новые скорости,
но и стимул
развития экономики.
Высокоскоростные магистрали в России актуальны как нигде в мире: огромная страна, огромные расстояния, на преодоление которых тратится большое количество времени, да и финансов – тоже. О необходимости создания скоростного транспорта руководство страны заговорило еще лет 30 назад, однако конкретные действия в этом направлении начали предприниматься только в последнее время. Это пилотный проект высокоскоростной магистрали Москва – Казань. На какой стадии находится проект, как относится к нему население страны, бизнес–сообщество? Об этом шла речь на конференции на тему: «Высокоскоростное движение в России – стимул для развития экономики страны». В качестве ведущих в ней приняли участие генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин, президент Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, научный руководитель фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев.
Александр Мишарин открыл пресс–конференцию и сообщил о том, что решая поставленные Президентом России и Правительством РФ задачи по созданию новых стимулов развития экономики, ОАО «РЖД» и ОАО «Скоростные магистрали» совместно с фондом «Центр стратегических разработок» подробно просчитали экономические эффекты от реализации крупнейшего российского инфраструктурного проекта ВСМ Москва – Казань.
По масштабности, охвату территорий, влиянию на их социально–экономическое развитие проект относится к категории проектов государственного значения и позволит решить важные социально–экономические задачи, в числе которых повышение мобильности и деловой активности населения за счет сокращения времени поездок между городами; улучшение транспортных связей между регионами; рост экономического развития территорий.
Так, по словам Александра Мишарина, за счет агломерационных эффектов совокупный прирост ВВП в период 2019–2030 гг. составит 7,2 трлн руб., а численность занятых, обеспечиваемая мультипликативными эффектами от строительства магистрали, составит более 373 тыс. человек. Генеральный директор также подчеркнул: несмотря на то, что конечными пунктами будущей магистрали являются города Москва и Казань, неверно думать, что развитие получат только Московская область и Республика Татарстан. Зона тяготения проектируемой трассы объединит семь субъектов Российской Федерации, на территории которых проживает 20% населения страны. Каждый населенный пункт, в котором будет организована остановка ВСМ (а всего таких остановок будет 14), преобразится за счет увеличения мобильности и деловой активности людей, создания новых рабочих мест для обслуживания инфраструктуры, комплексного развития различных бизнесов.
Кроме этого, Александр Мишарин сообщил, что при реализации проекта ВСМ Москва–Казань, будет применяться организационно–правовая модель, которая предусматривает использование нового для российского железнодорожного транспорта механизма концессий.
Гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» подчеркнул, что прошедший 2013 год стал переломным для проекта. К настоящему времени получено положительное заключение Главгосэкспертизы, а рядом крупнейших консалтинговых компаний («ПрайсвотерхаусКуперс», «МакКинзи», «Эрнст энд Янг», «Центр стратегических разработок», «Вегас Лекс» и «Первая инфраструктурная»), действующих в качестве независимых консультантов, проведен комплексный аудит проекта и подтвержден объем капитальных вложений в сумме 1,068 трлн руб.
Особое внимание Александр Мишарин уделил теме локализации технологий и материалов для строительства ВСМ. Представители ряда промышленных предприятий (ОАО «Муромский стрелочный завод», ООО «Малиновский комбинат ЖБИ» и др.) заявили о своей полной готовности к развитию производственной базы для нужд ВСМ. Для стимулирования российской экономики большинство материалов для строительства магистралей должно производиться на территории Российской Федерации. Александр Мишарин, в свою очередь, подтвердил намерение ОАО «РЖД» добиться того, чтобы 80% продукции и комплектующих, включая системы управления и обеспечения безопасности движения, стрелочные переводы, системы электроснабжения и многое другое, было разработано специально с локализацией их производства в Российской Федерации.
Президент ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал о результатах недавно завершившегося социологического исследования на тему отношения населения России к проектам создания высокоскоростных железнодорожных магистралей. Сотрудники центра поставили перед собой ряд задач: изучение восприятия концепции ВСМ жителями России как масштабного проекта, затрагивающего интересы всего населения РФ, улучшающего качество жизни россиян в масштабах страны, отношение к реализации проекта жителей городов на прилегающих к магистрали территориях, экспертного сообщества и региональных элит. Так, 85% респондентов поддерживают реализацию проектов ВСМ, а 50% выразили готовность к повышению частоты междугородных поездок благодаря скоростному движению.
Сотрудники ВЦИОМ сделали вывод, что в целом высокоскоростные магистрали воспринимаются позитивно как гражданами, так и экспертным сообществом. Большинство опрошенных считают обоснованным значительные вложения государственных средств в развитие и реализацию данного проекта.
Михаил Дмитриев озвучил предварительные результаты проведенной фондом «Центр стратегических разработок» оценки спроса на услуги ВСМ с учетом переключения пассажиров между видами транспорта. «Трасса ВСМ на маршрутах до 400 км перетягивает от 50 до 70% всего пассажиропотока, проигрывает прежде всего авиационный и железнодорожный транспорт. Мы получили для трассы Москва – Казань весьма консервативную оценку: 33% всего пассажиропотока пойдет по трассе ВСМ. Это очень консервативно, но даже при таких параметрах экономика проекта оказывается весьма привлекательной».
Максимальная привлекательность ВСМ для пассажиров в Европе – расстояния 300–600 км. В России на ВСМ переключится значительная часть пассажиропотока на таких маршрутах, как Москва – Казань, Москва – Воронеж, Ростов, Краснодар и др.
Научный руководитель фонда «Центр стратегических разработок» также рассказал о том, что благодаря высокой заполняемости высокоскоростного поезда (примерно в 2 раза выше, чем у обычного) цена билетов будет демократичной. Планируется, что поезда ВСМ будут разбиты на четыре класса обслуживания. Это даст возможность получить качественные услуги всем категориям пассажиров. С учетом вариации тарифов стоимость поездки на ВСМ может быть дешевле, чем на самолете и в обычном железнодорожном сообщении. Например, планируется, что минимальная стоимость поездки от Москвы до Нижнего Новгорода будет 1281 руб., а от Москвы до Казани – 2400 руб., что соответствует стоимости проезда в плацкартном вагоне.
По мнению Михаила Дмитриева, в результате создания ВСМ изменится система расселения России, ускорятся темпы экономического роста регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации, и рост их вклада в ВВП страны в целом за счет эффектов масштаба и роста пропускной способности транспортной сети. Наибольший импульс к развитию получат отрасли экономики, связанные с интенсивным информационным обменом, в первую очередь бизнес–услуги. Ускорится рост численности населения регионов, в которых расположены крупнейшие агломерации на трассе ВСМ, а внутри агломераций – рост численности населения субцентров и пригородов.
По мнению экспертов, благодаря строительству скоростных магистралей станет меньше проблемных городов в зоне тяготения. Например, Нижний Новгород сегодня, к сожалению, бьет все рекорды по оттоку населения, во многом из–за сложностей с транспортным сообщением. Четыре часа на самом быстром поезде до Москвы, учитывая расстояние 400 км, – это в современном мире очень много! Люди столько времени тратить на транспорт не готовы.
Собственно, высокоскоростной наземный транспорт способен остановить процесс миграции населения в крупные города. Дело в том, что при наличии высокоскоростного железнодорожного движения менять место жительства из–за работы становится совсем необязательно. Более того, у маленьких городов появляется конкурентное преимущество: заработки здесь будут расти благодаря связанности с крупными центрами, а стоимость жизни, соответственно, оставаться невысокой.
* * *
В конференц–зале «Кристалл» отеля «Лотте Плаза» прошла первая часть предварительного роуд–шоу строительства пилотного участка ВСМ Москва – Казань.
Руководство ОАО «Скоростные магистрали» и независимые консультанты представили потенциальным инвесторам и участникам проекта организационно–правовую и финансовую модели проекта, рассказали об особенностях проектирования и строительства ВСМ Москва – Казань.
В мероприятии приняли участие более 400 человек из 150 российских и зарубежных компаний.
Многие участники отметили, что данное мероприятие было важным для понимания перспектив вхождения в данный проект. На текущий момент уже оформились 10 консорциумов, готовых продолжать переговоры о совместной реализации проекта ВСМ в России.
Первый вице–президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в своем докладе рассказал о целях и ожидаемых результатах, социально–экономических эффектах, текущем статусе и коммерческом потенциале проекта. «ВСМ Москва – Казань – это первый крупный инфраструктурный проект в железнодорожной отрасли в России, реализуемый на основе государственно–частного партнерства. Впервые в современном железнодорожном строительстве мы применяем механизм концессии, который должен способствовать эффективности взаимодействия всех участников проекта», – подчеркнул докладчик. Он также добавил, что на сегодняшний день проект прошел существенную экспертизу с точки зрения эффективности от его реализации для государства.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов от имени Минтранса России выразил поддержку и одобрение этому «грандиозному проекту», отметив высокую степень его проработки. «Мы поддерживаем проект, понимаем его вклад не только в организацию транспортного сообщения и повышение транспортной доступности, но и в целом в общее экономическое развитие страны», – заявил заместитель министра.
Специальная часть роуд–шоу состояла из двух сессий, посвященных строительно–техническим и инвестиционно–правовым аспектам реализации проекта.
На технической сессии были освещены параметры и особенности проекта на 4 участках; объемы заказов, материалов и ресурсов, локализация производств и технологии строительства; подходы к проектным работам на участках, а также квалификационные требования, которые будут предъявляться к проектным и строительным организациям.
На сессии по инвестиционно–правовым вопросам рассматривались механизм концессии и правовая основа проекта, концессионный конкурс, организация возвратности инвестиций и привлеченных средств, ожидаемые условия финансирования и возможности для финансового сообщества.
Представители компаний Siemens и Alstom заявили, что проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань интересен для германского и французского бизнес–сообщества. В частности, как отметил директор направления комплексных транспортных решений департамента «Мобильность» компании Siemens Рольф Эпштайн, если российское правительство поддержит проект, то со стороны инвесторов компании будет большой интерес к нему. «Есть договорные обязательства, и мы их выполняем», – сказал он. Также заинтересованность в отношении проекта ВСМ высказали представители Alstom Transport Ян Харбер и других компаний.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
13.03.2014