• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

На основе инноваций

3_s.jpgИТ–технологии как база устойчивого развития транспорта.

3.jpgОдин из «круглых столов» в рамках IX Международного транспортного форума был посвящен стандартизации современных ИТ–решений, играющих ключевую роль в развитии наземного транспорта. В мероприятии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра Николай Асаул, статс–секретарь – заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Олег Пак, представители региональных органов исполнительной власти, транспортных предприятий и ИТ–структур.
То, что «круглый стол» был подготовлен двумя ведомствами – Минтрансом и Минкомсвязи, неслучайно. Как сказал Максим Соколов, сама тема, связанная с ИТ–решениями на транспорте, подразумевает тесное сотрудничество как специалистов–транспортников, так и специалистов ИТ–технологий. Министр напомнил, что в сентябре текущего года между Минтрансом и Минкомсвязи было подписано соглашение о создании условий для обеспечения транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом с помощью информационно–коммуникационных технологий при регулярных перевозках пассажиров и багажа.
По мнению министра, комплексное опережающее развитие систем качественного и безопасного транспорта общего пользования является единственно возможным практическим ответом на рост количества личных автомобилей на улицах городов. «Интенсивное развитие транспорта общего пользования невозможно без внедрения инновационных разработок в области ИТ–технологий, это является базой для устойчивого развития и функционирования всех транспортных систем. Поэтому результатом нашего сотрудничества должно стать создание автоматизированных информационных систем в области обеспечения транспортного обслуживания, средств информирования населения о маршрутах движения транспорта общего пользования, систем оплаты проезда и систем безопасности», – подчеркнул Максим Соколов.
В свою очередь Олег Пак сказал: «Вопрос ИТ–технологий становится для любого бизнеса вопросом выживания. Те компании, которые видят перспективы ИТ–технологий, и будут формировать повестку дня. Наша задача – создавать понятные и прозрачные правила для всех участников».
Представитель ОАО «НИИАТ» Дмитрий Милованцев выразил уверенность, что самые значительные изменения будут происходить в области внедрения ИТ–технологий на транспорте, поскольку их применение позволит совершенно по–другому вести бизнес–процессы. По мнению эксперта, в настоящее время наиболее близки к внедрению интеллектуальные транспортные системы, облачные решения и вопросы, связанные с подключаемым транспортом. «Фактически речь идет о таких направлениях повышения доступности городского наземного транспорта, как информационные табло, системы продажи билетов, междугородные перевозки, вопросы, связанные с безопасностью на транспорте. При этом безопасность на транспорте должна коррелировать со стоимостью решений в области безопасности, а разработка унифицированных стандартов должна происходить еще до внедрения ИТ–технологий», – отметил Дмитрий Милованцев.
Нуждаются в усовершенствовании и унификации билетные решения: сегодня пассажиры одного региона не могут пользоваться билетным решением другого региона.
Если говорить о сфере междугородных автобусных перевозок, то большинство экспертов сходятся в том, что необходимо создать государственную информационную систему по аналогии с той, что существует в авиации, которая будет обеспечивать регистрацию маршрутов, регистрацию рассадки пассажиров и т. д. В противном случае, без унифицированной каталогизации, организовать систему бронирования электронных билетов на автомобильном транспорте будет достаточно сложно. «Большое сопротивление оказывают владельцы инфраструктуры, которые боятся, что это повлияет на их бизнес. На наш взгляд, владельцы инфраструктуры от этого только выиграют, как это произошло среди владельцев аэропортов», – пояснил Дмитрий Милованцев.
Тему внедрения ИТ–технологий на городских и междугородных наземных пассажирских перевозках поднял заместитель генерального директора ООО «Национальный центр информатизации» Александр Ярошко: «В междугородных перевозках важна систематизация данных, систематизация открытия и согласования маршрутов. Это откроет новый рынок, создаст предпосылки для создания систем информирования граждан, систем продажи онлайн–билетов и т. д.».
Руководитель сервиса «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян рассказал об успешном опыте применения ИТ–технологий в сфере предоставления услуг такси. Внедрение ИТ–технологий позволяет сделать этот бизнес более эффективным, качественным и более доступным для населения. Клиент может быстро вызвать официальное такси без звонка диспетчеру и следить за выполнением заказа на карте, причем среднее время подачи машины – 5 минут.
«Яндекс.Такси» не занимается собственно перевозками, он является посредником между пассажиром и службами такси, которые и являются непосредственными исполнителями заказа. Однако сервисная компания как крупнейший онлайн–сервис в России по поиску такси заинтересована в качественных услугах. Именно поэтому она сотрудничает только с водителями, имеющими легальные разрешения. «Мы проверяем клиентоориентированность водителей, их знание города, уровень владения русским языком, а также состояние автомобиля и его соответствие нашим стандартам качества», – сообщил Тигран Худавердян.
«Яндекс.Такси», кроме Москвы и Санкт–Петербурга, работает уже в Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Владикавказе, Туле и Воронеже, что свидетельствует о росте популярности и удобстве этого вида сервиса.
«Яндекс» без всякой правовой базы проверяет состояние автомобилей, их внешний вид, уровень владения русским языком у водителей, – подключился к разговору заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. – Такой правовой базы на данный момент нет, но компания позиционирует себя как социально ответственная, которая отвечает за качество предоставляемых услуг. На основе полученного опыта, обобщив его, можно будет разработать соответствующие законы. Это хороший пример того, как инициатива снизу может подтолкнуть регулятора к принятию необходимых законодательных решений».
Руководитель Центра организации дорожного движения правительства Москвы Вадим Юрьев рассказал об опыте Москвы в деле обеспечения комфортности, мобильности и безопасности пассажиров на общественном городском наземном транспорте.
По столичным дорогам передвигаются порядка 3,5 млн автомобилей в сутки. При этом на один автомобиль приходятся 27 кв. м дороги. Для сравнения: в Лондоне этот показатель составляет 98 кв. м/ 1 авт., в Токио – 63 кв. м /1 авт. В Москве ежедневно городской наземный пассажирский транспорт перевозит 5,8 млн пассажиров. По словам Вадима Юрьева, в настоящее время в столице действуют 7600 различных детекторов транспорта. Благодаря этой динамической транспортной модели в реальном времени можно получить данные о скорости движения и интенсивности транспортного потока, количестве ДТП, местах перекрытия дорог. В частности, удалось определить самый загруженный городской маршрут (№ 774). Изменив схему организации движения (работу светофоров, места установки дорожных знаков), удалось повысить пассажиропоток на этом маршруте на 31%. В целом с помощью динамической транспортной модели были выявлены более 40 проблемных мест в городе, где работа по оптимизации движения будет продолжена.
Еще один пример. Казалось бы, как может влиять способ парковки на аварийность? Оказывается, только благодаря изменению способа парковки можно снизить на 34% аварийность, как это и произошло на одной из московских улиц.
«Впервые за последние 25 лет Москва стала ехать лучше, скоростной режим вырос на 15%, на 11% снизилась аварийность. Наконец, Москва с «почетного» первого места по пробкам сместилась на четвертое», – резюмировал Вадим Юрьев.
Подводя итоги дискуссии, Николай Асаул сказал: «Рынок пассажирских перевозок созрел для стандартизации решений, от этого выиграют все: пассажиры, органы власти, перевозчики. Речь прежде всего идет о технологии организации дорожного движения, внедрении билетных решений. Наша задача состоит в настройке законодательства таким образом, чтобы повысить ответственность компаний–перевозчиков».


Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»

А в это время…
Уникальный проект

В Университете ИТМО начала свою работу распределенная лаборатория по исследованию сетей связи интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Распределенная лаборатория создана на базе кафедры беспроводных телекоммуникаций Университета ИТМО и кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ.
Проект является уникальным – первым в стране по созданию практической основы для изучения особенностей построения сетей связи, обеспечивающих функционирование ИТС различных типов. Также проект позволил объединить наработки и ресурсы двух крупных вузов – Университета ИТМО и МАДИ. Последний является одним из главных центров России по созданию теоретических и практических основ федеральной информационной интеллектуальной транспортной системы.
По словам руководителя лаборатории Владимира Аксенова, этот проект был создан для исследования различных конфигураций (вариантов построения) гетерогенной сети радиосвязи. Последняя является видом сети связи, основанной на использовании нескольких типов технологий радиосвязи. Все это обеспечивает работу интеллектуальных транспортных сетей. Исследования планируется проводить по нескольким направлениям. Так, специалисты намерены изучить взаимодействие между системами радиосвязи различных технологий, а также организовать измерения для решения задач использования радиочастотного спектра и обеспечения электромагнитной совместимости.
Распределенная лаборатория имеет в своем составе несколько сегментов. На базе кафедры беспроводных телекоммуникаций размещается центр управления сетью связи, на базе кафедры «Организация и безопасность движения» – центр по разработке и внедрению приложений ИТС, на полигоне МАДИ – оборудование сети связи и тестовые транспортные средства. Создание распределенной лаборатории позволяет Университету ИТМО встать на одну ступеньку с ведущими мировыми центрами в сфере построения ИТС.

 

21.01.2016

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya