С остоялось заседание президиума Правительства РФ. В центре внимания были вопросы состояния и развития транспортного комплекса.
В ходе заседания председатель Правительства РФ Владимир Путин распорядился через госкорпорацию «Ростехнологии» выделить 12 млрд рублей на погашение задолженности АвтоВАЗа. На поддержку Объединенной авиастриотельной корпорации правительство выделило 45,2 млрд рублей, сообщил премьер–министр.
Также президиум правительства утвердил инвестпрограмму РЖД на 2010 год общим объемом 271 млрд рублей, что на 20 млрд рублей больше, чем в текущем году.
С докладом «О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2010 год и плановый период 2011–2012 годов» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Министр отметил, что проекты и план подготовлены в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта России, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с учетом тенденций в развитии реального сектора экономики Российской Федерации, уровня спроса, загрузки производственных мощностей, товарооборота, потребностей в перевозках грузов.
Кратко характеризуя итоги работы отрасли за отчетный период, Игорь Левитин отметил, что наиболее глубокий спад в сфере перевозок наблюдался в конце прошлого – начале нынешнего года. При этом ситуация в отрасли оставалась в течение года достаточно стабильной. Проведенная в течение года индексация железнодорожных тарифов, выделение средств из федерального бюджета, а также проведенная работа по сокращению расходов компании позволят по итогам 2009 года выйти на безубыточный уровень работы.
Министр доложил, что в текущем году проводился мониторинг финансово–хозяйственной деятельности компании для оценки влияния на ее работу нестабильного экономического фона. С учетом изменившейся конъюнктуры рынка по итогам анализа работы ОАО «РЖД» за первое полугодие были уточнены параметры работы компании по сравнению с утвержденными ранее. В первую очередь, уточнены объемы работы. Ожидаемое снижение погрузки по итогам года составит 15% вместо ранее запланированных 19%. Соответственно изменен показатель грузооборота. Будут обеспечены дополнительные доходные поступления и прибыль, при этом уровень расходов снизится относительно рассмотренного ранее варианта.
При прогнозировании финансовых показателей на ближайший трехлетний период учтены Сценарные условия функционирования экономики и Основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, выполненные Минэкономразвития.
Игорь Левитин отметил положительную динамику прогноза основных показателей, заложенную в финансовом плане. Среднесуточная погрузка в следующем году возрастет к уровню текущего года на 3,7%, увеличится грузооборот. В 2010 году ожидаются стабилизация уровня пассажирооборота и преодоление тенденции к его снижению.
С 1 января следующего года предусмотрен рост грузовых железнодорожных тарифов на 9,4%, тарифы на пассажирские перевозки увеличатся в дальнем следовании в регулируемом сегменте (общие и плацкартные вагоны) – на 10%, в дерегулируемом сегменте – на 8%. Рост тарифов в пригородном сообщении составит 12%.
По мнению министра, в следующем году необходимо также предусмотреть средства федерального бюджета для:
– реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на железных дорогах в объеме не менее 1 млрд рублей;
– компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» в связи с перевозками новых автомобилей российского производства с Дальнего Востока в размере 500 млн рублей;
– продолжения реализации мер государственной поддержки компаний–операторов по приобретению нового железнодорожного подвижного состава российского производства в размере не менее 600 млн рублей;
– увеличения уставного капитала российско–монгольского акционерного общества «Улан–Баторская железная дорога» в размере 3 млрд рублей.
Для этих целей министр предложил использовать неизрасходованные средства на государственную поддержку транспортного комплекса в текущем году. С учетом указанных факторов запланированный на 2010 год рост доходов составит 7,3%.
Увеличение расходов обусловлено, по мнению главы Минтранса, рядом «внешних» факторов, таких как рост тарифов на электрическую энергию, повышение ставки обязательных отчислений на социальные нужды, а также увеличением размеров финансирования затрат по капитальному ремонту основных фондов и увеличением затрат на оплату труда.
В проекте плана учтены реализуемые мероприятия по структурной реформе, в частности, параметры финплана и инвестпрограммы разработаны с учетом образования в 2010 году дочернего общества ОАО «РЖД» – пассажирской компании в сфере дальних пассажирских сообщений. Таким образом, уже в следующем году значительная часть работы, имеющей социальное значение, перейдет от ОАО «РЖД» к дочернему обществу.
Игорь Левитин подчеркнул, что социальный аспект тарифного регулирования пассажирских перевозок является одним из факторов, обусловливающих убыточность данного вида деятельности. При этом в регулируемом сегменте пассажирских перевозок с 2008 года действует принцип полной компенсации потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате тарифного регулирования. Только при безусловном соблюдении данного принципа будет возможно обеспечить безубыточность первого года работы пассажирской компании.
Вместе с тем размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2010 году на эти цели, составляет 28 млрд рублей, что ниже расчетного уровня на 8 млрд рублей. В текущем году такой дефицит был покрыт за счет средств бюджета, не использованных ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах в связи с тарифным регулированием грузовых перевозок.
По итогам предварительного обсуждения данного вопроса с Минфином Минтранс предлагает определить в качестве источника покрытия дефицита средств для полного возмещения потерь в доходах пассажирской компании часть средств, предусмотренных ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах по грузовым перевозкам.
Одновременно, по мнению министра, требует решения вопрос о пересмотре принципов тарифного регулирования перевозок грузобагажа. В настоящее время этот вид деятельности является убыточным для ОАО «РЖД», поскольку тарифы на перевозку грузобагажа, устанавливаемые государством, не покрывают всех расходов. При этом сами услуги фактически являются услугами с повышенным уровнем сервиса, так как предъявляемые к перевозке в качестве грузобагажа товары перевозятся с пассажирской скоростью.
Как заявил Игорь Левитин, значительные средства будут также направлены на капитальный ремонт основных фондов. Он отметил, что в проекте финансового плана предусматривалось направить на капитальный ремонт основных фондов 118 млрд рублей, в том числе выполнить программу ремонта пути в объеме 8,5 тысяч км. В результате состоявшегося в Министерстве транспорта рассмотрения параметров финансового плана компанией принято решение за счет внутреннего перераспределения расходной части финплана увеличить затраты на оздоровление основных фондов с 118 млрд рублей до 126,6 млрд рублей.
Таким образом, программа капитального ремонта основных фондов ОАО «РЖД» в следующем году будет увеличена к уровню текущего года на 36%, или на 33,2 млрд рублей. При этом объем капитального ремонта пути составит 10 тыс. км. Несомненно, это определенный шаг по выполнению необходимых объемов ремонтных работ в целях обеспечения безопасности движения поездов, считает министр.
Касаясь инвестиционной программы компании на период до 2012 года, министр отметил следующее.
Общий объем финансирования, предусмотренный проектом инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2010 году на реализацию проектов за счет собственных средств, составляет 210,5 млрд рублей, или 94,5% от уровня текущего года (с учетом олимпийских проектов, реализуемых за счет собственных источников). При этом реализация проекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика–Сервис» планируется за счет целевых средств федерального бюджета, получаемых ОАО «РЖД» путем взноса в уставный капитал 60 млрд рублей.
Игорь Левитин подчеркнул, что параметры инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2011 и 2012 годы сформированы с ростом к планируемому объему инвестиционного бюджета на 2010 год и учитывают только ранее начатые инвестиционные проекты. В части, касающейся инвестиций в инфраструктуру, общие параметры инвестиций на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры в 2010 – 2012 годах составят 855,4 млрд рублей.
Важным аспектом проекта финансового плана, по мнению министра, является продажа пакетов акций дочерних и зависимых обществ. Влияние финансово–экономического кризиса привело к невозможности реализации в текущем году пакета акций по изначально запланированной цене, в связи с чем, с целью недопущения формирования убытков от продажи пакетов акций, принято решение о переносе сроков реализации акций отдельных ДЗО.
В 2010 году предполагается получить доходы от реализации акций ДЗО в размере 12 млрд рублей. Общий размер предполагаемых доходов компании от реализации пакетов акций ДЗО в период до 2012 года составит 92 млрд рублей и прибыли 23 млрд рублей.
По словам министра, в следующем году будет продолжена работа над оптимизацией структуры заемного капитала ОАО «РЖД» как по инструментам, так и по валютам и срокам привлечения. Для снижения рисков влияния изменений валютных курсов на финансовый результат ОАО «РЖД» планирует сократить долю валютных заимствований к концу 2010 года до 14%.
Игорь Левитин заявил, что в целом анализ основных финансовых ковенант позволяет сказать об устойчивом положении компании и ее стабильности.
Общий прогнозируемый финансовый результат холдинга в 2010 году составляет 21, 9 млрд рублей, из которых 4,8 млрд рублей – прибыль дочерних обществ РЖД.
Инвестиционный бюджет холдинга планируется на уровне 334,7 млрд рублей, по дочерним обществам – 64 млрд рублей.
Утверждена инвестпрограмма РЖД
-
-
7609