и нельготных пассажиров.
Накануне открытия очередного сезона субсидирования региональных авиаперевозок, масштаб которых с каждым годом расширяется, а также начала реализации пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок в Москве прошла пресс–конференция с участием замминистра транспорта РФ Валерия Окулова и заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олега Клима.
Многодетные в плюсе
Дальневосточный проект имеет уже определенную историю с хорошей динамикой, оценил успешную региональную программу Валерий Окулов. Стартовал проект в 2009 году как антикризисная мера и оказался востребованным и успешным. В 2009 году в программе дальневосточных субсидированных перевозок участвовали 7 авиакомпаний. По 18 направлениям были перевезены 163 тыс. человек, выплачено субсидий на 1,2 млрд рублей из 1,74 млрд рублей, зарезервированных в федеральном бюджете.
В 2010 году маршрутная сеть была увеличена с 18 до 26 направлений, а бюджетные ассигнования увеличились с 1,74 до 2,5 млрд рублей. В результате этих мер в 2010 году из центральной части России на Дальний Восток и обратно 12 российских авиакомпаний перевезли 327 тыс. пассажиров, полностью освоив лимит ассигнований, выделенных авиаперевозчикам в качестве субсидий.
В 2011 году объем финансирования перевозок был сохранен, маршрутная сеть была дополнена четырьмя городами, география полетов расширилась до 30 направлений. Были перевезены 372 тыс. пассажиров, авиакомпании полностью освоили зарезервированные в бюджете 2,5 млрд рублей.
За четыре года проект вышел за границы Дальневосточного округа. Расширена география – субсидирование авиаперевозок охватило такие населенные пункты, как Норильск, Кызыл, Нарьян–Мар. Правом на льготную перевозку сегодня могут воспользоваться граждане РФ в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребенка–инвалида.
В результате в 2012 году льготными перевозками по 33 направлениям воспользовались уже 456,4 тыс. пассажиров на общую сумму 3 млрд рублей. Это на 23% больше по сравнению с 2011 годом и в 2,8 раза больше к уровню 2009 года.
Вывод – субсидирование низкодоходных пассажиров, к которым относятся учащиеся, студенты и пенсионеры, со всей очевидностью стимулирует в охваченных проектом регионах авиационную мобильность населения в целом. Проект показал как социальную востребованность, так и отраслевую успешность.
Валерий Окулов назвал еще один эффект практики субсидирования – мы увидели прирост перевозок на местных воздушных линиях. Пассажиры летят не только из региональных центров, но и до них. Но главное, на маршрутах, где действует субсидирование, были обслужены 3 млн 381 тыс. пассажиров против 1 млн 815 тыс. в 2009 году (рост в 1,9 раза). Это значительно выше роста на внутрирегиональном рынке в целом. Доля льготных пассажиров здесь в 2012 году составила 13,5%, что на 4,5% больше, чем их было на начальном этапе проекта. За ними активно потянулись и нельготники.
Причину этого эффекта пояснил Олег Клим. Как ни странно, значительную часть пассажиров, которые не вписывались в рамки авиасубсидий, составили многодетные семьи. Для них перелеты оказались очень выгодными, так как экономия на тарифах для детей, которые летят с родителями (при оплате полной стоимости билета для взрослых), значительно снижает среднюю стоимость перевозки для семьи в целом. Причем на особо конкурентных маршрутах, обслуживаемых несколькими эксплуатантами, по словам замглавы ФАВТ, в пик сезона стоимость субсидируемых перевозок порой снижалась до 70%. «Реализация программы по субсидированию авиаперевозок на Дальнем Востоке инициировала серьезный мульпликативный эффект в части усиления внутрирегиональных перевозок, – сказал он. – Только в Республике Саха (Якутия), где авиация является безальтернативным видом транспорта, внутренние авиаперевозки увеличились за это время на 28%. В целом по Дальневосточному ФО внутриокружные перевозки за эти годы увеличились на 14%. Программа стала популярной не только у населения». По словам замруководителя Росавиации, ажиотаж присутствует и в среде эксплуатантов. «Мне постоянно звонят представители авиакомпаний с вопросом: когда можно начать продажи билетов?» – сообщил Олег Клим.
Расширение географии проекта в предыдущие годы позволило включить в субсидируемые маршруты ряд неэффективных с точки зрения прибыльности для авиаперевозчиков населенных пунктов. В этом году в программу включены Горно–Алтайск, а также прямые авиакоммуникации с Дальнего Востока на курорты – Минеральные Воды, Анапу и Геленджик.
На этот год на реализацию дальневосточных льготных перевозок выделяется 3 млрд 550 млн рублей. В 2009 году эта цифра составляла 1,2 млрд рублей, в прошлом – около 3 млрд рублей. По прогнозам специалистов Федерального агентства воздушного транспорта, в этом году авиакомпании, участвующие в программе субсидируемых перевозок, обслужат более 520 тыс. пассажиров.
В 2013 году Росавиация заключила с 10 авиакомпаниями (ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «Авиационная компания «Трансаэро», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО АК «Алроса», ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Таймыр», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Авиакомпания «Вим–Авиа», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии») договоры на осуществление дальневосточных льготных перевозок с 1 апреля 2013 года по 31 октября 2013 года. В программу субсидированных полетов были включены девять дополнительных направлений: Горно–Алтайск – Москва – Горно–Алтайск; Якутск – Анапа – Якутск; Норильск – Анапа – Норильск; Норильск – Геленджик – Норильск; Хабаровск – Геленджик – Хабаровск; Якутск – Геленджик – Якутск; Норильск – Минеральные Воды – Норильск; Хабаровск – Минеральные Воды – Хабаровск; Якутск – Минеральные Воды – Якутск. Москва – Кызыл – Москва (взамен Красноярск – Кызыл – Красноярск, этот маршрут был упразднен).
О востребованности субсидирования говорит успешность продаж авиабилетов. Так, еще до начала открытия сезона только авиакомпанией «Трансаэро» уже продана 61 тыс. льготных билетов. Это очень хороший результат, подчеркнул замминистра.
Приволжье к полетам готово!
Начиная с 1 апреля по 30 ноября 2013 года на территории Приволжского федерального округа начнется реализация пилотного проекта, целью которого является повышение заинтересованности авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок и росте пассажиропотока. Финансовый механизм реализации проекта предполагает одновременное предоставление средств федерального и региональных бюджетов в размере 600 млн рублей на субсидирование авиакомпаний, обеспечивающих регулярные авиаперевозки на территории Приволжского федерального округа. «Цель проекта – повысить заинтересованность авиакомпаний в осуществлении регулярных региональных перевозок», – сказал Валерий Окулов.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском ФО в 2013 году» Федеральное агентство воздушного транспорта заключило с пятью российскими авиакомпаниями договоры на выполнение воздушных перевозок граждан по специальным тарифам по маршрутам в Приволжском федеральном округе.
Конкурсной комиссией Росавиации в качестве базового авиаперевозчика, прошедшего конкурсный отбор, определено ОАО «Авиакомпания «ТАТАРСТАН», в качестве привлекаемых перевозчиков определены: ГУП «Международный аэропорт «Оренбург», ОАО «АК БАРС АЭРО», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ЗАО «Авиа Менеджмент Груп». Условия конкурса предполагали наличие соответствующего авиапарка, репутацию авиакомпании в регионе, ее финансовое положение и т. д. Одним из главных критериев отбора, по словам Валерия Окулова, являлась ставка на эксплуатацию отечественных самолетов. Пока этот важный пункт работает слабо. «Удручающая ситуация у нас с парком региональных самолетов. Лишь в последние два–три года авиакомпании местных воздушных линий стали серьезно заниматься обновлением своего авиапарка. И тенденция эта внушает определенный оптимизм. Серьезным подспорьем здесь является постановление правительства, предусматривающее субсидирование лизинга самолетов для эксплуатации на местных и региональных линиях. В этом году мы внесли в него дополнение, в соответствии с которым действие постановления стало распространяться и на самолеты Ан–148 и Сухой Суперджет», – пояснил замминистра.
Полеты в рамках указанного проекта предусмотрены по 114 воздушным линиям, основными узловыми аэропортами будут Нижний Новгород, Самара и Казань. Предусмотрена поэтапная реализация полетов по 57 парным маршрутам – по мере приобретения авиакомпаниями воздушных судов регионального типа. В основном ставка сделана на самолеты Pilatus и Cessna Caravan.
По предварительным расчетам, за этот сезон планируется перевезти в рамках данного проекта около 160 тыс. человек. Кроме того, в Росавиации надеются, что программа окажет аналогичный дальневосточному мультипликативный эффект и значительно расширит авиамобильность населения, сказал Олег Клим.
В чем его привлекательность? Основные принципы построения пилотной программы – равное софинансирование из регионального и федерального бюджетов. Таким образом будет погашена половина стоимости авиабилетов. Вторую половину тарифа оплачивает пассажир. Маршрутная сеть, которая охватит все областные центры Приволжского ФО, предусматривает 37 прямых направлений и 20 транзитных. Консолидатор проекта – одна авиакомпания, которая выбирается на конкурсной основе и сама привлекает дополнительных авиаперевозчиков в зависимости от структуры авиапарка эксплуатантов и объема пассажиропотока на конкретных маршрутах.
В дальнейшем, уже в 2014 году, по словам замминистра, проект планируется сделать круглогодичным. Кроме того, в дальнейшем к проекту, возможно, будут подключаться и другие федеральные округа. Однако, заметил Валерий Окулов, здесь будет учитываться и успешность несколько отличных от данной программы проектов, запускаемых одновременно в других четырех федеральных округах. Базовым для тиражирования станет наиболее успешная, а значит оптимальная с точки зрения реализации модель.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
04.04.2013