За девять месяцев текущего года принцип спирально–цикличной активности авиакомпаний был нарушен лишь единожды. Это случилось в августе, когда грузоперевозочный сегмент допустил снижение вместо ожидаемого роста производственных показателей. Этот факт был расценен как первый тревожный звонок. Сентябрьская статистика вновь вошла в прогнозную колею. Однако это не радует – отскок в сегменте пассажироперевозок мало походит на привычную рыночную волотильность. На фондовом рынке тринадцатипроцентное пике (а именно настолько снизился за месяц показатель объема перевозок пассажиров) однозначно назвали бы обвалом.
Аналогичное снижение наблюдается по пассажирообороту (12,4%), и тонно–километров эксплуатанты «накатали» на восемь с небольшим процентов менее итога предыдущего месяца. В какой–то мере этот негатив скрасили цифры грузоперевозчиков. Так, грузооборот вырос за месяц на 8%, что, соответственно, сказалось на результатах перевозки грузов и почты – «привес» на 10%. Этот позитив, разумеется, приятен, но не настолько, чтобы расслабиться в предвкушении добрых ожиданий. Грузоперевозки в авиа-
отрасли пока погоду не делают, ибо составляют порядка 2% общего производственного объема. А если учесть, что впереди нас ожидает период снижения активности населения в плане его транспортной подвижности, то выводы удручают. В связи с этим уровень озабоченности сложившейся ситуацией можно отнести к пронзительному вою сирены.
В чем же дело? Авиаперевозки являются весьма тонким индикатором экономики государства в целом. В этом сегменте сплетены интересы серьезных производственных групп и широких социальных слоев. Разветвленные цепочки стоимостных мотивов регулируют не простые отношения, которые в результате сводятся к «тет–а–тет» между конкретными авиакомпаниями и конкретными пассажирами у билетных касс. В настоящее время не позавидуешь обеим сторонам. И те и другие зажаты в тисках незначительных доходов и высокой стоимости. Перевозчики, за исключением крупных компаний, озабочены серьезными финансовыми проблемами. Аналогичная головная боль у граждан – по утверждению Минэкономразвития, накопления более чем 80% населения уходит на текущее потребление. Однако у пассажиров в отличие от эксплуатантов есть выбор – альтернативные виды транспорта. И, судя по всему, они ими не пренебрегают.
Если говорить о результатах персональной деятельности авиакомпаний в сентябре, то следует отметить, что только две команды из отчетного списка Росавиации показали положительную динамику – это «Северный Ветер» (+7,7%) и «Авиалинии Дагестана» (+27,4%). Поэтому к единственному позитиву в данном сегменте авиаперевозок следует отнести долгожданное снижение количества задержек вылетов. И сразу более чем на 38%. Определяющую роль здесь сыграла открытая и бескомпромиссная позиция Росавиации. Как видим, общественное мнение для авиа-перевозчиков не пустое словосочетание – никто из них не заинтересован фигурировать в доступном для всеобщего обозрения списке нерадивых. Как результат – максимальный уровень задержек рейсов составил 20% (Красавиа). А регулярно склоняемый в последнее время «Небесный экспресс» довел этот показатель до 9%, что никак не сопоставимо с июльскими 45%. Абсолютное лидерство по числу самых продолжительных задержек вылетов (превышающих 6 часов) удерживает «Аэрофлот – российские авиалинии» – 32 факта, из которых 31 допущен при отправке регулярных рейсов.
Последнее не мешает аэрофлотовцам прочно удерживать первую позицию по пассажироперевозкам. В рамках большой пятерки компания допустила наименьшее снижение среднемесячного объема (–8,8%). Вслед за ней по потерям стоит «ЮТэйр» (–9%). Тюменцы, судя по всему, стараются войти в тройку лучших, но для этого им надо значительно увеличить пассажирооборот и ликвидировать разрыв более чем в 1,5 млн пассажирокилометров, отделяющий их от «Сибири», допустившей в свою очередь 12%–ное снижение объемов. Однако рокировка здесь маловероятна. Разве что в следующем году. А вот ГТК «Россия», поднатужившись, вполне способна вернуть себе почетное место в первой пятерке, благо по количеству перевезенных пассажиров компания опережает вышестоящего конкурента, однако почти 20%–ный сентябрьский спад значительно уменьшил возможность такого сценария.
Динамика ранжирования пассажироперевозчиков на редкость скучна. Оживление привнесено разве что обменявшимися местами «ЮТэйр–Экспресс» (31 место) и «Саратовскими авиалиниями» (32 место) и покинувшей турнир в результате банкротства компанией «Заполярье», на замыкающее таблицу место которой вернулся «Космос».
Следует обратить внимание и на снижение эффективности использования эксплуатантами собственного парка воздушных судов. Уровень занятости пассажирских кресел у перевозчиков снизился почти на 3 пункта, составив в целом по сегменту 81,9%, что указывает на благодушное отношение эксплуатантов к серьезным рыночным вызовам.
В сегменте грузоперевозок процент коммерческой загрузки бортов тоже снизился и также на относительно существенную величину – 2%, пробив вниз 70%–ную психологическую отметку. Но общая ситуация здесь, как уже говорилось, куда привлекательнее. Авиакомпании легко компенсировали неожиданный 4%–ный августовский срыв десятью с хвостиком процентами роста. Активность в перемещениях по турнирной лестнице здесь также незначительна – места с 1 по 22 остались за прежними эксплуатантами. Поэтому интереснее будет отметить лидеров в части роста–снижения сентябрьских объемов перево-зок. Абсолютного первенства в положительном тренде добился «Космос» – 130% роста! За ним с не менее внушительным результатом (+110%) следуют «Авиалинии Дагестана». Немногим менее (+96%) нарастила объемы «Капо Авиа», за которой последовала «Авиастар–ТУ» со своими 74,5 процентными пунктами. Замкнул пятерку самых преуспевающих «Полет» (4–е этапное место в турнирной таблице), показатель которого на фоне предыдущих не столь впечатляющ, но достоин уважения – 57% роста.
Безусловным лидером среди компаний, сработавших в минус, стала «МЧС России». Эксплуатант недобрал до своего августовского результата 92% (!) объемов, перебросив за месяц всего каких–то 15 тонн коммерческого груза. В тройку нелучших вошли также «Вим–Авиа» и «Таймыр», соответственно 21,8 и 16,2% недобора.
Тем не менее неудачники тура, коих набралось свыше десятка компаний, на ситуацию в сегменте, по счастью, не повлияли. Хочется верить, что и по итогам октября грузоперевозчики не обманут наши прогнозы и последуют по спиральной траектории развития, указывающей им на положительный тренд. Этим они предоставят нам возможность сослаться на них как на положительный пример – некую ложку меда в бочке дегтя, которую нам предсказывает все тот же спиральный механизм вкупе с отчетливо наметившейся негативной тенденцией в стане пассажироперевозчиков. Остается надеяться, что последние не согласятся с такой перспективой и обманут наши ожидания.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 г. г.
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 г г.
Основные показатели работы гражданской авиации России за сентябрь 2009 и 2010 гг.