В минувший вторник открыт после реконструкции участок 48–71 км автодороги М–4 «Дон», проезд по которому вскоре станет платным. В открытии объекта приняли участие и.о. министра транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев, председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах.
Для строителей ввод нового объекта – всегда праздник. Тем более такого – скоростного участка автомагистрали, где установлена интеллектуальная транспортная система, включающая информационные табло, управляемые дорожные знаки, видеонаблюдение, сеть аварийно–вызывной связи. Все это для того, чтобы пользователи чувствовали себя на трассе комфортно и безопасно. А за скорость и качество движения в недалеком будущем автомобилистам придется платить.
Правда, некоторое время участок будет работать в бесплатном тестовом режиме, пояснил председатель правления Госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Что это значит? Водители транспортных средств, подъезжая к шлюзам, будут приостанавливаться, получая от работников участка информационные буклеты, где описаны преимущества различных средств взимания платы, порядок пользования ими. Одновременно сотрудники госкомпании будут изучать спрос на те или иные способы оплаты проезда. После того как оборудование по взиманию платы и автоматизированному управлению дорожным движением пройдет тестовые испытания в условиях реального трафика, участок перейдет в режим платной эксплуатации. Альтернативный бесплатный проезд будет возможен по Старому Каширскому шоссе, но условия движения там, понятное дело, иные.
У въезда на участок – развилка, дорога по количеству шлюзов разделяется на 10 полос. На баннерах изображены разные по габаритам машины и указан их вес. В зависимости от этих параметров определяется класс автомобиля и будет устанавливаться плата за проезд. Для автомобилей массой до 3,5 тонны предполагаемая стоимость проезда по участку днем составит 30 рублей, ночью (с полуночи до семи утра) – 10 рублей. Водители грузовиков массой от 3,5 до 8 тонн будут платить 40 рублей днем и 20 ночью, а большегрузных фур (свыше 8 тонн), соответственно, 120 и 40 рублей.
Уже сейчас кабины на въезде на участок оборудованы всеми видами электронных средств взимания платы: как с использованием специально выпускаемых смарт–карт и банковских карточек, так и бесконтактным способом – с помощью транспондеров, которые будут считывать информацию. Въезжая на участок, автомобиль лишь сбавит скорость. Устройство на лобовом стекле получит звуковой сигнал, и со счета пользователя автоматически снимется сумма за проезд.
Один способ оплаты больше подходит дальнобойщикам, другой – владельцам легковых автомобилей, третий – тем пользователям, которые совершают частые, но короткие поездки. Предусмотрено на участке и взимание платы кассирами–контролерами.
Во главу угла ставятся качество дороги, комфорт и безопасность движения, подчеркнул Сергей Кельбах. Этому будет способствовать и цементно–бетонное покрытие трассы, которое в разы долговечнее асфальтобетонного и дешевле в процессе эксплуатации. Трасса «Дон» на этом участке изначально имела цементно–бетонную основу. После консультаций с экспертами перед началом реконструкции было решено сохранить здесь прежнее покрытие. На примере этого участка, где интенсивность движения составляет 50–55 тысяч автомобилей в сутки, специалисты намерены сделать вывод о целесообразности дальнейшего строительства и реконструкции дорог с цементно–бетонным покрытием.
Как отмечалось, скоростной участок может служить примером использования современных технологий. Здесь установлена автоматическая система управления дорожным движением. Данные о погодных условиях в разных точках участка в режиме он–лайн автоматически отображаются на мониторах, закрепленных над трассой на П–образных опорах. В зависимости от погоды (гололед, туман, метель на каком–то отрезке пути) скорость движения по трассе может меняться. Преимущества участка еще и в том, что в ночное время на всем протяжении он хорошо освещен.
Введенный в эксплуатацию участок (48–71 км) автодороги «Дон» – плод совместных усилий строителей ООО «Корпорация Инжтрансстрой», сотрудников Госкомпании «Автодор» и Федерального дорожного агентства, которое изначально было заказчиком проекта реконструкции. Объект является вторым пусковым комплексом проекта модернизации автомагистрали на направлении МКАД – Кашира (21–117 км) в Московской области. Стоимость реконструкции участка, начатой в декабре 2008 года, составила около 6 млрд рублей.
В рамках реконструкции количество полос на участке увеличилось с четырех до шести. Кроме того, здесь были построены две транспортные развязки (на 53–м и 62–м км), реконструирован мост через реку Северка. На протяжении 8,5 км вдоль трассы возведены шумозащитные экраны, ограждающие населенные пункты, расположенные вблизи автодороги. Дорога оснащена 18 пунктами экстренной связи, на ней установлены информационные экраны и динамические табло со знаками переменной информации для водителей.
Таким образом, Госкомпания «Автодор» продолжает поэтапную реализацию масштабного проекта модернизации автодороги М–4 «Дон», находящейся в ее доверительном управлении. Напомним, в последние год–два были введены скоростные участки на обходах городов Богородицка, Ефремова в Тульской области, Ельца, села Яркино в Липецкой области. А всего с 2011 по 2014 год на всем протяжении автомагистрали будет введено более 493 км новых участков. Предполагается, что платным станет проезд по 766 км автодороги «Дон» из 1544 км. В основном это обходы населенных пунктов.
Сергей ОЗУН,
спецкор «ТР»
17.05.2012