Когда российский авиалайнер делает круг перед заходом на посадку во французском аэропорту Орли, из иллюминатора открывается потрясающий вид на ночной Париж. Сливаются в бесчисленные островки мириады светящихся огней, отражая пульсирующую жизнь гигантского мегаполиса. С высоты птичьего полета можно увидеть призрачный силуэт знаменитой Эйфелевой башни. Подсвеченная электрическими софитами, с высоты она кажется игрушечной…
Впрочем, полюбоваться красотами из окна самолета Веронике Бондаревой удается редко. Перед посадкой воздушного судна у бортпроводников дел невпроворот: нужно отключить электропитание бытовых приборов, проверить, все ли пассажиры пристегнуты ремнями безопасности, пристегнуться и самим, заняв рабочие места, и сообщить по громкоговорителю о снижении судна. А если кому–нибудь из пассажиров на борту вдруг станет плохо, – кто как не бортпроводник успокоит, окажет первую медицинскую помощь?
Свой первый стажерский полет бортпроводница одной из крупнейших российских авиакомпаний (она же студентка МГТУ ГА) Вероника Бондарева, пожалуй, не забудет никогда. Уж сколько слез было пролито дома над упрямо не разглаживающейся белой рубашкой, перед зеркалом при нанесении специального макияжа, знает одна лишь мама.
Накануне перед полетом девушка весь день повторяла правила использования аварийно–спасательного оборудования в случае возникновения нештатных ситуаций в воздухе и на земле, заучивала схемы расположения всевозможных люков, дверей, автоматических надувных трапов и плотов самолета. Подумать только, одних самолетных огнетушителей на борту несколько видов: порошкоструйные, пенные, жидкостные разных систем… И все нужно не просто запомнить, но и четко знать, как и в каких экстренных ситуациях применяется каждый.
Бытует мнение, что основная задача бортпроводников – разносить обеды и напитки, ухаживать за пассажирами во время полета. Это верно лишь отчасти. Самая главная их обязанность – обеспечить соблюдение правил безопасности на борту. Согласно должностным инструкциям именно бортпроводники, рискуя жизнью, должны будут спасать людей в экстремальных ситуациях.
Перед любым рейсом экипаж ждет предполетная медкомиссия, затем – инструктаж, далее по плану – проверка аварийно–спасательного оборудования в салоне самолета, прием и погрузка питания и различного инвентаря. Поэтому на работе, в аэропорту, нужно быть загодя. Вот и мчится хрупкая на вид девушка с чемоданчиком через весь город: сначала на автобусе, потом в метро и, наконец, на аэроэкспрессе.
Повезло. Первый рейс международный – в Лондон. Приветливая улыбка Вероники скрывает ее волнение. Глядя на бейдж с надписью «Стажер», пассажиры улыбаются и добродушно подшучивают над красивой девушкой. Стараются приободрить, дать добрый совет опытные коллеги. Возникает чувство уверенности. Уходит и тревога от ощущения огромной высоты, которую набирает самолет. В такие минуты сердце переполняет гордость – чувствуешь себя частью слаженной команды, лицом авиакомпании.
Короткая в 2–3 часа стоянка в лондонском аэропорту – и обратный рейс. Самолет прилетит в Москву лишь поздним вечером. Болят с непривычки от усталости ноги. Пока развезешь на тяжелой тележке напитки и еду по салону… А ходить приходится в туфлях на каблуке, высота которого также строго регламентирована дресс–кодом, ведь бортпроводники должны иметь свободный доступ к багажным полкам.
Первый рейс прошел успешно. Старший бортпроводник строг, выставляет новичку хорошие оценки, но делает замечание: Веронике следует аккуратней разливать чай из чайника. Что ж, можно сказать, боевое крещение она прошла. Минует месяц–другой, и девушка становится полноправным членом экипажа. А что самое приятное, ей выдают красивую летную униформу: рубашки, плащ, пальто, пиджак, юбку да брюки и множество аксессуаров. Для каждой авиакомпании форма является собственным брендом и отличительным знаком.
…Мечтать о полетах и самолетах Вероника Бондарева начала еще в школе. Идею связать судьбу с летной профессией подкинул девушке ее дядя. В молодости он и сам пытался поступить в авиационное училище, однако подвели знания по физике. А вот у Вероники с техническими дисциплинами отношения сложились успешней: в позапрошлом году она поступила на заочное отделение Московского государственного технического университета гражданской авиации на специальность, связанную с организацией перевозок на воздушном транспорте. Перед поступлением посещала подготовительные курсы при вузе.
Первый курс Вероника закончила на одни «пятерки». И тут же поставила себе новую задачу – попробовать свои силы в авиации прямо сейчас, не дожидаясь окончания вуза. Конечно, совмещать учебу в престижном московском вузе и работу в крупной авиакомпании будет тяжело и физически, и морально. Но, говорят, бортпроводникам отпуск положен большой – 72 дня в году. Его–то всецело и придется посвятить подготовке к экзаменам в университете. У МГТУ ГА сложились давние партнерские отношения со многими российскими авиакомпаниями – это способствует тому, что студентов этого вуза охотнее принимают на работу.
Кстати, для того чтобы работать бортпроводником, нужно сначала отучиться на двухмесячных курсах в авиационном учебном центре авиакомпании и успешно сдать все необходимые тесты и экзамены. На курсы кого попало не берут – необходимо пройти собеседование. Многие кандидаты отсеиваются уже на раннем этапе. Ведь бортпроводнику нужно не только обладать привлекательными внешними данными, коммуникабельностью, но и в совершенстве знать английский язык.
После прохождения собеседования, на котором задают всевозможные каверзные вопросы и всячески стараются проверить стрессоустойчивость кандидата, служба безопасности авиакомпании проверит все ваши данные. Это нужно, чтобы убедиться, к примеру, что человек вы не судимый, да и с документами у вас все в порядке. И самое главное – будущим бортпроводникам нужно обязательно обладать отменным здоровьем, в противном случае не пройдете медкомиссию.
Казалось бы, конец испытаниям, но расслабляться рано. Теперь на протяжении двух месяцев шесть дней в неделю с утра до вечера будущие бортпроводники, молодые парни и девушки, будут проходить курсы аварийно–спасательной подготовки, авиационной безопасности, изучать правила перевозок, технологию обслуживания, воздушное право и многое другое.
Представители немногих профессий могут похвастаться таким багажом практических навыков, которым по роду своей деятельности обладают бортпроводники. В любой ситуации они должны уметь обеспечить безопасность пассажиров. К примеру, если крылатая машина совершила вынужденную посадку на водную поверхность, бортпроводники обязаны помочь людям оперативно, без паники покинуть тонущий самолет и правильно применить средства спасения.
Чтобы быть готовыми к подобному сценарию, будущие члены экипажа в специально оборудованных бассейнах проходят так называемую водную аварийно–спасательную подготовку, где отрабатываются навыки оказания помощи людям, оказавшимся в воде. Для отработки взаимодействия между пилотами и бортпроводниками проводятся совместные тренинги кабинных и летных экипажей. Упор делается на самостоятельное принятие решений. Практическое и теоретическое обучение проводится в специализированных классах. К примеру, на занятиях по медицине используются акушерский тренажер и тренажер по проведению реанимационных мероприятий.
После обучения – экзамены. Если сдаешь их успешно, тебя допускают к стажерским полетам, которые продолжаются около месяца. Затем без пяти минут бортпроводника экзаменует МКК (местная квалификационная комиссия), здесь ему также задают различные вопросы из пройденных дисциплин. Все очень серьезно. Если не сдашь экзамен, снова отправляешься стажером. Некоторые так по нескольку раз и летают стажерами, пока, наконец, не сдадут экзамен.
Первое время новички работают на коротких рейсах туда–обратно, на профессиональном языке это называется «разворот». Через год появляется возможность летать в «эстафеты», когда рейс занимает больше 9 часов, а команда имеет право отдохнуть перед обратным вылетом несколько дней.
По–разному переносят полет пассажиры. Одни ведут себя спокойно, другие заходят в самолет, трясясь от страха, или успевают напиться еще в аэропорту. Кому–то может стать плохо, кто–то начинает паниковать при турбулентности или воздушных ямах. И к каждому бортпроводник должен суметь найти подход. Тут уж некогда думать о собственных страхах – все мысли о работе.
– Романтический ореол профессии быстро рассеивается, когда понимаешь, насколько она тяжела, – говорит Вероника.– В небе устаешь сильнее, чем на земле. Сказываются замкнутое пространство, перепад атмосферного давления, смена часовых поясов. Так что бортпроводникам, можно сказать, положено молоко за вредную работу. С другой стороны, есть в этой профессии и свои плюсы. Помимо хорошей оплаты труда это возможность посетить дальние страны, путешествуя по всему свету.
На эстафетных рейсах иногда удается понежиться на солнечных пляжах Дубаи, прогуляться пару дней по европейским столицам. Раз в год ты можешь воспользоваться бесплатным авиабилетом. Кроме того, бортпроводник и его семья получают большие скидки на авиаперелеты. Если работать долго, можно постепенно увидеть весь мир, а выйдя на пенсию, получить большую премию за выслугу лет.
О своем выборе Вероника Бондарева не жалеет. У бортпроводников есть перспектива карьерного роста. В нашей стране бывали случаи, когда бортпроводница, отработав определенный срок и отучившись на пилота, занимала место в кабине за штурвалом. Кто знает, может, и наша героиня впишет свое имя в историю авиации именно в этой роли?
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
16.01.2014