• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 916

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Из гимназии – в вуз

Из гимназии – в вузИзучая профильные предметы, гимназисты участвуют в подготовке различных проектов.

Из гимназии – в вузИзучая профильные предметы, гимназисты участвуют в подготовке различных проектов.
Более десяти лет назад гимназия № 1 МПС РФ была присоединена как структурное подразделение к Московскому государственному университету путей сообщения – ведущему транспортному вузу, являющемуся крупным центром образования, науки и культуры. С тех пор гимназия превратилась в ключевое звено непрерывного образования в системе университетского комплекса МИИТа. По данным руководства гимназии, около 60% выпускников учебного заведения впоследствии продолжают обучение в головном вузе железнодорожного транспорта.

Как отмечает заместитель директора по научно–методической работе гимназии МИИТа Людмила Акиндинова, показатель по поступлению мог выглядеть значительно выше, если бы не широкие возможности выбора, которые открывают перед школьниками результаты ЕГЭ. А баллы по ЕГЭ гимназисты традиционно набирают одни из самых высоких не только в Москве, но и в стране. На протяжении нескольких лет средний балл ЕГЭ по русскому и английскому языкам, математике и физике у выпускников гимназии был выше, чем в Москве и в среднем по России. К примеру, в 2012 году средний балл – 68, а 2 выпускника имели по 100 баллов по русскому языку, 22 выпускника по итогам 3 экзаменов имели 220 баллов и выше, что составило 37% от общего количества окончивших гимназию. При этом общее количество учащихся не превышает пятисот человек, включая дошкольников.
С 1 сентября 2013 года гимназия начала работу в рамках пилотного проекта по организации профильного обучения. Постановление об организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории столицы, принято московским правительством в августе прошлого года. Скрещивание школы с подготовительными курсами в вуз – экспериментальная идея. Пока участвуют в проекте всего четыре университета (в том числе и МИИТ), но постепенно список вузов будет расширен. Впрочем, усиленная профориентационная работа велась в гимназии задолго до решения московских чиновников.
В гимназии МИИТа на старшей ступени, в 10–11 классах, организовано профильное обучение, которое обеспечивает индивидуализацию и социализацию обучающихся на основе гибкой системы профилей. Введение профилей (технического, социально–экономического, гуманитарного), привлечение преподавателей МИИТа помогает учащимся осваивать в полном объеме обязательные общеобразовательные и отдельные предметы программы среднего (общего) образования согласно выбранному профилю. При желании можно изучать дополнительные элективные курсы и спецкурсы, а также готовиться к сдаче ЕГЭ по базовым и профильным дисциплинам. Однако питать иллюзий не стоит – в МИИТ выпускники гимназии поступают на общих основаниях, узнал корреспондент «ТР», побывав в этом старейшем учебном заведении Москвы.
По словам директора гимназии Оксаны Мирушиной, сегодня здесь стараются создать все условия для эффективного обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными склонностями и способностями, профессиональными интересами. Таким образом обеспечиваются преемственность между школьным общим и профессиональным университетским образованием и равный доступ к полноценному образованию. В планах учебного заведения добиться разрешения вести профориентационную работу начиная с 8–9 классов, а не с 10–11, как это происходит сейчас. Проблема заключается в том, отмечает директор гимназии, что в силу возраста подросткам зачастую трудно принять решение при выборе будущей специальности самостоятельно. Так что психологическая, педагогическая и родительская поддержка, да и мониторинг ситуации в целом излишними не будут.
Каждую неделю гимназисты из предуниверситария (так называется обучение в профильных классах) посещают «университетские субботы», организованные на базе Московского государственного университета путей сообщения. В МИИТе «университетские субботы» проводятся ведущими профессорами в форме лекций, деловых игр, семинаров, научно–ознакомительных экскурсий. Большое внимание на занятиях уделено дисциплинам естественнонаучного цикла: физике, математике, биологии, информатике, а также дисциплинам технического, гуманитарного, юридического и экономического направлений. А по средам в Доме физики гимназисты слушают лекции лучших профессоров МИИТа и даже вместе с преподавателями ставят лабораторные опыты. Изучение профильных предметов подкрепляется практическим участием в подготовке разнообразных проектов. Гимназисты участвуют в олимпиадах по физике и математике (межвузовской, «Паруса надежды», инженерной,
Росатома и т. д.), которые проходят на базе университета.
