Мероприятие прошло под знаком 20–летия образования совета. В заседании приняли участие руководители железнодорожных администраций России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. Также присутствовали представители ассоциированных членов совета — руководители железнодорожных администраций Болгарии, Грузии, Латвии и Финляндии.
Круг обсуждавшихся вопросов был достаточно широк. Железнодорожники проанализировали результаты эксплуатационной работы за 2011 год и 1 квартал 2012 года, нормативы графика движения поездов на 2012–2013 годы, итоги переписи грузовых вагонов и контейнеров, план НИОКР железнодорожных администраций на 2012 год. На повестку дня были вынесены вопросы пассажирских перевозок в межгосударственном сообщении.
Председательствовавший на заседании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что решение о создании совета полностью себя оправдало и подтверждено жизнью на протяжении двадцати лет. В результате деятельности совета удалось не только сохранить технологическое единство железнодорожной сети, но и усовершенствовать его, приумножить нормативную базу с учетом работы в новых условиях, а также развить единое информационное пространство.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков выразил благодарность исполнительному органу совета за конструктивное сотрудничество, которое сыграло особую стабилизирующую роль во время экономического кризиса, а также в ходе подготовки работы транспортного комплекса России в условиях Таможенного союза.
В рамках заседания был определен график движения пассажирских поездов на 2012/2013 год на сети железных дорог стран – участниц Содружества. Им предусмотрено обращение 243 пар дальних пассажирских поездов международного сообщения. В процессе разработки графика уделялось особое внимание повышению маршрутной скорости следования поездов, улучшению использования составов и пропускной способности линий, а также удобства пассажиров относительно времени отправления с конечных пунктов формирования и оборота составов.
Подводя итоги эксплуатационной деятельности железнодорожных администраций, входящих в совет, Владимир Якунин констатировал, что благодаря слаженной работе в 2011 году железным дорогам государств – участников СНГ удалось достичь уровня перевозок 1992 года. Тогда грузооборот составлял почти 2,8 млрд т–км, но появление новых границ и общее состояние экономик государств привело к снижению грузооборота к 1998 году до минимального уровня – 1,4 млрд т–км. Затем начался постепенный устойчивый рост грузооборота. Несмотря на влияние экономического кризиса 2008 года, выполнение грузооборота на сети железных дорог по итогам 2011 года составило 2,7 млрд т–км.
Председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Петр Кучеренко сообщил, что в I квартале 2012 года на сети железных дорог государств – участников соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров перевезено 509,3 млн тонн грузов, что выше уровня аналогичного периода 2011–го на 2,1%. Рост продемонстрировали железнодорожные администрации Армении (+12,8%), Беларуси (+9,6%), Казахстана (+5,4), России (+2,9) и Латвии (+23).
Анализ выполнения перевозок в первом квартале 2012 года выявил тенденцию изменения соотношения роста перевозок во внутреннем и международном сообщении. Так, если в 2011–м относительный рост объемов перевозок во внутреннем сообщении превышал рост перевозок в международном сообщении, то в первом квартале 2012 года перевозки во внутреннем сообщении увеличились на 0,8% а в международном сообщении – на 6,2% и составили 18,5% от общего объема среднесуточной погрузки грузов.
Показатели деятельности железных дорог, по словам Владимира Якунина, в полной мере отражают тенденции социально–экономического развития отдельных отраслей экономики, формирующих соответствующую грузовую базу. Необходимо и дальше работать над повышением качества грузовых перевозок и их эффективности для грузовладельцев, над оптимизацией перевозочного процесса. Важно, что эта оптимизация проводится в условиях реформирования железнодорожного транспорта, отметил президент ОАО «РЖД».
Тема реформы была продолжена за «круглым столом» с участием представителей железнодорожных администраций, входящих в совет. Они обменялись опытом и прослушали сообщения о лучших практиках реформирования железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве. Эксперты обсудили такие краеугольные вопросы, как разделение административной и хозяйственной деятельности, грузового и пассажирского комплекса, формирование рынка перевозок, оперирование и ремонт подвижного состава.
Старший вице–президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников рассказал о мероприятиях по реформированию железнодорожного транспорта в России. Одним из наиболее сложных в ходе реформы стал вопрос целесообразности отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности, что предполагает вывод в конкурентный сектор локомотивной тяги. Валерий Решетников отметил, что в России, как и в других странах, был проведен детальный анализ последствий возможного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности. По оценкам российских специалистов, этот шаг привел бы к росту операционных издержек и конечного тарифа на перевозку на 25–30%. Но грузоотправители и государственные регуляторы оказались к этому не готовы. В результате рассмотрение данного вопроса было отложено до 2015 года.
По итогам «круглого стола» были подготовлены рекомендации по реформированию железнодорожного транспорта государств – участников Содружества. Представители железнодорожных администраций высказали свои предложения в проект документа и выразили готовность следовать изложенным рекомендациям.
Напомним, что в соответствии с планом НИОКР совета на 2011 год Институтом проблем естественных монополий была выполнена научно–исследовательская работа по теме «Разработка рекомендаций о возможности использования положительного опыта реформирования железнодорожного транспорта железнодорожных администраций, участвующих в работе совета». В настоящее время железнодорожный транспорт стран «пространства 1520» находится на различных этапах реформирования.
Однако по результатам исследования были выделены единые для всех направления реорганизации железнодорожной отрасли: оптимизация структуры отрасли и изменение организационно–правовой формы предприятий, действующих в сфере железнодорожного транспорта. Далее – совершенствование и гармонизация тарифной системы; минимизация рисков преобразований на железнодорожном транспорте; развитие и оптимизация набора инструментов инвестирования в железнодорожный транспорт; нормативно–правовая поддержка реформирования железнодорожного транспорта.
В рамках заседания совета руководители железнодорожных администраций Украины, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Узбекистана подписали соглашение «Об экономической ответственности за провоз безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, неоформленного багажа и (или) грузобагажа в поездах, следующих в международном сообщении». Этим соглашением уточняются отдельные положения об оформлении фактов безбилетного провоза пассажиров, излишней ручной клади и багажа, зафиксированные в аналогичном соглашении в 1994 году, а также существенно изменены размеры самой экономической ответственности. Согласно подписанному документу стороны выразили согласие перейти на фиксированный денежный штраф. Ожидается присоединение к этому соглашению и других железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии.
Не был упущен участниками мероприятия и резко обострившийся в последнее время вопрос безопасности движения. Петр Кучеренко сообщил, что в связи с участившимися случаями изломов литых деталей тележек согласована новая редакция временного порядка взаимодействия железнодорожных администраций по организации приостановки эксплуатации грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
25.05.2012