Более двадцати представителей рынка навигационно–информационных технологий на транспорте поделились своими опытом и мнениями во время «круглого стола», посвященного использованию системы ГЛОНАСС в целях повышения эффективности транспортной отрасли и обеспечения безопасности перевозок.
Модератором выступил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков, который, кстати, в период проведения «Транспортной недели» подписал несколько соглашений по сотрудничеству в сфере применений
ГЛОНАСС–технологий. Одно из них было заключено с компанией АО «Цезарь Сателлит», предоставляющей услуги по безопасности автомобилей и недвижимости. Цель сотрудничества – обеспечение массового доступа частных клиентов к таким социально значимым услугам, как противодействие угонам автотранспорта, оказание услуг комплексной помощи при ДТП и иных происшествиях на дороге, контроль и управление транспортными парками.
– Тот факт, что устройства ЭРА–ГЛОНАСС будут устанавливаться во все новые автомобили, позволит существенно расширить и удешевить доступ к услугам противоугонной безопасности и экстренной помощи на дороге для автовладельцев, – уточнил в своем выступлении представитель компании «Цезарь Сателлит» Семен Фокин.
Тему оснащения всех новых автомобилей терминалом ЭРА–ГЛОНАСС в своем выступлении затронул заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. Он сообщил участникам «круглого стола», что на выставке «Транспорт России» представлен автомобиль «Лада Веста» с установленным на конвейере терминалом ЭРА–ГЛОНАСС, и теперь все новые модели, производимые в мире и поставляемые в Российскую Федерацию, должны быть оборудованы этими терминалами.
– Система заработала, перешла в «боевой» режим и начала реализовывать функционал, который был в нее заложен, – подчеркнул Алексей Цыденов. – Одновременно реализуются и другие проекты на транспорте с использованием технологий ГЛОНАСС. Во многих субъектах внедрен полный мониторинг перевозки опасных грузов и движения регулярного пассажирского транспорта, что уже дало ощутимый эффект в плане безопасности перевозок. Например, в Татарстане, где внедрено обязательное оснащение школьных автобусов, в этом году обеспечена стопроцентная безопасность: не было зафиксировано ни одного инцидента.
Алексей Цыденов подчеркнул, что сейчас ведется большая работа по развитию АО «ГЛОНАСС», которое в соответствии с поручением Президента России является оператором ЭРА–ГЛОНАСС и в своем функционале наряду с обеспечением безопасности и спасения на дорогах будет реализовывать целый комплекс дополнительных услуг, направленных на улучшение сервиса и комфортности на дорогах.
– Сегодня можно однозначно констатировать: группировка космических аппаратов полностью сформирована, и теперь настало время отработать ее использование в гражданских целях, – отметил в своем выступлении помощник Президента России Игорь Левитин. – И неудивительно, что именно транспортники первыми взяли на себя использование спутниковой навигации ГЛОНАСС, так как необходимо было решать задачи логистических и мультимодальных потенциалов этой системы.
Промышленная эксплуатация системы началась 1 января 2015 года, и на данный момент вся необходимая законодательная база сформирована. Она становится доступной странам, входящим в Евразийский экономический союз. По мнению Игоря Левитина, настало время продвигать систему в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и в Ассоциацию государств Юго–Восточной Азии (АСЕАН). Помощник Президента России предложил также датчиками ГЛОНАСС оборудовать и все электрички.
– У нас параллельно идут полупустые электрички и полупустые автобусы, – объяснил свое предложение Игорь Левитин. – Мы оборудуем электрички навигационными приборами, чтобы пассажир выбирал, что раньше подойдет – электричка или автобус. Важно синхронизировать количество автобусов и электричек, чтобы они не ходили параллельно, и у людей постоянно была возможность уехать.
На вопрос о возможности мониторинга движения электричек директор по распространению технологий компании «Яндекс» Юрий Висневский ответил, что на данный момент сервис готов к такой технологии. В ответ Игорь Левитин предложил запустить пилотный проект.
Нормы, предусматривающие с 1 января 2017 года обязательное оснащение всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, а также комплекс требований к ней, внесены в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в январе 2013 года в соответствии с изменениями, разработанными Минпромторгом России. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. Он отметил, что в настоящее время на проведение сертификации компонентов транспортных средств, обеспечивающих спутниковую навигацию и вызов экстренных оперативных служб, в России и Казахстане аккредитованы три органа по сертификации и четыре испытательные лаборатории. Кроме того, в программе мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году, то есть в национальных технологических инициативах, таких как АвтоНэт, МариНэт и АэроНэт, использование системы ГЛОНАСС предусмотрено в качестве основной навигационной системы для геопозиционирования объектов. Причем охватывает она не только авиацию и автомобили. Сегодня и самоходные машины, в том числе сельхозтехника, и строительно–дорожная техника переходят на оснащение системами геопозиционирования, поскольку все большее распространение получают системы автоматизированного управления процессами.
– Развитие инфраструктуры ЭРА–ГЛОНАСС и системы спутниковой навигации для формирования единой навигационной среды на транспортном комплексе, безусловно, приведет к росту различных отраслей экономики, развитию рынка навигационных услуг и повышению безопасности, – подытожил Александр Морозов.
КСТАТИ
И в Крыму тоже
Система ЭРА–ГЛОНАСС уже действует в 83 субъектах России, теперь о ее скором запуске в Севастополе и Крыму заявил президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
Система экстренного реагирования при авариях ЭРА–ГЛОНАСС будет запущена в двух новых субъектах России до конца года. На данный момент она работает практически по всей стране.
«Если быть максимально точным, система представлена в 83 субъектах РФ, а в Севастополе и Крыму она будет внедрена до конца 2015 года и сдана Минтрансу. Таким образом, к концу года вся страна будет охвачена», – заявил Александр Гурко.
Сейчас в Крыму ведется монтаж необходимого оборудования. В декабре 2015 года будут сданы в эксплуатацию два центра обработки данных в Севастополе и Симферополе. Туда будет поступать вся информация с автомобилей. На данный момент система ЭРА–ГЛОНАСС доступна везде, где имеется хотя бы один оператор связи.
Валерий Будумян,
обозреватель «ТР»
24.12.15