• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Транспортно доступны

Необходимо развивать малую авиацию и аэродромную сеть 
Якутии.

Транспортно доступныЯвляясь значительным по территории субъектом РФ, Якутия тем не менее имеет слабо развитую транспортную сеть. Более 90% территории обеспечено только сезонной транспортной доступностью, т. е. до многих населенных пунктов республики в определенное время года невозможно добраться ни по суше, ни по воде. Поэтому в настоящее время, как и в ближайшей и среднесрочной перспективе, альтернативы авиации на Крайнем Севере нет. Необходимость сохранения и развития малой авиации и аэродромной сети в Якутии очевидна.
Якутия – один из немногих субъектов РФ, где, несмотря на экономические трудности 1990–х – начала 2000–х годов и на мировой финансово–экономический кризис, удалось сохранить региональную маршрутную сеть и доступность авиатранспортных услуг для населения. Основными предпосылками восстановления и развития региональной авиации республики стали понимание властью и директорским корпусом гражданской авиации Якутии исключительной роли авиации в обеспечении потребностей граждан и экономики республики, принятие и последовательная реализация республиканской долгосрочной государственной целевой программы развития воздушного транспорта.
Перестройка и постперестроечная разруха отразились на гражданской авиации далеко не лучшим образом. Если в 1992 году на местных воздушных линиях в республике было перевезено около 1 миллиона человек, то в наши дни – 250 тысяч человек, т. е. в четыре раза меньше.
Более чем в четыре раза в стране сократилось количество действующих аэропортов, особенно регионального значения и местных воздушных линий. Тем не менее в республике удалось сохранить 32 аэропорта местного значения и наладить авиационное сообщение между населенными пунктами. Сделано это было благодаря реализации с 2002 года региональной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2015 года», в которой были заложены программные методы решения задач отрасли. В результате в условиях кризисной ситуации удалось не только сохранить авиационную отрасль, но и наработать задел для дальнейшего развития.
Создание пилотного проекта – единственного в отрасли федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», куда вошли 23 аэропорта, позволило сохранить все базы с малой интенсивностью полетов. Устойчивая работа этого предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики.
Якутия имеет опыт субсидирования региональных авиаперевозок, что позволило в разы увеличить транспортную подвижность даже самых незащищенных слоев населения в отдаленных районах республики.
Всего из регионального бюджета на развитие воздушного транспорта в целом было потрачено порядка 2 млрд рублей.
Тем не менее ключевым вопросом остается проблема обновления парка воздушных судов регионального назначения, которая особенно контрастно проявилась в регионах Крайнего Севера, где авиационный транспорт является основным, а порой единственным средством передвижения населения и доставки грузов.
До 1981 года в нашей стране были выпущены 59 230 легких самолетов, причем 96% из них были изготовлены до 1960 года. Пик списания авиатехники этого класса в связи с выработкой общетехнического ресурса пришелся на 2001–2005 годы. Постепенно ушли в прошлое Ан–2 и Як–12, которые в основном и обслуживали местные авиалинии и применялись для нужд народного хозяйства.
В настоящее время авиационной промышленностью прекращено производство отечественных самолетов малых типоразмеров, т.е. самолетов до 10, 12, 50 мест. В Якутии большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих внутрирегиональные перевозки, – устаревшей конструкции, они дорабатывают свой ресурс. Это воздушные судна Ан–24, Ан–26, Ан–2, вертолеты Ми–8. Активный парк самолетов будет поэтапно списан в период с 2013 по 2018 год. С учетом графика списания самолетов и изменения динамики пассажиропотока потребность республики в обновлении парка воздушных судов регионального назначения на период с 2011 по 2020 год составит более 40 единиц.
В последние годы в рамках региональной программы обновления парка воздушных судов были приобретены в качестве перспективных 7 самолетов Ан–3 и 4 единицы самолетов Ан–140, которые полностью подтвердили заявленные летно–технические характеристики в условиях низких температур и посадок на грунтовые аэродромы. Однако в настоящее время авиационной промышленностью предпринят ряд шагов, ставящих под угрозу планы в отношении развития малой авиации. Это касается прекращения производства ВС Ан–3 и отсутствие самолета Ан–140 в производственной линейке ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Что ожидает якутских пассажиров по истечении нескольких лет? Ведь серийного выпуска отечественных самолетов для малой авиации, которые могли бы заменить существующие воздушные суда в России, сейчас нет, а дороги к труднодоступным населенным пунктам Якутии продолжают отсутствовать. Республиканские власти неоднократно обращались в федеральный центр с проблемой необходимости производства воздушных судов малой авиации, но дело так и не двигается с мертвой точки.
В прошлом году в Якутске прошли очередное заседание Клуба командиров авиапроизводства России и общее собрание Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), где была утверждена стратегия деятельности на ближайшую перспективу. Одним из приоритетных направлений деятельности признана поддержка развития региональной, в первую очередь малой авиации.
Необходимость решения важнейшей проблемы авиационной отрасли – обновления парка гражданских самолетов, в особенности региональных, недавно обсуждалась на самом высоком федеральном уровне. Перед российским авиапромом были поставлены задачи создания передовых и перспективных моделей авиационной техники и их серийного производства. Иными словами, многие авиаторы и госчиновники отрасли понимают, в каком направлении надо двигаться дальше. Но все, что удалось сделать на сегодня, – это только предпосылки для начала практической деятельности в интересах авиационного бизнеса, экономики и граждан.
Повышение доступности авиационного транспорта в северных районах России и его развитие являются важнейшими государственными задачами, актуальность которых еще более возрастает в связи с предполагаемым усилением экономической деятельности в Арктике и ряде районов Севера.
Для решения этих задач требуются комплексный подход, совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти. В связи с этим необходима государственная поддержка и долгосрочная техническая политика в сфере производства отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на Севере.

Михаил СЕРГЕЕВ

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya