Прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), основанный на данных по объемам перевозок за 2012 год, осуществлявшихся 240 авиакомпаниями, выполнявшими 84% воздушных перевозок в мире, свидетельствует о повышении спроса на пассажирские перевозки на 5,3% и снижении спроса на грузовые перевозки на 1,5% по сравнению с прошлым годом. Рост спроса на пассажирские перевозки также не окончательно определен. Он оказался несколько ниже аналогичного показателя за 2011 год (5,9%), но в то же время превысил средний показатель за 20 лет (5%). Коэффициент загрузки за год достиг почти рекордного уровня и составил 79,1%.
Факторы роста
Спрос на международные перевозки рос более быстрыми темпами (6,0%), чем на внутренние (4,0%). И в том, и в другом случае основными факторами роста послужили развивающиеся рынки. Генеральный директор ИАТА Тонни Тайлер (Tony Tyler) объясняет тенденцию следующим: «Несмотря на преобладающие в последние 12 месяцев неблагоприятные экономические прогнозы, спрос на пассажирские перевозки в 2012 году существенно увеличился. Это свидетельствует о том, что мировой рынок авиаперевозок стал неотъемлемой частью современного мира в условиях глобализации. Вместе с тем рекордные значения коэффициентов загрузки показывают, с какой исключительной тщательностью авиакомпании относятся к провозным емкостям. Такой рост, а также высокая интенсивность использования самолетов способствовали тому, что за 2012 год, несмотря на высокие цены на топливо, авиакомпании получили приблизительно 6,7 млрд долл. прибыли. Однако при коэффициенте рентабельности продаж, составляющем всего 1,0%, отрасль едва держится на плаву».
Второй год подряд снижается спрос на грузовые перевозки, отмечают специалисты. Если в 2011 году он упал на 0,6%, то в 2012 – на 1,5%. Процент коммерческой загрузки за год составил 45,2%. «В отличие от рынка пассажирских перевозок рынок грузовых перевозок сократился на 1,5%. Отрасль сильно пострадала. Мировая торговля резко сократилась. На рынке стали преобладать навалочные грузы, для которых больше подходят морские перевозки. Однако был и положительный момент. Развитие торговли между Азией и Африкой привело к росту авиакомпаний, базирующихся на Ближнем Востоке (14,7%) и в Африке (7,1%)», – комментирует ситуацию г–н Тайлер.
В лидерах – Ближний Восток
Объем международных перевозок в 2012 году вырос на 6,0%. Скачок обеспечили развивающиеся рынки. Именно здесь наблюдаются наиболее высокие темпы роста. Прежде всего это Ближний Восток (15,4%), Латинская Америка (8,4%) и Африка (7,5%). Провозные емкости выросли не так сильно, как спрос, а именно на 4,0%. Тем не менее в результате мировой коэффициент загрузки достиг почти рекордных 78,9%.
Распределение рынка по объемам пассажирооборота авиакомпаний отдельных регионов выглядит следующим образом: Азиатско–Тихоокеанский регион – 31,0%, Северная Америка – 26,5%, Европа – 25,3%, Ближний Восток – 8,7%, Латинская Америка – 6,0%, Африка – 2,5%.
Более высокие темпы роста объемов пассажирских перевозок в 2012 году (5,2%) зафиксировали азиатско–тихоокеанские перевозчики. Это больше, чем в 2011 (4%), когда на показатели негативно повлияло цунами в Японии. Итоги 2012 года здесь соответствуют среднемировым показателям, кроме того, на данный регион приходится одна пятая общего роста отрасли. Несмотря на незначительные результаты начала года, в четвертом квартале спрос резко увеличился благодаря возрождению китайской экономики и укреплению экспорта и импорта в Азии. За счет увеличения провозных емкостей всего на 3% за год коэффициент загрузки был зафиксирован на хорошем среднем уровне: он составил 77,5%.
Европейские авиакомпании продемонстрировали за тот же период рост пассажироперевозок на 5,3%, что значительно ниже отметки предыдущего года (9,5%). Рост обусловливается международными перевозками на магистральных рейсах авиакомпаний, входящих в зону евро (объемы внутренних перевозок в ЕС не увеличивались из–за медленного роста экономики). Кроме того, около четверти роста международных перевозок европейских авиакомпаний приходится на авиакомпании за пределами зоны евро (в основном это перевозчики Турции). Провозные емкости увеличились на 3,1%, за счет чего средние коэффициенты загрузки за год выросли до 80,5%. Благодаря и другим преимуществам консолидации отрасли европейские авиакомпании закрыли год без убытка, а это гораздо лучший финансовый результат, чем можно было ожидать в такой суровой экономической ситуации.
Самые низкие темпы роста у североамериканских перевозчиков. Объем пассажирских перевозок в регионе повысился на 1,3% (в 2011 году – 4,1%). Благодаря реструктуризации, консолидации и жесткому управлению провозными емкостями (рост снизился на 0,3% за год) был достигнут самый высокий коэффициент загрузки (82,0%), что вылилось примерно в 2,4 млрд долл. прибыли.
Почти треть общего роста международных пассажирских перевозок приходится на авиакомпании Ближнего Востока. Эксплуатанты показали увеличение спроса на 15,4% (выше 8,9%, зафиксированных в 2011 году из–за негативного влияния Арабской весны). Такой прогресс был достигнут благодаря увеличению провозных емкостей на 12,5% при одновременном повышении коэффициента загрузки до 77,4%. Перевозчики в этом регионе улучшили воздушное сообщение между своими авиаузлами, количество которых постоянно растет за счет значительного расширения сети (направлений) и увеличения частоты полетов. Несмотря на это, повышение коэффициента загрузки показывает, что рост стабилен и авиакомпании в данном регионе успешно привлекают новых пассажиров.
Второй по успешности результат (после Ближнего Востока) у латиноамериканских перевозчиков: в 2012 году зафиксирован рост спроса на 8,4%. Достижению способствовали рост доходов и снижение уровня безработицы в регионе (в частности, в Бразилии). Провозные емкости росли более медленными темпами, чем спрос (7,5%), а коэффициент загрузки составил 77,9% за год.
Существенное повышение спроса показали и африканские авиакомпании. Отметка 7,5% является самой наглядной иллюстрацией, как экономический рост стимулирует спрос на перевозки. Темп роста провозных емкостей несколько отстал от роста спроса и составил 7,1%. Это позволило повысить коэффициент загрузки до 67,1%, однако среди всех остальных регионов этот показатель самый низкий.
В 2012 году объемы внутренних пассажирских перевозок выросли на 4,0%. Самый высокий рост показали Китай (9,5%) и Бразилия (8,6%). На обоих рынках увеличились провозные емкости: в Китае они выросли на 11,3% и опередили спрос, а в Бразилии – на 4,8%, что вполовину меньше роста спроса. Тем не менее коэффициент загрузки в Китае остается высоким (80,9%), значительно выше, чем в Бразилии (71,8%).
Самые низкие результаты зафиксировала Индия (снижение на 2,1% по сравнению с 2011 годом). Общий рост провозных емкостей (3,8%) соответствовал спросу (4,0%), а коэффициент загрузки на рынке внутренних перевозок составил 79,5%.
В США за этот период объемы внутренних перевозок увеличились незначительно – на 0,8% (по сравнению с 1,5% в 2011 году), а провозные емкости выросли в два раза меньше – всего на 0,4%. Вследствие этого коэффициент загрузки составил 83,4%, рекордное значение среди основных рынков. Замедление темпов роста отражает зрелость и сдержанный экономический рост рынка США, на долю которого приходится около половины всех внутренних пассажирских перевозок.
В Японии рост спроса повысился на 3,6%, в то время как провозные емкости увеличились на 2,3%. Незначительный спрос на внутренние пассажирские перевозки здесь обусловлен влиянием слабой экономики, которая никак не может оправиться после землетрясения и цунами в 2011 году. Объемы внутренних перевозок все еще на 7% меньше, чем до цунами. Кроме того, коэффициент загрузки у эксплуатантов Страны восходящего солнца самый низкий среди всех рынков внутренних перевозок (62,0%).
На 2,1% сократились объемы внутренних перевозок в Индии. Слабый экономический рост усугубляется увеличением эксплуатационных расходов, недостаточной инфраструктурой, высокими налогами и слишком жестким регулированием. Рост провозных емкостей снизился до 0,3% (с 16,2% в 2011), а средний коэффициент загрузки за год составил 72,9%.
Ассортимент ударил по грузоперевозкам
Спрос на грузовые перевозки снижается второй год подряд, отмечают эксперты ИАТА. Если в 2011 году он упал на 0,6%, то в 2012 – уже на 1,5%. На данный авиаперевозочный сегмент негативно повлияло снижение роста мировой торговли, а также смена ассортимента товаров, преобладающих в перевозках. Растущие развивающиеся рынки стимулируют спрос на навалочные товары, которые перевозятся морским транспортом, в то время как из–за слабости западной экономики упал спрос на дорогостоящие потребительские товары, перевозимые воздушным путем. Провозные емкости выросли всего на 0,2% за год, а коэффициент загрузки составил 45,2%.
Распределение рынка по объемам грузооборота авиакомпаний отдельных регионов выглядит следующим образом: Азиатско–Тихоокеанский регион – 39,1%, Северная Америка – 24,1%, Европа – 20,6%, Ближний Восток – 11,8%, Латинская Америка – 3,2%, Африка – 1,2%.
Крупнейшими игроками на рынке грузовых авиаперевозок являются азиатско–тихоокеанские авиакомпании. Здесь зафиксировано снижение спроса на 5,5% и сокращение провозных емкостей на 2,4%. На регион как на основной мировой производственный центр негативно повлияло снижение спроса со стороны западных рынков. Несмотря на то, что коэффициент загрузки по–прежнему самый высокий среди всех регионов (56,1%), он сократился больше, чем в других регионах, оказав сильное негативное влияние на доходность грузоперевозок.
Европейские и североамериканские перевозчики также продемонстрировали снижение спроса на грузовые перевозки на 2,9% и 0,5% соответственно. Европеревозчики увеличили провозные емкости на 0,3%, что привело к снижению коэффициента загрузки до 47,2%. Северо-
американским перевозчикам удалось уменьшить провозные емкости на 2,0%, опережая падение спроса, однако при коэффициенте загрузки 35,0% данный регион занимает второе место среди регионов с самыми низкими показателями.
Такую же тенденцию показали латиноамериканские авиакомпании. Снижение спроса на грузовые перевозки здесь отмечено на уровне 1,2%, в то время как провозные емкости увеличились на 4,9% за год, в результате чего коэффициент загрузки снизился до 38,3%.
Перевозчики Африки и Ближнего Востока получили преимущества в результате открытия новых торговых направлений и развития торговых связей между двумя регионами. Спрос на грузовые перевозки вырос на 7,1% и 14,7% соответственно, что выше результатов 2011 года, когда на Ближнем Востоке спрос увеличился на 8,2%, а в Африке сократился на 2,1%. Ближний Восток зафиксировал самое быстрое увеличение провозных емкостей среди всех регионов (11,4%), а коэффициент загрузки повысился до 44,8%. Провозные емкости в Африке выросли на 9,2%, превысив рост спроса. Коэффициент загрузки сократился до 24,7%, т.е. до самого низкого уровня среди всех регионов, которые ушли далеко вперед.
Подводя итоги заключений экспертов, г–н Тайлер отметил следующее: «В 2013 год мы вступили осторожно, но с оптимизмом. Достаточно высок индекс доверия в деловых кругах. Ситуация в зоне евро стабильнее, чем год назад, а США удалось избежать очередного «фискального обрыва». Тем не менее сдерживающие факторы все еще оказывают значительное влияние. В ближайшем будущем не предвидится снижение завышенных цен на нефть, а рост ВВП ожидается на уровне всего 2,3%. Благодаря повышению индекса доверия в деловых кругах рынки грузовых перевозок могут снова выйти на уровень до 2012 года. Тенденция, сформировавшаяся в конце года, скорее всего, приведет к увеличению объемов пассажирских перевозок примерно до 5%, исторически характерных для этой отрасли. 2013–й не принесет каких–либо рекордных результатов с точки зрения доходности, но по сравнению с 2012 годом ситуация все–таки улучшится».
В своем декабрьском прогнозе на 2013 год ИАТА пишет, что в 2013 году рынок пассажирских перевозок вырастет на 4,5%, а грузовых – на 1,4%. В результате доходность увеличится с 6,7 млрд долл. (коэффициент рентабельности составляет 1,0%) в 2012 году до 8,4 млрд долл. (коэффициент рентабельности – 1,3%) в 2013 году.
Инновации компенсируют тяготы
Свежие данные Международной ассоциации воздушного транспорта не противоречат сентябрьским данным по объемам мировых перевозок, поступившим из Женевы, где расположена штаб–квартира ассоциации. Они указывают, что мировая авиаотрасль демонстрирует продолжающуюся тенденцию к замедлению темпов роста объемов авиаперевозок.
Ситуация на внутренних рынках неоднозначна, говорилось тогда в докладе международной организации. «Двухскоростное» восстановление отрасли превращается в «мультискоростную» действительность. Перевозчики в Китае, Латинской Америке и на Ближнем Востоке развиваются крайне динамично. Европейские перевозчики испытывают бесприбыльный рост, пытаясь преодолеть высокую стоимость постоянных расходов и налогов. Перед африканскими перевозчиками стоит задача превратить возможности роста в прибыль. Североамериканские авиакомпании сосредоточены на жестком контроле провозных емкостей, чтобы оптимизировать прибыли в условиях слабого роста спроса или его отсутствия. В Азиатско–Тихоокеанском регионе, за исключением Китая, картина неоднородна. Уверенный рост в Китае нивелируется нестабильностью на рынках Японии и Индии. Если не брать в расчет региональные различия, важно отметить, что в условиях слабости рынка и высоких цен на топливо получение авиакомпаниями прибыли является показателем высокой эффективности их работы, доказанной поддержанием коэффициента пассажирской загрузки на уровне 80% с начала 2012 года. Но даже с учетом этих факторов ожидается, что коэффициент рентабельности отрасли составит всего 0,6%. «Это трудный год», — сказал генеральный директор ИАТА Тони Тайлер.
Новые возможности, способные поддержать отрасль, в ИАТА связывают с инновациями. «Трудные времена дают толчок инновациям. Высокие цены на топливо превратили регулирование расхода топлива в искусство сбережения каждой капли. Спрос потребителей на удобство и упрощение процессов повлиял на развитие абсолютно нового способа путешествий, возникшего благодаря появлению электронных билетов, посадочных талонов со штрих–кодом и стоек самостоятельной регистрации пассажиров. Недавнее утверждение базового стандарта для системы продажи перевозок нового поколения (NDC) означает, что пассажиры вскоре смогут воспользоваться преимуществами революционных изменений в розничной продаже авиабилетов», — сказал Тони Тайлер.
Напомним, NDC был одобрен на конференции по пассажирским услугам, проходившей в рамках симпозиума. «NDC позволит авиакомпаниям продавать свои продукты современным способом, обеспечив при этом большую прозрачность процесса для пассажиров по всем каналам продаж, включая турагентства. Сегодня, когда базовый стандарт одобрен, мы работаем с партнерами–экспертами, представляющими всех основных участников цепочки туриндустрии, чтобы перейти от теории к практике. В ближайшие 5 лет покупка путешествий будет происходить в более благоприятной для клиентов среде», — заявил г–н Тайлер.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
11.04.2013