«О внесении изменений в 20–ю статью закона «О безопасности дорожного движения».
Правительство РФ поддержало проект федерального закона «О внесении изменений в 20–ю статью закона «О безопасности дорожного движения».
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев вопрос изменений в закон «О безопасности дорожного движения» назвал сверхактуальным. Поскольку речь идет о юридических лицах, предпринимателях, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. В последнее время на слуху целый ряд особо тяжких последствий при ДТП, связанных с маршрутными такси, автобусными авариями, которые повлекли травмирование и гибель пассажиров. Это результат недостаточной квалификации водителей, неисправности машин, которые выходят на трассу. Это в значительной мере и результат фрагментарности рынка автотранспортных услуг, который, по мнению премьера, у нас очень пестрый. И это отражается на его качестве.
Кроме того, сильно возросло количество автомобилей и перевозчиков, то есть субъектов, которые в гражданском обороте действуют как транспортные организации или индивидуальные предприниматели. Надо признать, что значительная часть из них не может обеспечить безопасность собственного транспорта и, конечно, должную квалификацию тех, кто у них трудится.
Поправки в закон дают возможность Министерству транспорта РФ утверждать правила по организации транспортного обслуживания населения, включая вопросы допуска водителей к пассажирским перевозкам, проверке исправности тех машин, которые выходят на городские и международные трассы. «Но нам нужны не только жесткие регламенты, но и, самое главное, максимально жесткий контроль за их исполнением, включая ответственность всех перевозчиков за те нарушения, которые они допускают», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Министр транспорта РФ Максим Соколов пояснил, что положениями проекта федерального закона «О внесении изменений в 20–ю статью закона «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. При этом к таким видам деятельности относятся как перевозки пассажиров и грузов в рамках осуществления коммерческой деятельности, так и перевозки для собственных нужд, к которым относятся так называемые заказные перевозки, перевозки детей школьными автобусами, сотрудников до места работы и обратно и так далее. Законопроект разработан с целью наделения Минтранса России полномочиями на утверждение правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, для чего в соответствующую статью 20 Федерального закона вносится изменение и дополняется соответствующий абзац.
В настоящее время, к сожалению, наблюдается тенденция увеличения дорожно–транспортных происшествий с участием транспортных средств, и зачастую это связано именно с автобусными перевозками, когда гибнут пассажиры, и что особенно тревожно – дети. Достаточно вспомнить майскую трагедию в Ставропольском крае, когда в результате ДТП двое детей погибли, несколько попали в больницу в тяжелом состоянии. Кстати, по решению суда на индивидуального предпринимателя наложен штраф в размере всего 5 тыс. рублей. В прошлом месяце в Лужском районе Ленинградской области также столкнулись школьный автобус и молоковоз: к счастью, никто не погиб, но шесть детей получили травмы различной степени тяжести.
Основная причина происшествий, конечно, человеческий фактор – нарушение правил дорожного движения. Но не только это. Добавьте сюда резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, износ транспортной инфраструктуры. Рынок автотранспортных средств действительно крайне раздроблен на мелкие субъекты, и большая часть перевозчиков не имеет, к сожалению, необходимой базы для своей производственной деятельности и квалифицированных специалистов. Это подтверждает и статистика: в этом году по фактам дорожно–транспортных происшествий судами привлечено более чем в 2 раза больше именно индивидуальных предпринимателей по сравнению с юридическими лицами. И этот факт говорит о том, что при осуществлении перевозочного процесса индивидуальные предприниматели должны быть приравнены к юридическим лицам.
Сегодня в стране более 430 тыс. хозяйствующих субъектов, которые осуществляют автомобильные перевозки, на-
ходятся под контролем Ространснадзора. А в целом, по данным ГИБДД, зарегистрировано более 5,5 млн грузовых автомобилей, из которых 300 тыс. предназначены для перевозки опасных грузов, и более 900 тыс. автобусов, из которых лицензируемых (подпадают под контроль Ространснадзора) – только 320 тыс.
Вот почему необходимо принятие соответствующих правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и наземным электрическим транспортом. Эти правила позволят обеспечить не только профессиональную надежность водителей транспортных средств, безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса, но также и контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок. Этот контроль будет возложен на территориальные органы Ространснадзора. Стоит отметить также, что при проведении проверок требования по обеспечению безопасных условий будут касаться не только регулярных маршрутов, но и перевозок по заказам и для собственных нужд.
Подводя итоги по данному вопросу, Дмитрий Медведев отметил, что «это лишь одно из звеньев общей цепочки противостояния огромному количеству проблем, связанных с нарушением правил дорожного движения, совершением различных тяжких правонарушений, преступлений на дорогах. К сожалению, цепочка этих трагедий продолжается, и двигаться нужно не только в направлении борьбы с пьянством за рулем, но и в смысле регулирования деятельности перевозчиков, многие из которых ведут себя абсолютно безответственно. Вот был упомянут штраф в размере 5 тыс. рублей. Не очень понятно, насколько адекватными сейчас являются штрафы, установленные административным законодательством. Думается, что их можно поднимать. Это должны быть ощутимые денежные суммы, особенно когда речь идет о юридических лицах и гражданах, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Если у них нет возможности содержать свой парк в нормальном состоянии, пусть закрываются – другого выхода нет».
Виктор ДМИТРИЕВ
18.10.2012