Новой Москвы будет отдан внеуличному транспорту.
В рамках VI Международного форума «Транспорт России» состоялся экспертный диалог «Москва 2020: трансформация транспортной идеологии». Его участники обсудили программу развития Московского транспортного узла до 2020 года, развитие городских железнодорожных перевозок, оптимизацию движения в центре города.
Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров сообщил о выполнении программы развития Московского транспортного узла, принятой в 2007 году. Именно при создании этой программы начали пользоваться новым термином «московская агломерация». Меры, которые предусматривает программа, ориентированы на удовлетворение потребности передвижения пассажиров и товаропотоков внутри этой территории. На финансирование программы запланировано около 7 триллионов рублей, из них 1 триллион – внебюджетные средства, привлекаемые в качестве инвестиций в рамках ГЧП.
Первый из трех этапов программы, разработанной в 2009 – 2010 гг., рассчитанный на 2011–2012 гг. и предусматривающий выделение на его реализацию 1 триллиона рублей, по словам Олега Белозерова, удалось профинансировать только на 50%. Это произошло, в первую очередь, в связи с мировым финансовым кризисом.
Тем не менее напомним: первый этап был направлен на стабилизацию ситуации и недопущение развития транспортного коллапса. Началась реализация ряда проектов по созданию хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами – это Северная рокада, Северо–Западная хорда и северный дублер Кутузовского проспекта с выходом на платный обход Одинцово. Завершено проектирование и полным ходом ведется подготовка территории для Центральной кольцевой автодороги на участке от М–10 «Россия» на севере до М–7 «Волга». Также ведется реконструкция аварийных дорожных объектов в Московской области, реализуется план создания транспортной инфраструктуры для обеспечения комфортной работы в инновационном центре «Сколково».
В настоящий момент ведется реконструкция восьми вылетных магистралей и отдельных участков Северо–Западной хорды. В 2013 году строительные работы начнутся еще на шести магистралях, в 2014 году – еще на двух. Сейчас активно ведутся работы на Варшавском шоссе от МКАД до Садового кольца, Каширском шоссе от МКАД до Варшавского шоссе, шоссе Энтузиастов от МКАД до Садового кольца, Балаклавском проспекте (Рублевском шоссе от МКАД до Садового кольца), Ленинградском шоссе (от станции метро «Сокол» до МКАД), Ярославском шоссе от МКАД до Садового кольца. На участке Щелковского шоссе от МКАД до Садового кольца ведутся подготовительные работы: освобождаются обремененные территории и перекладываются коммуникации. Основные работы на Варшавском и Каширском шоссе будут закончены с опережением сроков уже в текущем году.
Реализация программы реконструкции вылетных магистралей предполагает ремонт 129 км дорог, свыше 27 км прилегающих участков улиц и дорог, строительство 100 км дублеров, организацию 337 км выделенных полос и 666 заездных карманов для общественного транспорта, создание 9,5 тыс. парковочных мест, а также 59 подземных и 30 надземных переходов и реконструкцию 21 существующего подземного перехода. Кроме того, планируется провести работы на 23 эстакадах протяженностью свыше 10 км и 5 тоннелях длиной 2 км.
Удалось существенно сократить стоимость строительства дорог – в среднем более чем на 20%. Это произошло за счет изменения технических решений при проектировании, сокращения объемов перекладки коммуникаций, уменьшения сроков проведения работ.
До конца текущего года в столице также появятся 1793 новых автобуса и троллейбуса, будут модернизированы 73 км трамвайных линий и обустроены 10 выделенных полос для общественного транспорта. Наряду с этим планируется создать 220 стоянок для легального такси. Поэтому должны быть выданы 4 тыс. дополнительных разрешений на таксомоторные перевозки. Всего к концу года количество таких разрешений составит 24 тыс. штук.
В рамках развития интеллектуальной транспортной системы 90% подвижного состава ГУП «Мосгортранс» оснащены навигационным оборудованием, полностью оборудовать подвижной состав планируется до конца текущего года. 670 единиц подвижного состава оснащены системой видеонаблюдения.
В ближайшее время программа развития будет доработана с учетом расширения территории столицы, сообщил в ходе экспертного диалога Олег Белозеров. Параметры, которые будут заложены в новый вариант документа, таковы. Время, затраченное жителем мегаполиса на поездку к месту работы, не должно превышать 40 минут. Сегодня, заметим, эта цифра варьируется от 65 минут на общественном транспорте до 49 минут (без учета пробок) – на личном.
Плотность нахождения пассажиров на один квадратный метр в общественном транспорте согласно нормативным документам не должна превышать 3 человек. На сегодняшний день эта цифра составляет 5,5 человека в среднем по всем видам транспорта. Время пересадки с одного вида транспорта на другой должно варьироваться от 4 до 9 минут. Сегодня это занимает в среднем 20 минут. Таких показателей предстоит добиваться, сообщил Олег Белозеров, с помощью следующих мероприятий: развитие транспортно–пересадочных узлов, движение общественного транспорта по выделенным полосам, приобретение подвижного состава большей вместимости.
«Гласом народа» в дискуссии выступил сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов. Он анонсировал свою речь девизом из небезызвестного голливудского шедевра «Терминатор»: «Мы спасем мир, если не будет пробок!» Александр Морозов озадачился вопросом: сколько нужно дорог в Москве для комфортного передвижения всех имеющихся желающих? По подсчетам экспертов его организации, чтобы удовлетворить спрос в УДС путем строительства новых дорог, требуется «перепахать» 57% территории Москвы и потратить 320 бюджетов Москвы и 750 лет. Четвертое кольцо, от идеи которого отказались, покрыло бы лишь 1/300 от потребности.
Решение проблемы «дефицита УДС», по мнению Александра Морозова, лежит в следующих плоскостях. Во–первых, общественное понимание неэффективности расширений городских дорог. Более того, ограничение ширины улиц и дорог в жилой застройке (не более 2–3 полос в каждом направлении); запрет строительства бессветофорных хайвеев в жилой застройке; повышение связности сети за счет строительства путепроводов через преграды.
Во–вторых, развитие альтернативных способов сообщения. Приоритет при этом необходимо отдавать городским железным дорогам и ЛРТ, другим видам общественного транспорта; организовывать вело– и пешеходные пространства.
И, наконец, ценовое регулирование спроса: жесткое администрирование парковки; ценовое регулирование парковки и проезда.
Стоит сказать, что решения властей во многом совпадают с народными чаяниями. Олег Белозеров, в частности, отметил, что основной принцип программы развития Московского узла – приоритетное развитие как раз скоростного внеуличного транспорта. Это определило выбор ключевого вида транспорта, который смог бы в прорывном режиме решить проблему перевозки пассажиров. Речь идет о железнодорожном транспорте, в первую очередь о Малом кольце МЖД.
Первый заместитель генерального директора ОАО «Московская кольцевая железная дорога» Алексей Зотов, представляя проект организации пассажирского движения по МКЖД, который, по сути, соединяет разные виды транспорта – наземный, железнодорожный и метро, увязывая их в единую систему, сообщил, что на момент его запуска объемы перево-
зок составят 190 млн пассажиров в год, в пиковые годы – до 285. Кольцевая линия метро – для сравнения – перевозит около 200 млн, а самая загруженная радиальная – 330 млн пассажиров в год.
На Малом кольце планируется создать 31 транспортно–пересадочный узел (ТПУ). В рамках проекта предполагается ввести единый проездной билет с метрополитеном, а также создать навигационную систему, которая позволит пассажирам ориентироваться в пути и осуществлять пересадки с одного вида транспорта на другой.
Запуск электричек на Малом кольце привлечет инвесторов на территории вблизи станций линии. По мере развития инфраструктуры и запуска пассажирского сообщения на кольце промышленные территории, которые находятся в зоне его тяготения, получат новый импульс развития за счет пешеходных связей между жилыми комплексами и заводами, находящимися вблизи действующих станций.
Ожидаемые дополнительные эффекты от запуска МКЖД – экономия времени пассажиров, сокращение расходов на наземные виды транспорта, повышение уровня безопасности, сокращение выбросов вредных веществ, создание дополнительных рабочих мест, рост рыночной стоимости недвижимости. Признаться, вряд ли для простого обывателя последний пункт является положительным показателем, но городской бюджет, очевидно, приобретет довольно внушительные средства от реализации и без того, мягко говоря, не дешевой столичной недвижимости.
Министр транспорта Московской области Александр Воробьев констатировал, что главная помеха развитию улично–дорожной сети столицы – это пересечение в одном уровне автомобильных и железных дорог. Программа строительства путепроводов, принятая в 2006 году, предусматривает возведение 28 конструкций, на сегодняшний день построены только две, остальные находятся на различных этапах проектирования и строительства.
К сожалению, отметил Александр Воробьев, для бюджета такие проекты слишком капиталоемки. Поэтому в данный момент разработана программа строительства до 2018 года 20 платных путепроводов с привлечением частного инвестора. Срок окупаемости проекта – 20 лет. Он находится в стадии утверждения. Кроме того, планируется создать 429 перехватывающих парковок, окупаемость таких проектов – 7–8 лет. Пять из них уже построены.
Участники экспертного диалога пришли к единому мнению, что Новой Москве понадобится четкая координация проектов развития всех видов транспорта. Однако, подводя итоги дискуссии, Олег Белозеров отметил, что транспорт все–таки выполняет вспомогательную функцию в превращении столицы в город, комфортный для проживания. Главная роль должна принадлежать градостроительной политике: например, не придется решать проблему сокращения времени в пути от дома до работы, если какие–то предприятия и производства будут расположены недалеко от спальных районов.
Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»
20.12.2012