Вопрос не риторический. В последнее время появилось немало информации, которая укрепляет сомнения в том, что планы по строительству ВСМ станут реальностью.
Напомним вкратце, о чем речь. Когда Россия победила в конкурсе на право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года и Екатеринбург был назван среди городов, где, возможно, пройдут матчи мундиаля, встал вопрос о его транспортной доступности. Среди кандидатов он самый дальний от столиц. И это снижало и снижает его шансы стать мировым футбольным городом. Значит, расстояния надо сократить. Вопрос – как?
И вот тут вновь обратились к идее организации высокоскоростного движения, о чем раньше высказывались свердловские власти. К тому же Екатеринбург выдвинут кандидатом на проведение Всемирной выставки ЭКСПО–2020. Так что момент для того, чтобы принять окончательное решение о строительстве высокоскоростной магистрали, повысив транспортную доступность уральской столицы, самый что ни на есть удачный. Поэтому недавно губернатор дал указание завершить разработку технико–экономического обоснования (ТЭО) строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ–2 в самые короткие сроки.
«Оперативная разработка ТЭО позволит представить проект строительства железной дороги на рассмотрение федеральным органам власти. После чего ими будет принято решение о финансировании строительства и о включении проекта ВСМ–2 в различные государственные программы. Поэтому необходимо в самое ближайшее время вынести на утверждение в федеральные органы детально разработанные предложения по реализации проекта», – отметил глава региона.
Проект реализуется через Корпорацию развития Среднего Урала и предполагает освоение 1,5 триллиона рублей на строительство 1500 километров железнодорожных путей, скорость движения по которым сможет достигать 350–400 км/ч. Это значит, что екатеринбуржцы будут прибывать в столицу через 7–8 часов после отправления из родного огорода.
Первоначальный пакет документов по ТЭО будет готов уже в мае.
Как отметил генеральный директор ОАО «Проектная компания ВСМ–2» Денис Муратов, прежде всего, регион должен доказать социально–экономический эффект от строительства магистрали, причем необходимо сделать прогноз на весь жизненный цикл до 2030 года. Кроме того, разработчикам предстоит решить вопрос трассировки и обозначить предполагаемые места остановки состава, а также определить организационно–правовую форму проекта. Скорее всего, это будет механизм государственно–частного партнерства. «Это очень большая работа, но у нас есть уверенность, что при поддержке губернатора и областного правительства нам удастся выполнить ее в срок. Тем более что опыт обоснования инвестиций у компании есть благодаря проекту строительства высокоскоростной магистрали Санкт–Петербург – Москва», – добавил Денис Муратов.
Решение первоочередных задач позволит субъектам Российской Федерации, по территории которых пройдет ВСМ, определить свои возможности участия в строительстве. Отметим, что меморандумы о присоединении к проекту уже подписали Республика Татарстан, Нижегородская область, Пермский край, Республика Башкортостан.
Напомним: магистраль Екатеринбург – Москва была включена в государственную программу развития железнодорожного транспорта до 2030 года и в основные положения федеральной долгосрочной программы по развитию скоростного и созданию высокоскоростного транспорта в России.
Как известно, комплексный инвестиционный проект строительства ВСМ–2 позволит наладить качественно новое сообщение по линии Екатеринбург – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Москва. Предположительно, до 30% населения страны смогут пользоваться именно этой высокоскоростной магистралью.
Однако не все разделяют этот оптимизм. На недавнем Пассажирском форуме–2012 глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал: «Основная важнейшая перспектива, на наш взгляд, заключается в начале реализации проекта скоростного движения. Речь идет не только о Москве и Санкт–Петербурге, речь идет об организации перевозок гостей и спортсменов Чемпионата мира по футболу–2018, Олимпиады в Сочи, развитии высокоскоростного сообщения в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти ориентиры относятся к нашим всеобъемлющим перспективам, которые требуют скорейшего решения».
Но, перечисляя города, которые планируется связать высокоскоростным движением, Екатеринбург он почему–то не назвал. И только отвечая на вопросы, заметил, что «разработка проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва идет «со скрипом». Все, мол, как обычно, связано с проблемой финансирования. «Инфраструктура требует во всем мире поддержки госбюджета, мне не известны проекты развития инфраструктуры, которые бы реализовали за частные деньги на евразийском пространстве», – заметил Владимир Якунин.
Но только ли в деньгах дело? Эксперты, изучавшие вопрос об организации ВСМ–2, называют несколько причин, по которым реализация этого проекта вызывает сомнения.
Начнем с того, что прогнозные цифры пассажиропотока на этом направлении мало кого убеждают. Авторы проекта утверждают, что в год услугами высокоскоростных поездов воспользуются от 13 до 17 млн пассажиров. Однако сегодня этот показатель значительно ниже.
Во–вторых, смогут ли железнодорожники в борьбе за пассажира предложить жителям региона приемлемые цены на билеты? Уже сегодня они сопоставимы с ценами на авиабилеты. А по главному показателю – скорости и, следовательно, времени в пути – железные дороги все равно авиаторам проиграют. Тем более что направление на Москву – приоритетное в любом аэропорту, сюда стремятся все авиакомпании, что вполне может привести к снижению тарифов.
В–третьих, руководство РЖД беспокоит, что запуск высокоскоростных составов помешает курсированию обычного железнодорожного транспорта. Ведь для таких поездов необходимо создавать свою путевую инфраструктуру, что невероятно дорого. Не исключено поэтому, что компания ограничится ускорением движения поездов по уже имеющимся путям.
Высказали свое сомнение в целесообразности проекта ВСМ–2 и правительственные эксперты, которые недавно готовили финальный доклад рабочих групп по коррекции «Стратегии–2020». В нем содержатся «практические рекомендации Правительству РФ по нерадикальным экономическим реформам без существенных изменений в политической системе».
В 2012 году в окончательном варианте программного документа на этот счет сказано следующее:
«Существенная развилка транспортной политики состоит в выборе способа скоростного сообщения в сфере межрегиональных пассажирских перевозок на расстояниях до 700–800 километров: либо развитие аэропортовой инфраструктуры и местных авиалиний, либо развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. Для каждого устойчивого транспортного направления этот вопрос должен решаться индивидуальным экономическим расчетом, но очевидно, что реалии финансовых ограничений не позволят вводить оба варианта на одних и тех же маршрутах. На расстояниях более 800 километров или при отсутствии альтернативных видов транспорта целесо-
образно приоритетным порядком рассмотреть развитие (сохранение, предотвращение деградации) внутренних воздушных линий и местных аэропортов. Во многих регионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта, сокращение местных перевозок, закрытие авиалиний, развал авиатранспортной инфраструктуры, эксплуатирующей самолеты региональной авиации, могут привести к созданию кризисной ситуации, увеличению транспортной и социально–экономической разобщенности территорий».
Чтобы избежать этого, в области начали реконструкцию аэропорта Уктус (ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие»). Проработку этого вопроса в октябре прошлого года поручил областному правительству губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Однако проект, за реализацию которого взялся холдинг УГМК, продвигается медленно. Главная проблема в том, что Уктус – аэропорт совместного базирования с Минобороны, поэтому, как признавался министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Геннадий Маренков, никто туда вкладываться не будет. Да и вообще, по его словам, мобильность населения низкая: летают всего 2% свердловчан. А если население предпочитает сидеть дома, зачем развивать региональную авиацию? Как, впрочем, и высокоскоростное железнодорожное сообщение…
И тем не менее в 2012 году из бюджета Свердловской области запланировано выделение 200 миллионов рублей на создание конкурсной документации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Москва. В дополнение к тем сотням миллионов, которые были заложены в бюджет раньше. Хоть и со «скрипом», но деньги осваиваются...
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург
25.05.2012