Председатель Правительства РФ провел совещание по реализации Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года.
В совещании приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, советник Президента России Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр финансов РФ Антон Силуанов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернаторы Московской области Сергей Шойгу и Калужской области Анатолий Артамонов, представители заинтересованных министерств и ведомств, руководители отраслевых компаний. В ходе совещания Дмитрию Медведеву были представлены предложения федеральных ведомств, а также органов власти Москвы и Подмосковья по улучшению транспортной ситуации в столичном регионе и определены приоритетные направления развития транспорта Москвы и Московской области.
Как хороший полководец проводит разведку боем, так премьер–министр, прежде чем начать обсуждение транспортных проблем, совершил облет на вертолете новой трассы «Обход Одинцово». Автобан берет начало от развязки МКАД с Молодо-
гвардейской улицей, огибает Одинцово с севера и, пересекая Подушкинское и Можайское шоссе, соединяется на 33–м км с трассой М–1 Москва – Минск. В перспективе он станет продолжением северного дублера Кутузовского проспекта.
Уникальность нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М–1 «Беларусь» Москва – Минск состоит в том, что в дорожном хозяйстве РФ – это первый проект, реализуемый на принципах государственно–частного партнерства. Пропускная способность новой автомагистрали длиной 18,5 км составит 70–80 тыс. авт./сут. с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Дорожники заверили премьер–министра, что строительство новой трассы завершится в сентябре 2013 года. По условиям концессионного соглашения управляющая компания получит право эксплуатировать данный участок в течение 30 лет на платной основе. Ориентировочно плата за проезд составит 5 руб./км, или около 100 руб., при этом тарифы будут варьироваться в зависимости от времени суток и вида транспорта.
Дмитрий Медведев остался доволен увиденным и выразил надежду, что данная трасса будет построена на совесть и ее не придется часто ремонтировать.
Строящийся дорожный объект – лишь один из элементов Московского транспортного узла. На производственном совещании шла речь о комплексе проблем, накопившихся в транспортной сфере за последние годы.
Открывая дискуссию, Дмитрий Медведев привел такие цифры: ежедневно житель мегаполиса в среднем тратит на одну поездку 65 мин. на общественном транспорте и 62 мин. на личном автомобиле, в то время как для 8–часового рабочего дня нормальным считается время в пути не более 45–50 мин. Столица задыхается от пробок: средняя скорость передвижения на общественном транспорте составляет 11 км/ч, на индивидуальном – 30 км/ч. К сожалению, строительство новых жилищных массивов и крупных торгово–развлекательных центров велось в отрыве от транспортных коммуникаций, что существенно увеличило нагрузку на улично–дорожную сеть. «Необходимо объединить усилия, предпринимаемые городскими, областными и федеральными властями, повысить связанность и транспортную доступность как агломерации в целом, так и отдельных районов столицы и Подмосковья», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Среди приоритетных направлений председатель Правительства РФ назвал развитие всех видов общественного транспорта, создание сети транспортно–пересадочных узлов, эффективное использование Московской железной дороги. К первоочередным задачам премьер–министр отнес также строительство и реконструкцию сети автомобильных дорог, в первую очередь вылетных автомагистралей, создание в Москве крупнейшего международного авиационного хаба, готового принимать ежегодно до 120 млн пассажиров.
С точки зрения занятости населения, транспортной инфраструктуры и пассажиропотоков Москва и Московская область являются единым регионом. Поэтому в целях обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, направленных на развитие инфраструктуры Московского транспортного узла, в феврале 2011 года был создан Координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, разработана Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года.
Цель программы – формирование единой транспортной системы Московского региона. Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Москвы, Московской области и внебюджетных источников. Общий объем средств из всех источников на реализацию программы до 2020 года определен в размере 7,2 трлн руб. Однако серьезным сдерживающим фактором реализации программы, по словам министра транспорта Максима Соколова, является почти 50%–ное недофинансирование.
«Транспортному комплексу региона присущи многие недостатки, характерные для крупных мегаполисов мира, но есть и затрудняющие динамичное развитие особенности: низкая плотность сети скоростного внеуличного транспорта, в первую очередь метрополитена; незначительная роль железной дороги в обеспечении перевозок пассажиров; недостаточное развитие наземных видов общественного транспорта и ряд других», – отметил министр транспорта и добавил, что скоординированный подход позволил сосредоточить имеющиеся ресурсы на приоритетных проектах. Программа включает 12 направлений, и ее предполагается реализовать в три этапа. По словам Максима Соколова, первый этап (2011–2012 годы) направлен на стабилизацию ситуации и недопущение развития транспортного коллапса. Второй (на период до 2016 года) – призван переломить ситуацию в транспортном секторе за счет скоординированной, сбалансированной транспортной и градостроительной политики, а также технического перевооружения, внедрения интеллектуальных систем и развития новых технологий управления транспортным комплексом. Задачами третьего этапа (на период до 2020 года) являются закрепление и развитие позитивных тенденций, повышение уровня удовлетворенности населения ситуацией в транспортной системе Московского региона.
Так, в ходе выполнения первого этапа программы, рассчитанного на 2011–2012 годы, началась реализация проектов по созданию хордовых связей между радиальными автомобильными дорогами; завершено проектирование и ведется подготовка территории строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) на участке от М–10 «Россия» до М–7 «Волга»; реконструируются аварийные дорожные объекты Московской области; реализуется план создания транспортной инфраструктуры в инновационном центре «Сколково»; создаются специализированные полосы для движения общественного транспорта.
«И еще один важный момент: идет беспрецедентное в современной истории России обновление подвижного состава наземного транспорта. В Москве обновлено около 50%, т. е. закуплен 3171 новый автобус и троллейбус, за счет чего возросла скорость движения и увеличился объем перевозок. По Московской области принято решение о приобретении более 700 автобусов», – подчеркнул Максим Соколов.
В сфере железнодорожного транспорта разработана программа развития радиальных железных дорог, а для организации пассажирского движения на малом кольце Московской железной дороги создана специализированная компания (ОАО «МК МЖД»).
Кроме того, сформированы предложения по оптимальному размещению терминально–логистической инфраструктуры; началось создание программного комплекса для транспортной модели города Москвы.
Расчеты показывают, что в результате реализации мероприятий программы к 2020 году, в случае ее финансирования в полном объеме, будут достигнуты следующие показатели:
– снижение аварийности до 30%;
– доля перевезенных пассажиров на общественном транспорте от общего количества перевезенных пассажиров в Москве достигнет 80%, в Московской области – 60–70%;
– снижение задержек транспорта на 35–40%;
– увеличение средней скорости движения пассажиров и грузов на 30–35%;
– ускорение товародвижения на территории Московского региона на 25–30%;
– снижение расхода топлива и вредных выбросов в атмосферу на 15–25%.
Вместе с тем министр отметил, что в связи с изменением границ Москвы и Московской области Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года нуждается в существенной доработке.
По мнению Максима Соколова, особое внимание должно быть уделено работе по усовершенствованию логистики грузового транспорта с целью вывода значительной части грузопотоков за пределы МКАД, закрытию грузовых дворов на железной дороге и созданию распределительных центров и организации системы грузоперевозок с целью снижения перепробега по городским улицам.
Более детального рассмотрения требует программа развития авиационного комплекса. Для того чтобы сделать Московский авиаузел современным и удобным, необходимо развивать наземную инфраструктуру, обеспечивающую быстрый и комфортный подъезд к аэропортам, построить новые, просторные и эргономичные терминалы, завершить реконструкцию аэродромной инфраструктуры в аэропортах Внуково, Домодедово, Шереметьево, в том числе с привлечением внебюджетных источников, используя механизмы государственно–частного партнерства.
Мэр Москвы Сергей Собянин представил результаты работы правительства Москвы в развитии Московского транспортного узла за прошедшие два года. Он напомнил, что на общественном транспорте в МТУ совершается более 14 млн поездок в сутки. Как следствие, существенно перегружены практически все виды транспорта при движении в центр в утренний час пик: превышение пропускной способности на личном транспорте составляет 42%, на общественном – 22%. По загруженности метрополитена Москва занимает второе место – 5,6 чел./кв.м, обгоняя по этому показателю крупнейшие столицы мира: Лондон, Нью–Йорк и Париж. В лидерах – Токио (7 чел./кв.м).
К 2025 году поставлена амбициозная цель: добиться снижения среднего времени поездки на общественном транспорте в час пик в Москве с 67 до 50 мин., в Московской области – с 80 до 70 мин.; сократить использование личного автотранспорта в Москве и Московской области на 30–35 тыс. и 20–25 тыс. автомобилей соответственно.
За два года введены в действие 13 км новых линий метро, построены 6 новых станций, закуплены 546 метровагонов нового поколения. В планах – расширение московского метро практически на 50%, это еще 150 км новых линий.
Правительство Москвы уделяет огромное внимание развитию пригородного железнодорожного сообщения, что актуально не только для Москвы, но и для Московской области. Стоимость проекта по развитию Московского железнодорожного транспортного узла, на который сегодня приходится более 50% всех пригородных перевозок, составляет около 1 трлн руб. Это неподъемные ресурсы, реализовать которые достаточно сложно. Поэтому составлен план первоочередных мероприятий по созданию дополнительных главных путей на всех вылетных магистралях пригородного сообщения. В случае реализации этого проекта пассажиропоток увеличится на 59% и достигнет 846 млн пасс. в год. «Это – ключевое направление решения транспортных проблем Московского транспортного узла», – подчеркнул Сергей Собянин.
Начаты работы по реконструкции Малого кольца железной дороги. Ожидается, что до 2020 года пассажиропоток на МКЖД составит 285 млн пассажиров в год.
Губернатор Московской области Сергей Шойгу также считает приоритетным развитие пригородного железнодорожного сообщения. Ежегодно на территории Московской области всеми видами транспорта перевозится свыше 1 млрд пассажиров, из которых 69% приходится на долю автомобильного транспорта, 24% – на железнодорожный, 4% – на трамвай и 3% – на троллейбус. При этом максимальный уровень загрузки движением на радиальных автодорогах превышает нормативный в 1,1–1,4 раза, что приближается к критическому уровню. Превышение нормативного показателя в 1,5 раза, по экспертным оценкам, приведет к остановке автотранспортного потока. Сергей Шойгу выделил самое слабое звено – железнодорожные переезды. Сегодня время закрытия наиболее загруженных их них составляет до 8–10 ч. в сутки. Сокращение интервала движения поездов до 2–4 мин. приведет к тому, что движение автотранспорта через переезды остановится.
Дорожное хозяйство Московской области находится в плачевном состоянии: более 72% автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям, а более 40% мостов являются неремонтопригодными. На капитальный ремонт, ремонт и содержание сети автомобильных дорог регионального (14,9 тыс. км) и межмуниципального (21,3 тыс. км) значения Московской области требуется более 144 млрд руб., но в подпрограмме до 2015 года на эти цели предусмотрено только 50,4 млрд руб., или 35%.
Еще одна головная боль – транзитные грузовые перевозки. Московские власти планируют ограничить с 2013 года движение грузовых перевозок, начиная с транзитных, так как сегодня уже 30% автопотока, идущего по Московской кольцевой дороге, составляют грузовые перевозки, из них практически половина приходится на транзит. Для разгрузки МКАД в области будет сформирована сеть автомобильных дорог по хордовым направлениям, что позволит снизить нагрузку на соответствующих участках МКАД от внутриобластного транзита на 15–20%.
Результатом совещания у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева стал протокол, включающий предложения по развитию Московского транспортного узла, поступившие от федеральных министерств и органов исполнительной власти Москвы и Московской области.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
27.09.2012