завершилась
экзаменационная пора.
Несмотря на морозы, для студентов зимняя сессия – горячая пора. В одном из ведущих вузов страны, Московском госуниверситете путей сообщения (МИИТе), экзаменационно–зачетная полоса препятствий растянулась до февраля. За это время экзамены успели сдать несколько десятков тысяч студентов. В столь напряженные дни им не раз приходилось жертвовать полноценным сном и питанием, нервными клетками. Лишь когда последний из экзаменов остался позади, не грех, наконец, расслабиться и вспомнить, как это было…
«Билет и задачка. Прием!»
Знакомая картина: перед аудиториями в небольшие стайки сбиваются студенты. Доносятся заговорщический шепот и шелест судорожно перелистываемых конспектов. Особенно волнуются первокурсники: им это все внове. Чувствуется в их рядах особое напряжение. В глазах у многих – отрешенность. «Списать нереально», – нагнетает панику какой–то нерадивый студент, заглядывая в дверную щель. «Отойди, не мешай», – делает характерный жест рукой одна из девушек, склонившаяся над смартфоном с закачанными ответами. Иногда все же встречаются студенты, которые в эти нервозные дни, напротив, неплохо владеют собой.
Пятикурсница Института транспортной техники и систем управления (ИТТСУ)
МИИТа Яна Бредихина сдала экзамен по микропроцессорным системам управления. Готовилась к нему три дня. Залог победы – хорошо выспаться накануне экзамена, считает она. Учить тоже надо с перерывами на отдых, чтобы в голове не было неразберихи и сумятицы.
Для студента ИТТСУ МИИТа Владислава Наумова это третья в жизни сессия. Все страхи и переживания остались где–то в самом начале экзаменационного марафона (на первом курсе). Ныне рациональность, по его собственному признанию, превалирует над эмоциями. Потому, когда Влад шагнул в аудиторию, где сокурсники сдавали философию, ни один мускул не дрогнул на его лице. Хладнокровно, как Штирлиц, он окинул взглядом стол с экзаменационными билетами. «Тот, который с левого края, – мой», – подсказал внутренний голос. Чутье не подвело – билет он хорошо знал. Через десять минут в зачетке красуется «отлично».
– Как раз перед тем, как войти в аудиторию, я его повторял! – радуется студент, который, кстати, учится на одни «пятерки». Есть у Влада одна примета: если успешно сдал первый экзамен – на следующие нужно непременно являться в той же одежде.
Как оказалось, подвержены суеверию и другие молодые люди. Один верит в «счастливую» рубашку, другой убежден – не надо бриться и мыться, третий истошно голосит среди ночи в раскрытое окно, призывая «халяву» ловиться. Но есть у МИИТовцев одна традиция: перед трудным экзаменом нужно непременно потереть бронзовый ботинок «вечному студенту», сидящему на лавочке у входа в здание первого учебного корпуса. Тогда обязательно сдашь непростой предмет на отличную оценку. Один старшекурсник открыл мне страшную тайну: тереть ботинки памятнику неправильно, нужно гладить бронзовую книжку, которую он держит в руках. В который раз удивляешься самобытности студенческих примет. У каждого они свои.
Второкурсница ИТТСУ МИИТа Анастасия Милехина, обучающаяся по специальности «Метрология и метрологическое обеспечение», вспоминает, как на первом курсе, перед сдачей самого трудного экзамена в семестре, ей постоянно снился один и тот же, как оказалось потом, вещий сон. Будто заходит она в аудиторию и вытягивает билет под номером восемь. И что вы думаете, наутро именно восьмой билет попался ей на экзамене.
Впрочем, вместо традиционных примет и суеверий отдельные студенты целиком возлагают надежды на современные технологии. Всевозможные гаджеты значительно облегчили судьбу нынешних студентов. Телефоны, смартфоны, планшеты, микронаушники... Теперь не надо заморачиваться и строчить «шпоры» от руки мелким почерком. Главное – незаметно достать из рукава мобильный во время экзамена. Студентов, которые прибегают к этому методу, немало.
«Билет и задачка. Прием! То есть, конечно же, при нем». Помните сценку на экзамене из знаменитой советской кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Оказывается, случается подобное и в реальной жизни. Один из заслуженных и уважаемых ныне преподавателей МИИТа (к слову, весьма строгий ныне экзаменатор) вспомнил, как в бытность свою студентом однажды пошел на поводу у банальной человеческой слабости и решился на списывание. Уловка, как ему тогда казалось, была остроумна: листок с формулами был приклеен к обратной стороне солнцезащитных очков. В таком «прикиде» он явился на экзамен, но был разоблачен. Пришлось отвечать на дополнительные вопросы по всему курсу.
Надеяться только на себя
В Институте транспортной техники и систем управления МИИТа второкурсники сдают электротехнику. Доцент кафедры «Электроэнергетика транспорта» Борис Дудин поясняет, что экзамен по этой дисциплине проходит с использованием современных методик оценки знаний студентов. Допуском к нему служит выполненная в срок на электронном стенде лабораторная работа. Сам экзамен студенты сдают в виде компьютерного тестирования, рассчитывают напряжение электрической цепи и чертят схемы за электронной вычислительной машиной с использованием специальных программ. Борис Дудин рассказывает, что еще лет 15–20 назад при решении подобных задач приходилось обходиться лишь обычными калькуляторами. Было ли хуже в те времена?
С одной стороны, по мнению Бориса Дудина, современные информационные технологии заметно упростили и облегчили жизнь преподавателям и студентам. С другой – вряд ли стали панацеей от всех проблем. Скажем, раньше студентам приходилось самостоятельно контролировать ход вычислений, перепроверять полученные данные из–за боязни допустить ошибку. В те времена не было надежды на «всесильный» компьютер.
Далеко не все преподаватели МИИТа считают тестирование на экзамене идеальным способом проверки знаний. По мнению некоторых из них, ложкой дегтя к статистике по «двоечникам» добавляется определенный процент попытавшихся угадать правильные ответы, как шутят сами студенты, «методом научного тыка». Хотя в течение года некоторые из тех, кто провалил итоговый тест, могут демонстрировать вполне приемлемый и даже хороший уровень знаний. Подводит ли их на экзамене волнение, спешка, невнимательность или все вместе – загадка, над которой бьются специалисты. В этом отношении устная форма ответа имеет ряд преимуществ: во–первых, с первых мгновений экзаменатор способен определить уровень подготовки и степень знаний студента. Во–вторых, по наблюдениям преподавателей, в стрессовой ситуации общение с глазу на глаз способствует катализации процесса мыслительной деятельности за счет потенциальных резервов мозга.
По словам завкафедрой «Электропоезда и локомотивы» ИТТСУ МИИТа Олега Пудовикова, есть и другая проблема. Она заключается в том, что во время подготовки к экзамену студенты часто идут за материалом не в библиотеку, а скачивают готовые ответы из Интернета, где не всегда встречаются достоверные и адекватные источники информации. Олег Пудовиков, один из самых молодых доцентов МИИТа, пользоваться телефонами и коммуникаторами во время сдачи экзамена не разрешает. Все хитрости и уловки студентов ему хорошо знакомы. По его наблюдениям, современные молодые люди все реже пишут рукописные шпоры (в народе – «бомбы»). Гораздо проще, скажем, отксерокопировать страницы лекций и уменьшить их до размеров спичечного коробка. Такие студенты должны знать: преподаватель всегда видит, когда они списывают. По словам Олега Пудовикова, в первую очередь человека выдают глаза. В одном случае студент чувствует свою вину, и глаза у него, как у нашкодившего кота. В другом – считает себя умнее всех, отчего взгляд становится вызывающим.
Сами студенты зачастую не считают шпаргалки абсолютным злом. По словам третьекурсницы Института пути, строительства и сооружений МИИТа Ирины Белоногой, тезисный конспект помогает систематизировать, то есть разложить по полочкам полученные знания.
Шпаргалки – это не значит, что студент не готовился, доказывает пятикурсник Юрий Михеев. Просто с ними как–то психологически спокойнее. К тому же, говорит Юрий, воспользоваться шпаргалками ему практически ни разу не удавалось. Скажем, сегодняшний экзамен будет проходить в форме теста. Вопросов много, а время ограничено – надеяться приходится только на себя.
Второкурсница ИТТСУ МИИТа Анастасия Пыленок, будущая специальность которой «Метрология и метрологическое обеспечение», признается, что шпаргалками пользоваться так и не научилась. Да и какой толк от них может быть на экзамене по электротехнике? Здесь важно понимать, говорит Анастасия. По ее словам, на экзамене по этой дисциплине преподаватель разрешает пользоваться и конспектами лекций, и учебниками. Но если не посещал занятия и не научился решать задачи, тебе все это не поможет.
Условно преподавателей можно разделить на тех, кто ревностно относится к своему предмету и не приемлет шпор, и тех, кто закрывает глаза на шпаргалки и оценивает экзаменуемого по
предыдущей работе на занятиях или выясняет реальный уровень знаний, задавая много дополнительных вопросов. Доцент кафедры «Мосты и тоннели» Института пути, строительства и сооружений МИИТа Евгений Титов относится к последним. В нынешнюю сессию он принимает экзамен по относительно новому предмету – «Тоннельные пересечения на транспортных магистралях». Проектировать тоннели очень непросто, поэтому на экзамене преподаватель разрешает пользоваться любым справочным материалом. Логика у него простая: если студент – человек ответственный, то он получит свои знания при любых обстоятельствах. А нерадивого видно за версту.
Напомним, что в МИИТе уровень знаний студентов проверяется не только во время сессии. В вузе действует так называемая рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), которая представляет собой сбалансированную методику, основанную на системном подходе к подготовке специалистов с высшим образованием. Проще говоря, эта система позволяет отслеживать и контролировать текущую успеваемость студента в течение всего семестра. Благодаря РИТМу можно контролировать работу студентов на всех этапах, стимулируя их к систематическому изучению учебного материала.
В системе РИТМ–МИИТ введен показатель качества подготовки специалиста – рейтинг студента, дающий комплексную оценку его работы за период обучения. Каждый студент при поступлении в университет получает логин и пароль, с помощью которого можно войти в информационную систему и вместе с родителями увидеть свои оценки за весь период обучения. Информация о студентах, имеющих высший рейтинг по специальности на курсе, поступает на «доску почета» информационного портала университета.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
20.13.2014