Занятия проводятся также в форме экскурсий с посещением производственных лабораторий, мультимодального транспортного комплекса и мастерских не только МИИТа, но и площадок, предоставленных Московской железной дорогой, выставочно–лекционных комплексов ОАО «РЖД», музеев истории железной дороги и т. д. Некоторые посещают клуб «Юный железнодорожник», где обучаются основам железнодорожных профессий, знакомятся с устройством железнодорожного пути, подвижного состава, контактных цепей, систем связи, методами управления движением поездов, правилами технической эксплуатации транспорта и инструкциями. В процессе обучения юные железнодорожники изучают также основы железнодорожного моделизма, участвуют в создании моделей техники и макетов железнодорожных объектов (вокзалов, станций, переездов и т. д.).
С недавних пор наравне с аспирантами и студентами вуза школьники участвуют в конкурсе по поддержке талантливой молодежи и ученых «УМНИК», итоги которого также подводятся в МИИТе. К примеру, в 2012 году высокой оценки экспертов удостоились проекты восьмиклассников Артема Хмелевских и Ивана Озорникова «Модернизированный проход через турникеты», а также 11–классников Александра Даничева и Анастасии Ухиной «WI–FI в поездах» и «Молниезащита нового поколения». В прошлом году ученик 10 «Б» класса Иван Озорников участвовал в конкурсе «УМНИК» с проектом «Железнодорожная цистерна повышенной емкости».
– Нефтеперерабатывающие предприятия бьются над тем, чтобы снизить затраты на транспортировку товара и тем самым снизить его себестоимость, – говорит Иван. – Этого можно добиться за счет увеличения объема перевозок.
Юноша предложил модернизировать цистерну таким образом, чтобы увеличить ее объем на 10 кубометров. Для этого надо добавить между колесами дополнительную емкость, или «карман». Пока первое место Ивану занять не удалось, не хватило знаний, чтобы подкрепить идею расчетами, но проект уже на данном этапе получил высокую оценку специалистов. Примечательно, что с выбором столь непростых тем гимназисты определяются самостоятельно. Педагоги им помогают советами.
Упор на языковую подготовку – главная «фишка» гимназии. Как правило, школьники изучают сразу по три иностранных языка (пять часов в неделю): английский с первого класса, обязательный немецкий или французский с пятого класса, факультативно изучается итальянский.
В мае 2012 года учащиеся гимназии приняли участие в традиционном международном фестивале классического спектакля в итальянском городе Альтамура. Театральная студия гимназии представила постановку пьесы Карла Гольдони «Слуга двух господ» на языке оригинала. Игра юных актеров произвела большое впечатление не только на зрителей, но и на жюри. В итоге они заняли первое место среди иностранных делегаций за оригинальность постановки, а также третье место за сценографию, хореографию и использование языка автора, включая различные диалекты. Тогда в ходе реализации проекта «Культура, искусство и театр в Италии и России» государственный классический лицей Cagnazzi (итальянский город Альтамура) и гимназия МИИТа стали побратимами. С этого времени учащиеся миитовской гимназии традиционно принимают участие в этом престижном международном фестивале, продолжая занимать призовые места.
По мнению ректора МИИТа Бориса Лёвина, после того как в состав университета вошли гимназия и Московский железнодорожный колледж, у вуза получился фактически непрерывный процесс подготовки железнодорожников: от нулевого класса гимназии, а дальше, по желанию, – колледж, университет и послевузовская система (повышение квалификации, переподготовка кадров, второе образование, аспирантура, докторантура). То есть все уровни подготовки специалистов для железных дорог удалось собрать под одной крышей. Отметил ректор и то, что при наращивании отраслевой составляющей деятельности гимназии весьма перспективным выглядит распространение на этом уровне принципа целевой подготовки кадров. Наверняка многие работники железной дороги будут рады видеть своих детей учащимися гимназии, которая станет для них первым образовательным этапом в жизни. При этом целевой заказ на подготовку специалистов в стенах гимназии станет действенным фактором раннего формирования будущей инженерно–управленческой элиты для железнодорожного транспорта.
В этом году единственному учебному заведению общего среднего образования в системе университета исполнилось 65 лет. Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников, поздравляя учебное заведение, отметил, что гимназия МИИТа может по праву гордиться достижениями учеников в конкурсах и олимпиадах.
– Ваша школа – важное звено в отраслевой системе образования. Вы на правильном пути. Желаю вам держать марку и стремиться к новым успехам, – сказал он.
Поддержал коллегу и старший советник президента ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ» Борис Лапидус, который, напутствуя старшеклассников, выразил надежду, что многие из них вскоре станут студентами железнодорожных вузов, где им будут прививать любовь к науке и отрасли.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

27.03.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1290

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya