В доперестроечном и очень добром мультфильме длину удава измеряли в попугаях. Прекрасный пример относительности любых методов и инструментов каких бы то ни было расчетов. Сегодня для определения экономических ориентиров в целом и авиаотрасли в частности таким «попугаем» служит статистика 2009 года. Мерило, прямо скажем, не очевидное.
Дело в том, что такой способ определения экономических координат слишком упрощает картину и при всей своей внешней привлекательности обнаруживает тенденции, далекие от искомых и, главное, способные вводить в заблуждение. К примеру, результаты восьми месяцев текущего года уже превысили не только прошлогоднюю аналогичную отчетность, но и, шутка ли, цифры самого «тучного», 2008 года. Причем по всем позициям. То есть даже в условиях допустимого сезонного снижения показателей наши эксплуатанты вполне могут обновить рекордные отметки по перевозкам пассажиров и грузов – соответственно 50 млн человек и 780 тыс. тонн. Но звуков фанфар по этому поводу мы не слышим. Более того, еще неизвестно, какие нежелательные сюрпризы обещают итоги текущего года.
В отношении производственных планов определенная ясность существует. Загадка таится в финансовой части результатов деятельности авиакомпаний. Прогнозы здесь, мягко скажем, не самые позитивные. Причем волна пессимизма одолевает не только отечественную гражданскую авиацию. Во второй половине года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует сокращение темпов роста и снижение спроса на авиаперевозки. Эта тенденция, считают в IATA, продолжится и в следующем году, по итогам которого прибыль авиакомпаний упадет до 5,3 млрд долл., или на целых 3,5 млрд долл. по отношению к сумме, спрогнозированной Ассоциацией ранее на год нынешний.
Основанием для пересмотра тенденций финансовой доходности авиаперевозчиков стало замедление роста пассажиропотока мировых авиа-
компаний в августе по отношению к июлю. Увы, оно коснулась и нас. За 8 месяцев текущего года силами российских авиакомпаний было перевезено 37,89 млн пассажиров и 583,8 тыс. тонн грузов. Между тем, если июльский рост пассажироперевозок в сравнении с предыдущим месяцем превысил 13%, а перевозок грузов и почты 2,5%, то в августе эти показатели выглядят существенно скромнее. Так, объем перевозок пассажиров вырос за месяц всего на 2%, а грузоперевозок и вовсе снизился более чем на 4 процентных пункта.
Отнюдь не косвенными признаками намечающейся стагнации являются также снижение (пока незначительное) эффективности использования провозных мощностей в обоих сегментах перевозок и рост количества задержек рейсов. Последний фактор наиболее симптоматичен. Он указывает на серьезные недоработки в технологии предполетного обеспечения и слабую координацию действий авиакомпаний и аэропортовых служб.
Надо отдать должное федеральному агентству, которое систематизировало сведения по задержкам рейсов и выложило их на своем сайте. В свою очередь, публикация подобных сведений – явный признак движения к информационной прозрачности ведомства, что, конечно же, отрадно. Так вот, согласно отчетности ФАВТ задержки растут уже на протяжении 6 месяцев. Средний процент их роста с марта по август превышает 8%. Заметим, что после взбучки, устроенной главным регулятором наиболее недисциплинированным эксплуатантам, средняя величина роста замедлилась – в августе она составила 6,5 процентных пункта, что тоже немало. В числе самых примерных – «Ай Флай», «Башкортостан» и «Аэрофлот – российские авиалинии». Худшие показатели у «Небесного Экспресса», «Космоса», «Московии». Но есть и нюансы. Скажем, если «Московия» и «Космос» увеличили количество задержек за последний отчетный месяц, то «Небесный Экспресс» сократил их существенно – с 45 до 25%. Вызов «на ковер» показал свою эффективность, но вряд ли этот метод применим в нынешней ситуации. Разве что у руководства агентства найдется время для проведения поочередных разносов почти четырех десятков эксплуатантов.
Для объективности уровень пунктуальности компаний можно посчитать и по другой шкале, так сказать, в натуральном выражении. Картинка складывается иная. В этом случае абсолютным лидером по числу задержек регулярных рейсов в августе становятся «Уральские авиалинии» (251 случай). В лидерах также «Аэрофлот – российские авиалинии» (187) и «ЮТэйр» (157). Кстати, эти компании входят в число наиболее отличившихся и по числу самых продолжительных, более чем 6–часовых опозданий вылетов воздушных судов. Справедливо будет указать, что объемы перево-зок названных эксплуатантов несопоставимы с объемами того же «Небесного Экспресса», но разве легче от этого пассажирам?
Перейдем к «турнирной таблице». На этот раз большая пятерка пассажироперевозчиков в целом сработала в минус, что сразу же сказалось на снижении удельного веса перевозок лидирующей группы в общем объеме по ГА. «Штатный» лидер – «Аэрофлот – российские авиалинии» – недобрал до июльской отметки менее процента. Аналогичный результат в процентном исчислении у «Сибири» – третья позиция. Хуже всех в квинтете отработали «ЮТэйр» и «Оренбургские авиалинии», уступив своим предыдущим показателям соответственно 9,5 и 2,5%. Лишь следующая за лидером «Трансаэро» смогла обеспечить себе «дежурный привес» в 2,5%.
В нижеследующей десятке, несмотря на более чем 1%–ное снижение темпов роста, по–прежнему лидирует ГТК «Россия». «Глобус», недобрав менее процента к июльской планке, пропустил на 12–е место «Якутию».
В замыкающей «турнирную таблицу» пассажироперевозчиков двадцатке перемены незначительные. Привычные рокировки не коснулись первой тройки данного звена – ГТК «Россия», «Уральских авиалиний» и «Таймыра». Вплотную к ним подобралась «Авианова», скакнув с 23–го на 19–е место. Некоторое разнообразие в отчет привнесло появление в «видимой» части турнира дебютанта – авиакомпании «Заполярье», сменившей на 35–м, замыкающем месте «Космос».
Если события в сегменте пассажироперевозок пока развиваются в соответствии с моделью спиральной траектории активности авиакомпаний, то грузоперевозчики впервые за продолжительное время нарушили прогнозную динамику, которая вплоть до декабря обещала позитивный вектор роста. Августовская отчетность ломает логику процесса, но станет ли она переломным моментом в деятельности сегмента и даже отрасли в целом или здесь имеет место быть локальный сбой, так называемая корректировка, покажут ближайшие месяцы. Во всяком случае, снижение темпов роста перевозок грузов следует воспринимать как первый тревожный звонок. Тем более что предпосылок для него (о чем говорилось выше) достаточно.
Первая пятерка грузоперевозчиков свой ранжир не нарушила. «ЭрБриджКарго» прочно удерживает первенство, несмотря на более чем 7%–ное снижение показателей августовской отчетности. «Аэрофлот – российские авиалинии» не смог воспользоваться осечкой лидера и хоть немного сократить почти двукратное отставание от него, поскольку недобрал до своей июльской отметки по перевозкам еще больше – 12,5%. С минусом в 9% отработала этап и компания «Волга–Днепр». Недостачу первой тройки не смогли покрыть совместные усилия «Полета» и «Трансаэро», продемонстрировавшие вполне приличные результаты. Воронежцы компенсировали свой июльский провал (–40%) почти аналогичным ростом, а петербуржцы ограничились достойными 15%. В итоге рост показателей пятерки уменьшился на 5,5%.
В нижней части «турнирной таблицы» изменения незначительные. В положительном ключе можно отметить «Владивосток Авиа» (34% роста), «Абакан Авиа» (+53%) и дебютанта лиги «ИрАэро», которому удалось превзойти результаты июля сразу на 47%. Другой новичок, «КрасАвиа», увы, не порадовал. Бесспорный неудачник тура – «224 летный отряд», показавший в августе 45%–ное снижение объемов перевозок. Впрочем, к сюрпризам этого эксплуатанта, кажется, все привыкли. Важно, чтобы подобные частности не распространились на отрасль в целом.
Шамиль Байбеков,
обозреватель «ТР»
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы