Те, кто бывает за границей, наверняка хотя бы раз прокатились по городским маршрутам на трамвае. Не секрет, что в большинстве стран Европы, Америки, Азиатско–Тихоокеанского региона из всех видов городского общественного транспорта предпочтение отдают электрическому как наиболее экологичному и экономичному. И, возможно, кому–то из вас довелось проехаться на трамвае с резиновыми колесами. По сравнению с традиционными вагонами, более знакомыми и известными каждому из нас, он имеет ряд существенных преимуществ. Прежде всего, резиновые колеса обеспечивают хорошее сцепление с рельсами и не создают шумового воздействия на среду. Трамвай на резиновых колесах обладает небольшим радиусом поворота. Он имеет значительно меньшую нагрузку по сравнению с другими вагонами на ось и на землю. Немаловажно и то, что при движении такого трамвая отсутствует контакт металлических колес с металлическими рельсами. А значит, в пути он не вибрирует, что повышает его эксплуатационную безопасность и надежность.
Конструкцию скоростного трамвая на резиновых колесах или, как его еще называют, электробуса, уже не первый год разрабатывают в компании New Translohr, главный штаб которой находится во французском городе Страсбург. Электробусы этой компании уже успешно эксплуатируются на городских маршрутах не только во Франции и Италии, но и в Германии, Китае, Казахстане, и даже получен заказ из Колумбии. Водителей трамвай на резиновых колесах помимо уже указанных достоинств привлекает тем, что они при управлении имеют из кабины отличный обзор и могут заранее принимать решения, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Пассажиров – тем, что он доступен для всех без исключения людей, в том числе пожилого возраста и инвалидов с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся в коляске. Причем они могут свободно перемещаться в салоне электробуса. Эксплуатационные компании – тем, что благодаря абсолютной светопроницаемости значительно снижается расход электроэнергии. А еще тем, что прокладка, монтаж, ремонт и обслуживание трамвайной сети обходятся дешевле, чем для традиционных трамваев. При этом не требуется переносить подземные коммуникации. А зимой при обледенении рельсовых пазух они легко очищаются. Осталось добавить, что все модели электробусов, разработанных в компании, имеют европейскую сертификацию.
Вот такую характеристику скоростному трамваю на резиновых колесах дала в своем докладе на открытом заседании научно–технического совета Научно–исследовательского и проектного института легкорельсового транспорта – НИПИЛРТ коммерческий представитель в России и СНГ компании New Translohr Анна Самсонова. И именно ей на этом заседании было задано больше всего вопросов членами НТС. Что вполне объяснимо, ведь на это заседание, которое состоялось в Центральном доме ученых, была вынесена очень актуальная на сегодня тема: «Вопросы создания системы легкорельсового скоростного пассажирского транспорта на территории Московской области». В ее обсуждении активное участие приняли заместитель генерального директора АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Алексей Кривенко, представители министерства транспорта области, градостроительных институтов, руководители профильных организаций и компаний, отраслевые эксперты. Одним из пунктов в повестку дня была включена презентация технологии однорельсового электробуса компании New Translohr, которую и провела Самсонова. А повышенным интерес именно к этой презентации оказался еще и потому, что генеральный директор НИПИЛРТ Анна Краснова заявила о необходимости сообща определиться, какой конкретно электрический подвижной состав мы в ближайшие годы увидим на автомагистралях Подмосковья. С его помощью предстоит успешно и наиболее эффективно решить проблему обеспечения в полной мере потребностей в перевозках грузов и населения.
По словам Анны Красновой, в институте рассчитывают использовать технологию, разработанную французской компанией. Это совсем не означает, что выбор уже предрешен. Наверняка будет объявлен конкурс, в котором примут участие и другие претенденты. Но, судя по разговору, состоявшемуся на заседании НТС, в том числе и в кулуарах, шансы New Translohr выиграть тендер – достаточно велики.
