В последнее воскресенье мая по традиции вступают в силу новый график движения и план формирования поездов на 2012/2013 годы. Общие размеры движения поездов Федеральной пассажирской компании не изменятся и на ближайший год составят 596 пар пассажирских поездов, что соответствует их количеству в 2011/2012 годах. Однако ФПК приготовила для пассажиров интересные новинки, которые можно будет оценить буквально на днях.
Напомним, что пассажирооборот на сети российских железных дорог в 2011 году вырос на 0,7% к уровню 2010 года и составил 139,8 млрд пасс.–км. В 2012 году перед пассажирским комплексом стоит задача достичь объема перевозок пассажиров докризисного 2008 года, когда отправлялись свыше 1 миллиарда пассажиров. Тенденции первого квартала 2012 года обнадеживают: перевезены 223,1 млн пассажиров, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Чтобы не сбиться с заданного темпа, российские железнодорожники осваивают новые технологии обслуживания клиентов, в частности, с 21 мая начинают продажу билетов на поезда дальнего следования в кредит. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «ФПК» Михаил Акулов. Для покупки билета через систему микрокредитования пассажиру необходимо обратиться в одну из специализированных касс, имея на руках общегражданский паспорт. Заявка на кредит в размере от 1 тысячи до 25 тысяч рублей будет рассматриваться банком–партнером в течение 2 минут. При получении положительного решения пассажиру выдадут пластиковую карту, на которой будут находиться необходимые денежные средства. Погашение кредита по условиям банка подразумевает беспроцентный период на срок до 55 суток. Вся процедура покупки билета в кредит, включая оформление договора между банком и клиентом, составит около 20 минут. Всего в России будут действовать 76 специализированных касс для продажи билетов в кредит на вокзалах в крупных городах.
Традиционные каналы продаж проездных документов в последние годы потеряли свою привлекательность, но, как и во всех европейских странах, будут сохранены в России в течение ближайших лет. Однако современные пассажиры требуют развития новых электронных каналов. В первую очередь это переход на электронные проездные документы. Технология продажи проездных документов через Интернет была внедрена в мае 2007 года. В настоящее время она составляет 11,3% от общего количества мест, реализованных в целом по сети железных дорог, а для высокоскоростных поездов «Сапсан» достигает 37%.
По словам Михаила Акулова, ОАО «ФПК» начало предоставлять скидки в размере 5% на электронные проездные документы, приобретаемые через сайт ОАО «РЖД», а также через веб–системы партнеров на поезда дальнего следования формирования ОАО «ФПК» в вагоны класса «люкс», СВ и купейные вагоны во внутригосударственном сообщении. Железнодорожники считают, что полный переход на безбумажную технологию оформления билетов в свое время позволит достичь существенной экономии в расходах на поддержание сети дистрибьюторов.
ОАО «ФПК» продолжает развивать услугу электронной регистрации, когда для посадки в поезд достаточно лишь показать паспорт. Она осуществляется на все пассажирские поезда дальнего следования, курсирующие по территории РФ. В 2011 году этой услугой воспользовались 4,3 млн человек, что в 3,5 раза больше, чем в 2010 году. Половина пассажиров, оформивших электронные билеты через Интернет, использует электронную регистрацию и осуществляет посадку в поезд, в принципе минуя кассы. Внедряемый сейчас информационный обмен между АСУ «Экспресс» и поездом в режиме реального времени позволит проходить электронную регистрацию практически до момента отправления. Ныне действует ограничение – 1 час. Мобильные терминалы сбора данных уже внедрены в 40 составах поездов.
Летом 2011 года электронная регистрация стала доступной и пассажирам в сообщении с Латвией. В настоящее время специалисты ОАО «РЖД», ОАО «ФПК» и Железных дорог Финляндии совместно работают над организацией проезда по электронным билетам в поездах российско–финляндского сообщения. К 2020 году более 70% пассажиров, оформляющих билеты через Интернет, будут использовать услугу электронной регистрации при посадке в поезд.
Российские железнодорожники намерены установить в скором времени единую стоимость напитков и кондитерских изделий, продаваемых в поездах дальнего следования. Вся продукция, реализуемая в поездах, будет иметь отличительную марку со специальной голограммой. Таким образом, ответственность за качество традиционного чаепития в купе и за здоровье пассажиров, наконец, найдет конкретного адресата.
Впереди у железнодорожников пиковый сезон летних перевозок. Согласно предварительным заявкам летом планируется перевезти около 500 тысяч детей, для чего назначаются более 150 «детских» поездов. Будут сформированы 35 специальных составов из вагонов последних лет постройки, оборудованных кондиционерами и биотуалетами. Эти составы в летний период будут задействованы только на перевозках детских коллективов.
По итогам анализа перевозок групп детей одним из основных проблемных вопросов последних лет является высадка детей на пограничных станциях. Главной причиной возникновения подобных ситуаций по–прежнему остается формальный подход к подготовке документов, дающих право на пересечение границы РФ, как со стороны руководителей, так и со стороны родителей. Со списком документов, необходимых для пересечения государственной границы несовершеннолетним гражданином РФ, можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД», а также в справочных на вокзалах.
К сожалению, железнодорожники не планируют в этом году увеличивать число плацкартных и общих вагонов в составах поездов дальнего следования. По словам руководителя ФПК, это связано с недофинансированием со стороны федерального бюджета расходов ФПК на этот вид перевозок. Михаил Акулов сообщил, что в минувшем году железнодорожники недополучили 7 млрд рублей, и почти такой же дефицит ожидается и по итогам текущего года. Так что объем мест, предлагаемых в данной категории подвижного состава, будет аналогичен прошлогоднему и явно недостаточен для всех желающих уехать подешевле.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
17.05.2012