Автомобилисты – народ язвительный. Всякий раз, когда на той или иной автодороге разворачиваются ремонтно–строительные работы, волна их критических высказываний в адрес дорожников в СМИ и Интернете нарастает. Ибо логика человека, сидящего за рулем автомобиля, сильно отличается от мышления специалиста–дорожника, провожающего укоризненным взглядом идущую по трассе перегруженную фуру…
С одной стороны, водителей можно понять: на ремонтируемых объектах возникают заторы. Простои портят настроение москвичам, отправляющимся в конце недели на дачу, оборачиваются для перевозчиков экономическими издержками. Но есть и другая логика – тех, кто ремонтирует, приводит в нормативное состояние поизносившиеся участки автодорог. Эти действия направлены на благо пользователей. Значит, важно в каждой конкретной ситуации выстроить схему ремонтно–строительных работ так, чтобы движение по трассе, и без того перегруженной, не было парализовано.
Именно такое требование выдвинул подрядной организации заказчик работ по масштабной реконструкции первого пускового комплекса автодороги М–9 «Балтия» – ФКУ «Центравтомагистраль»: действовать с минимальными ограничениями движения автотранспортных средств. Насколько это удается генеральному подрядчику – ООО «Трансстроймеханизация»? Ответ на этот вопрос был получен в ходе инспекционной поездки заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Сергея Потапова по реконструируемому участку.
Трасса М–9 на участке между 18 км и Малым московским кольцом (50 км) сильно перегружена. На выезде из столицы собирается в один поток автотранспорт, движущийся с северного и южного направлений МКАДа и из центра Москвы. За последнее десятилетие вдоль Новорижского шоссе велось активное строительство коттеджных и дачных поселков, что привело к заторам на дороге в летний период, особенно в выходные дни. Интенсивность движения на участке от МКАДа до 21 км (поворот на Красногорск) достигает 120 тысяч автомобилей в сутки, 25% из них – грузовой транспорт. Нормы, по которым проектировалась автодорога, устарели, и ее инфраструктура недостаточно развита, чтобы соответствовать статусу скоростной федеральной автомагистрали. В общем, назрела острая необходимость реконструкции.
Проект предусматривает увеличение пропускной способности трассы почти в два раза и приведение искусственных сооружений – мостов и путепроводов – к современным требованиям безопасности. На первом этапе планируется расширить дорожное полотно с 8 до 10 полос (по 5 в каждом направлении) на участке 18–20 км; с 6 до 8 полос на участке 20–36 км и с 4 до 8 полос на участке 36–50 км.
Как рассказал журналистам во время поездки на трассу заместитель руководителя Росавтодора Сергей Потапов, проект реконструкции трассы «Балтия» был увязан с программой Москвы по модернизации вылетных магистралей. Одновременно с реконструкцией М–9 дорожники ведут ремонт мостовых сооружений. Их на этом участке 21, с учетом парности (в оба направления) – 42. Причем износ этих объектов разный, да и сами они разнотипные (мосты, эстакады, путепроводы на развязках), поэтому подход к каждому индивидуальный. Где–то требуется капремонт, где–то реконструкция, пояснил главный инженер ОАО «Мостотрест» Виктор Коротин.
Реконструкция затронет существующий мост через Москву–реку, полотно которого будет расширено до 10 полос. На 23 км дороги, в районе поселка Новый, появится новая развязка. Будет реконструирована транспортная развязка на пересечении трассы с бетонкой и увеличены радиусы съездов, а также расширено дорожное полотно на других существующих развязках. По словам начальника ФКУ «Центравтомагистраль» Юрия Жиркова, вдоль дороги установят шумозащитные экраны и новые барьерные ограждения. Проектом предусмотрено освещение всего реконструируемого участка, а также создание АСУДД.
Понятное дело, что любые ремонтные работы на автодороге, тем более такие масштабные, ограничивают движение. Как сообщил главный инженер ООО «Трансстроймеханизация» Андрей Попов, на участке одновременно работают 450 дорожников. А всего на стройке заняты около 1,5 тысячи человек. Привлечены до 160 единиц техники. Конечно, в границах ремонтируемых объектов скорость движения автотранспорта резко падает. Но дорожники принимают меры к тому, чтобы минимизировать неудобства, доставляемые пользователям. На первом этапе ведется реконструкция правой стороны трассы. Впоследствии движение будет переключено на нее. За счет сужения земляной разделительной полосы, которая достигает 13 метров, дорога станет шире. По мнению специалистов, это обеспечит экономичность проекта, поскольку отпадет необходимость компенсационных выплат за выкуп земельных участков и перенос коммуникаций.
Для обеспечения максимальной пропускной способности трассы схема организации движения на период работ пересмотрена. На подъезде к реконструируемым объектам выставлены информационные щиты. В ночное время обеспечено освещение объектов, установлены свето-
отражающие катафоты, сигнальные фонари. Чтобы пользователь с вечера знал, как будет организовано движение на участке, на АЗС налаживается выдача информационных листов. Ситуацию на дороге в режиме он–лайн отслеживают камеры наблюдения, эта информация доступна пользователям в Интернете.
После завершения реконструкции правой стороны трассы движение будет полностью переведено на нее и новые полосы, выделенные за счет сужения разделительной полосы. Причем количество полос левого направления во время ремонта будет увеличено за счет габаритов их проезжей части. Сдать в эксплуатацию участок первого пускового комплекса трассы (18–50 км) планируется в марте 2015 года.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
14.06.2012