Транспортная проблема на сегодня в столичной области является одной из самых острых. В свое время при проектировании строительства городов и рабочих поселков ставку делали преимущественно на развитие общественного транспорта, и при прокладке автомобильных дорог не предполагали, что произойдет такой бурный спрос населения на легковые автомобили, который наблюдается в настоящее время. Дорожная сеть оказалась запредельно загружена. Ситуация еще более обострилась из–за проводимой после распада СССР политики миграции населения из бывших республик Союза. Проведенные исследования показали, что вне существующей радиально–кольцевой модели транспортной системы Московской области возникли и продолжают зарождаться сильные пассажиропотоки, для которых необходимо наладить нормальное пассажирское движение общественного транспорта. Тем более что строительство жилья ведется более высокими темпами, чем создание для населения по соседству с заселяемыми микрорайонами рабочих мест. Эти трудности еще более будут усугубляться в связи с тем, что немалая часть областной территории отошла к столице, и там запланированы серьезные инфраструктурные преобразования, в том числе и возведение промышленных объектов.
Специалисты выход из создавшейся ситуации видят в реорганизации сложившейся радиально–кольцевой транспортной инфраструктуры Москвы и столичной области в сетевую, обеспечивающую множественность перераспределения пассажирских и грузовых потоков. Президент и премьер–министр страны обязали правительства столицы и области разработать в кратчайшие сроки и приступить к реализации программы, направленной на выполнение этой задачи, на что из федерального бюджета выделены внушительные средства. Важнейшей частью ее станет программа развития на территории Московской области легкорельсового скоростного пассажирского транспорта (ЛРТ). Инициатором и инвестором проектирования межмуниципальной сети скоростного пассажирского транспорта – МССПТ «Южная хорда» выступила компания ЗАО «Домодедово. Транс Девелопмент». Ее и создали в 2009 году для разработки и реализации проектов систем ЛРТ.
Надо сказать, что сегодня легкорельсовый транспорт можно увидеть на всех континентах. По сведениям Международной ассоциации ЛРТ, в настоящее время в 50 странах мира уже внедрены и успешно эксплуатируются более ста систем и столько же находятся в стадии разработки и проектирования. Реализация проекта «Южная хорда», который обеспечит хордовое соединение юго–восточной, южной и юго–западной частей Московской области с радиальными выходами в соответствующие зоны столицы, по мнению специалистов, позволит решить сразу несколько ключевых задач. Во–первых, реорганизовать радиально–кольцевую дорожную инфраструктуру Москвы и области в сетевую. Во–вторых, положить начало развитию альтернативных видов массового пассажирского внеуличного транспорта большой провозной способности. И, что не менее важно, обеспечить обслуживание массовых пассажирских потоков, которые формируются в районах возведения новых жилых микрорайонов и промышленных предприятий. Причем скоростной трамвай должен не конкурировать с пригородными железнодорожными линиями, а гармонично вписаться в транспортную сеть, дополнив ее.
В 2011 году ЗАО «Домодедово. Транс Девелопмент» объявило о создании проектной лаборатории технологии скоростного трамвая – НИПИЛРТ. Новый научно–исследовательский и проектный институт стал техническим исполнителем проекта МССПТ «Южная хорда». Среди основных задач, которые поставлены перед его коллективом, разработка программ перспективного развития дорожной инфраструктуры столичной области, обеспечение предварительных проектных архитектурно–строительных разработок, проектирование систем ЛРТ. А также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки персонала, которому придется эксплуатировать и обслуживать легкорельсовый транспорт. Для решения вопросов, связанных с формированием единой инновационной и научно–технической политики, при институте образовали совещательный орган – научно–технический совет (НТС), в состав которого вошли ведущие отечественные градостроительные институты. Им под руководством директора представительства компании SYSTRA в Москве, мирового лидера в области транспортного проектирования, Алана Годри предстоит рассматривать, анализировать и давать оценки передовым техническим идеям и технологическим решениям по проектированию систем ЛРТ.
НИПИЛРТ незамедлительно приступил к выполнению поставленных перед коллективом задач, ведь в его штат вошли ученые и проектировщики из головного ЗАО. Нынешний, 2012 год оказался для них напряженным и довольно плодотворным. 30 мая состоялось первое заседание НТС, на котором прошла презентация программы деятельности института до 2016 года. Двумя месяцами ранее на совещании в Минтрансе России определился первый пилотный участок внедрения легкорельсового транспорта в Московской области в рамках проекта МССПТ «Южная хорда». Его линия протянется от аэропорта Домодедово до станции столичного метрополитена «Красногвардейская». Возможен вариант продления ее до станции «Зябликово».
23 августа в министерстве транспорта Московской области состоялось официальное представление и обсуждение концепции Межмуниципальной сети скоростного транспорта на базе технологии скоростного трамвая. А неделей спустя на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Московской области НИПИЛРТ представил тогдашнему губернатору Сергею Шойгу два варианта первого пилотного проекта МССПТ «Южная хорда». Помимо линии «Аэропорт Домодедово – станция метро «Красногвардейская» был предложен для обсуждения второй маршрут: ТПУ «Авиационная» – ТПУ «Западное Домодедово» – ТПУ «Данилово» – природный парк «Россия». К тому времени в институте разработали предварительный вариант ТЭО обеих веток, определились с транспортно–пересадочными узлами, остановочными пунктами, с тем, где и какие предстоит возвести трамвайные депо. И даже согласовали непростой вопрос об отводе земельных участков под укладку линий.
– Проекты обеих веток находятся в одинаковой степени готовности, – доложила на том совещании Анна Краснова. – Но, учитывая планы Правительства РФ по развитию инфраструктуры округа Домодедово, созданию Центра евразийской интеграции и парка «Россия», на наш взгляд, вторая линия наиболее отвечает задаче обеспечения транспортной доступности к этим и другим объектам округа. Выбор же предстоит сделать правительствам области и РФ.
Разговор о создании проектов ЛРТ был продолжен на втором заседании НТС НИПИЛРТ. Только, если на первом заседании была презентована программа деятельности института до 2016 года, то на втором Анна Краснова в своем докладе рассказала, что предстоит сделать в Подмосковье до 2030 года. А кроме двух уже представленных маршрутов, предстоит в соответствии со схемами территориального планирования Московской области и территориального планирования ее транспортного обслуживания спроектировать и возвести еще 10 маршрутов по следующим направлениям. Это линии: 1) Мытищи – Пушкино – Ивантеевка – Щелково с возможным продлением до городов Реутов и Балашиха. 2) Подольск – Домодедово – Раменское – ЦКАД. 3) Бутово – Щербинка – Домодедово. 4) Румянцево – Бутово. 5) Ступино – Озеры – Коломна – Воскресенск – Егорьевск – Орехово–Зуево. 6) Ногинск – Электросталь. 7) Киевское направление МЖД – автомобильная дорога М–3 «Украина» – автомобильная дорога А–101 «Калужское шоссе» – Щербинка. 8) Кубинка – Поварово – Белый Раст. 9) Москва – Люберцы – Железнодорожный. 10) Москва (метро «Щелковская») – Балашиха. Общая протяженность линий составит без малого 600 км. На реализацию этой программы потребуется 11,9 млрд долларов. Для финансирования планируется, кроме бюджетных, привлечь и внебюджетные средства. В настоящее время в институте подготавливают предварительное заключение об оценке стоимости работ, которые предстоит произвести на каждой из линий.
На заседании НТС обсудили также концепцию проекта закона Московской области «О системах легкорельсового скоростного пассажирского транспорта (скоростного трамвая)», который должен обеспечить условия для выполнения намеченной программы с применением механизма государственно–частного партнерства и позволит повысить качество обеспечения транспортными услугами населения области. По итогам заседания была принята резолюция. В ней областному правительству рекомендовано рассмотреть программу развития ЛТР на период до 2030 года, концепцию проекта закона и принять по ним свое постановление.
Владимир ЧИСТОВ
06.12.2012