• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 918

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

В тупик…

В тупик…На Свердловской железной дороге, возможно, будут отменены 180 из 244 пригородных поездов. «Если в Свердловской области не будет принята программа выхода пригородного железнодорожного транспорта на безубыточный уровень, ОАО «Свердловская пригородная компания» может просто закрыться», – заявил недавно ее генеральный директор Максим Шнейдер. И это вполне возможно. Судя по сегодняшним реалиям, будущего у компании нет…

В тупик…На Свердловской железной дороге, возможно, будут отменены 180 из 244 пригородных поездов. «Если в Свердловской области не будет принята программа выхода пригородного железнодорожного транспорта на безубыточный уровень, ОАО «Свердловская пригородная компания» может просто закрыться», – заявил недавно ее генеральный директор Максим Шнейдер. И это вполне возможно. Судя по сегодняшним реалиям, будущего у компании нет… 

Имидж превыше всего

Электричку от станции Свердловск–пассажирский до аэропорта Кольцово пустили ровно год назад, к 130–летию Свердловской железной дороги и в рамках подготовки к саммиту Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге. Почему–то решили, что некоторые гости саммита захотят добираться до города на электропоезде. Для того чтобы не ударить перед ними в грязь лицом, в компании привели в порядок вагоны, набрали проводников со знанием иностранных языков и пошили им новую форму.
Правда, так никто ни разу и не обмолвился, что какая–то делегация предпочла добираться из аэропорта не на лимузине представительского класса, а в вагоне электрички. Да и не в этом суть.
Этот проект с самого начала вызывал большие сомнения. У него был один большой плюс – проект это статусный. Екатеринбург стал вторым после Москвы городом России, где для авиапассажиров организовано специальное железнодорожное сообщение.
– Подвоз пассажиров к аэропорту Кольцово всеми наземными видами транспорта – это неотъемлемая часть масштабной программы развития Кольцово в качестве современного транспортно–логистического узла–хаба, – отмечает генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Кирилл Шубин. – Развитие наземной транспортной инфраструктуры аэропорта, как известно, повышает не только качество обслуживания пассажиров и доступность аэропорта для населения, но и в перспективе объемы пассажирских авиаперевозок…
Основными участниками проекта «Экспресс Кольцово» стали правительство Свердловской области, администрация города Екатеринбурга, ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Аэропорт Кольцово». При этом аэропорт затратил на строительство железнодорожной платформы новой станции «Аэропорт Кольцово», подземного перехода и вынос инженерных сетей более 280 миллионов рублей. Свердловская железная дорога вложила 170 миллионов рублей в работы по прокладыванию железнодорожной ветки и приобретению электропоезда. Обслуживание нового маршрута взяло на себя ОАО «Свердловская пригородная компания».
Таким образом, затраты на реализацию проекта составили свыше 450 млн рублей.
Недавно Свердловская пригородная компания озвучила итоги своей годовой работы на этом направлении. За год услугами «Экспресса Кольцово» воспользовались 61 633 человека. В среднем в месяц экспресс перевозит около 5 тыс. человек, или примерно 10 человек за одну поездку. Теперь к расходам в 450 млн рублей надо добавить 22,5 млн рублей убытков за первый год работы этого электропоезда.
С такими показателями, естественно, проект обречен…

Наша справка:
ОАО «Свердловская пригородная компания» («СПК») работает с 2005 года на территории Свердловской и Тюменской областей. С 1 января 2010 года планирует начать обслуживание маршрутов в Ханты–Мансийском автономном округе. Учредители и основные акционеры компании – ОАО «РЖД» и правительство Свердловской области.
В штате компании 1400 человек. Они обслуживают около 60 составов электропоездов, в т. ч. 9 – повышенной комфортности и 25 составов пригородных поездов на локомотивной тяге, два состава городской электрички, электропоезд Свердловск–пассажирский – аэропорт Кольцово и рельсовый автобус Свердловск – Челябинск.

