объекты текущего года находятся на контроле Росавтодора. Регулярный обмен информацией, контакты с управлениями автодорог дают возможность своевременно решать текущие проблемы на местах. Что касается объектов зимней Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС, то нет сомнений, что задачи, поставленные перед дорожниками Правительством РФ, будут выполнены в срок и с надлежащим качеством, подчеркнул Анатолий Чабунин.
В отрасли большое внимание уделяется внедрению инноваций. Многие зарубежные технологии пришли к нам вместе с дорожными машинами и оборудованием импортного производства. Важно теперь подтянуть квалификацию дорожных рабочих до способности управлять этой сложной техникой. Этим и занимаются в структурных подразделениях Росавтодора. На базе учебно–курсовых комбинатов организовываются курсы повышения квалификации.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
07.06.2012