Почему же это благое в общем–то дело оказалось убыточным? Причин тому достаточно. Начнем с того, что люди просто стали меньше летать. Если в 2008 году услугами Кольцово воспользовались свыше 2,5 млн человек, то уже в первые месяцы 2009 года снижение пассажиропотока составило 20%, а грузовых перевозок – еще больше. Главные причины – резкий, до 40%, рост цен на авиатопливо и снижение доходов уральцев.
Во–вторых, на маршрутном такси с железнодорожного вокзала в аэропорт можно уехать за 100 рублей, по железной дороге – чуть дешевле. Но при этом маршрутка подъезжает прямо к дверям терминала внутренних авиалиний. А с остановки электрички надо долго идти пешком, пересекая автостоянку. С вещами это целая морока.
В–третьих, расписание движения составлено таким образом, что в утренний пик отправок самолетов – с 7 утра до часу дня местного времени – в Кольцово следуют всего три электропоезда.
Инициаторы запуска «Экспресса Кольцово» связывают его перспективы с прогнозируемым ростом пассажиропотока в результате развития аэропорта Кольцово и преобразования его в хаб. Но это еще когда будет. А решать принципиально вопрос о выведении всего пригородного комплекса Свердловской области на безубыточный уровень необходимо уже сегодня. Для этого руководство Свердловской железной дороги и ОАО «СПК» предлагают поэтапный переход на полную компенсацию перевозчику убытков, возникающих вследствие обслуживания социально значимых пригородных пассажирских перевозок на территории региона.
Понятно, что все это случится не завтра. Поэтому сегодня ОАО «СПК» рассчитывает на заключение корпоративных договоров с аэропортом Кольцово, компанией «Уральские авиалинии», ритейл–портом «Докер», в том числе на перевозку сотрудников этих предприятий. С 5 июля 2009 года для удобства пассажиров были введены дополнительные остановки, а стоимость проезда на «Экспрессе Кольцово» снижена. Теперь она зависит от дальности поездки и рассчитывается по тарифам пригородного сообщения.
И тем не менее для ОАО «СПК» себестоимость поездки каждого пассажира – почти втрое выше цены, которую он заплатил за билет.

Кто везет – того и наказывают

Понятно, что пригородные железнодорожные перевозки сами по себе убыточны. И лишь доходами от продажи билетов эти затраты не компенсировать. Тарифы на перевозки покрывают, по словам Максима Шнейдера, не более 40% себестоимости перевозок на электричках, а в составах на локомотивной тяге – не более 30%.
Хотя к чести железнодорожников надо сказать, что они многое сделали для уменьшения убытков. Главное, с чем они активно боролись,  – с безбилетным проездом. Только усиление контроля в поездах и на станциях принесло в кассы компании 75 млн рублей.
Как объяснил на недавней пресс–конференции генеральный директор ОАО «Свердлов-
ская пригородная компания» Максим Шнейдер, плановые убытки «СПК» должны были составить 1,7 млрд рублей. Но «проделанная нами работа по оптимизации расходов и увеличению доходов позволила снизить эту сумму до 860 млн рублей».
За год компания закрыла свыше 100 пригородных маршрутов. Последняя отмена – 15 рейсов по будням – прошла в середине сентября. Объемы пригородных железнодорожных перевозок в результате сократились на 40%. И никто пока не может сказать, что в этом процессе поставлена точка… А вообще с начала этого года пригородной компании удалось сократить расходы на 30%.
Однако всему есть предел. Кое–где поезд остался единственным средством сообщения. Например, по маршрутам Серов – Сосьва Новая, Серов – Карпунино курсируют локомотивы с 3 – 4 вагонами. Доходы там составляют 4 миллиона 320 тысяч рублей в год, а расходы – 24 миллиона 360 тысяч. То есть эти два поезда дают компании 20 миллионов убытка. Но как отменить их, если больше там людям ездить не на чем?

Хочу – даю, хочу – нет…

Впрочем, здесь уже надо говорить о взаимодействии компании и ее основного учредителя – правительства Свердловской области. По российскому законодательству именно правительство области выступает заказчиком пригородных железнодорожных перевозок. Оно планирует и объем перевозок, и компенсацию затрат. Если с первым областные власти справляются легко, то вот со вторым….
Как мы уже говорили, в этом году пригородной компании обещан 161 млн рублей компенсации из регионального бюджета. Мало, конечно, но хоть что–то… Но вот в следующем году министерство финансов Свердловской области намерено вообще исключить из регионального бюджета статью, по которой субсидируются пригородные железнодорожные перевозки! Такая вот забота о населении...
Впервые за многолетнюю практику сотрудничества Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», ОАО «Свердловская пригородная компания» и Свердловской области принято решение об отказе перевозчику в компенсации убытков от организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении по согласованным с региональным правительством тарифам.
В качестве комментария к этому решению министерство финансов Свердловской области дало ссылки на положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции». По мнению областных чиновников, перевозки, в том числе пригородные железнодорожные, не подлежат субсидированию, так как не включены в перечень статьи 19 вышеназванного закона.
В соответствии с обязательствами по Соглашению между правительством Свердловской области и ОАО «РЖД» (от 20.12.2007) область должна разработать и принять закон «Об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Свердловской области» и нормативно–правовой акт о регулировании тарифов, а также утвердить Программу поэтапного перехода к полному возмещению к 2011 году выпадающих доходов, возникающих в случае введения государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Свердловской области. Данные обязательства не выполнены.
В рамках реализации указанного соглашения необходимо в бюджете Свердловской области на 2010 год предусмотреть средства на организацию пригородных железнодорожных перевозок в размере 458,9 млн рублей, что позволит, с учетом разумного повышения тарифов и оптимизации маршрутной сети, выйти на 50%-ную компенсацию убытков перевозчику. Но и в этом областные депутаты при обсуждении бюджета на 2010 год отказали железнодорожникам.
Это означает, что ОАО «Свердловская пригородная компания» не получит даже минимальной компенсации убытков со стороны заказчика перевозок. Такая позиция региональных властей, как считает Максим Шнейдер, вынуждает ОАО «СПК» во избежание банкротства направить правительству области предложения об очередном сокращении пригородных маршрутов и поездов, а также о повышении тарифов для населения.
Кстати, в соседней Тюменской области и Ханты–Мансийском автономном округе компания уже в следующем году планирует выйти на безубыточную работу. Там региональные власти полностью компенсируют железнодорожникам затраты на организацию пригородного сообщения.

«Боливар» не вынесет…

Конечно, денег на все всегда не хватает: потребности, как правило, превышают возможности. Конечно, сказался и кризис, уменьшив доходы в бюджет региона. Значит, весь вопрос в том, как же выбрать приоритеты.
Можно выделить субсидии транспортникам (а точнее, наиболее незащищенным слоям населения, ибо в основном они ездят на пригородных поездах), а можно – выделить еще 200 млн рублей на новое здание Законодательного собрания области, которое уже обошлось областному бюджету в 1,6 млрд рублей. При этом старое здание вполне могло бы еще послужить народным избранникам. Но уж очень им там тесно оказалось… Плюс почти 50 млн рублей будет потрачено на мебель из ценных пород дерева. Плюс, как утверждает областная прокуратура, депутаты неправомерно страхуются за счет бюджета, тратя на это ежегодно около 20 млн рублей (максимальная выплата 500 тыс. рублей). Перечень возможных страховых рисков включает в себя взрывы, ожоги, обморожение, удары электрического тока и молнии, нападения животных, ушибы предметами, изнасилование. А также такие неприятные вещи, как утопление, солнечный удар или удушье «от попадания постороннего предмета в горло». На это денег не жалко, при дефиците областного бюджета в девять с лишним миллиардов!
В конце октября в Москве прошло сетевое совещание, где рассматривались вопросы взаимодействия ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации. Президент компании Владимир Якунин поставил задачу вывести к 2011 году пригородные пассажирские перевозки на безубыточный уровень. Речь идет об оптимизации расходов по пригороду, сокращении нерентабельных пригородных поездов, доведения их наполнения до 40–50%.
В этих условиях без помощи властей региона железнодорожникам остается только два пути: оптимизировать (а говоря проще – сокращать) маршрутную сеть и увеличивать тарифы на проезд пассажиров. Оба эти пути ведут в тупик.
Новое здание областного парламента – объект статусный. И электропоезд от железнодорожного вокзала до аэропорта – тоже проект статусный. Но, как выяснилось, «боливар» – сиречь областной бюджет  – два таких статусных объекта (о других скромно умолчим…) не тянет. Надо было делать выбор. И депутаты его сделали. Их мало волнует то, что без поддержки из бюджета «Свердловская пригородная компания» может обанкротиться. Депутатов это вряд ли коснется. Они на электричках не ездят...

Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»

Екатеринбург

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1127

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1292

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1203

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya