• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

В интересах рынка

В интересах рынкаФГУП «Росморпорт» планирует поменять организационно–правовую форму.

В интересах рынкаОчередное заседание Комитета Государственной думы по транспорту было посвящено перспективам развития ФГУП «Росморпорт».Особое внимание участники мероприятия уделили планам по изменению организационно–правовой формы предприятия на открытое акционерное общество.
Данное решение вызвало немало вопросов у представителей компаний – грузовладельцев и перевозчиков, а также организаций, оказывающих экспедиторские, лоцманские и другие услуги. Всех интересовало, не окажет ли предстоящее акционирование существенного влияния на условия их работы? Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский успокоил присутствовавших, пообещав, что государственное регулирование портовой деятельности сохранится, при этом ее цели и задачи никаких радикальных изменений не претерпят.
С успехами предприятия, достигнутыми в последние годы, а также причинами, повлиявшими на принятие решения о его акционировании, участников расширенного заседания комитета ознакомил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу. В процессе выступления он напомнил, что предприятие было создано в соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами» и в настоящее время является системообразующим на рынке портовых услуг.  С момента своего создания ФГУП «Росморпорт» не только занималось эксплуатацией имущества портов, но и являлось эффективным инструментом развития портовой инфраструктуры.
Подтверждением может служить тот факт, что за период с 2005 по 2010 год балансовая стоимость активов предприятия выросла в 3,9 раза (до 58 млрд руб.). При этом отрасль стала привлекательной для частных инвесторов, вложивших в портовую инфраструктуру за последнее десятилетие в общей сложности около 400 млрд рублей.
На сегодняшний день сформирована система регионального и портового СУДС для поддержания необходимого уровня безопасности мореплавания в российских морских портах. Заложены предпосылки к созданию единой системы управления движением судов.
Рост государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры способствовал увеличению мощностей и возврату существенной части российских внешнеторговых грузов в российские порты из портов сопредельных государств, в первую очередь Финляндии, Украины, стран Балтии. Благодаря продуманной инвестиционной политике за последние пять лет общий прирост портовых мощностей в стране составил более 240 млн тонн грузов в год, достигнув в 2010 году показателя в 691 млн тонн. Таким образом, в портах был создан так называемый технологический запас мощностей, позволивший ликвидировать многие проблемы, с которыми прежде сталкивались смежные виды транспорта, в первую очередь железнодорожного, в пиковые периоды, связанные с сезонностью и колебаниями рынка. За тот же период среднегодовой рост грузоперевалки составил более 9%.
«В декабре прошлого года произошло важное для ФГУП «Росморпорт» событие – превышен объем перевалки грузов в полмиллиарда тонн в год. Для нас это – знаковая цифра. Если быть абсолютно точным, то в прошлом году портами Российской Федерации было перевалено 520 млн тонн грузов», – поделился успехами Игорь Русу.
Однако если посмотреть на структуру этого грузопотока, то можно заметить, что сложился определенный дисбаланс в загрузке портов. Достаточно сказать, что 5 из 64 российских морских портов в настоящий момент перерабатывают практически две трети всех российских грузов. В их числе – Новороссийск, Санкт–Петербург, Приморск, Мурманск и Восточный. Причем за исключением Приморска все перечисленные порты расположены в черте крупных мегаполисов, а потому их дальнейшее развитие становится весьма дорогостоящим и с экономической точки зрения малоперспективным делом. В связи с этим приоритетного внимания требует развитие новых портов, таких как морской торговый порт Усть–Луга, расположенный в Лужской губе Финского залива, или порт Тамань на Черном море, а также таких транспортных узлов, как Восточный – Находка.
В то же время, по мнению Игоря Русу, продолжение работы в форме ФГУП не способствует дальнейшему повышению эффективности предприятия, снижает темпы развития морской портовой инфраструктуры. Особенно это заметно в области государственно–частного партнерства. «Например, в связи с законодательством о ФГУПах «Росморпорт», – сказал гендиректор, – не может распоряжаться предоставленными ему земельными участками при формировании отношений с частными инвесторами. Кроме того, существуют серьезные ограничения в части корпоративного управления, что также не лучшим образом сказывается на качестве предоставляемых услуг».
С точки зрения руководителя компании максимально эффективной формой для «Росморпорта» представляется ОАО. «Это – понятная для всех участников рынка структура, ориентированная на частные инвестиции и извлечение прибыли. Превращение предприятия в рыночно ориентированную компанию окажет положительное влияние на стоимость бизнеса, улучшение его финансовых показателей», – убежден Игорь Русу.
Рост выручки, со своей стороны, позволит нарастить объемы собственных инвестиций в новые проекты в области морской портовой инфраструктуры, сократив бюджетное финансирование, а при необходимости – даже направить часть свободных средств на выплату дивидендов государству.
Основными профильными видами деятельности нового акционерного общества станут развитие инфраструктуры морских портов России, управление движением судов, обеспечение безопасности мореплавания, ледокольные проводки, решение вопросов экологической безопасности, эффективная эксплуатация федерального имущества.
Вместе с тем не исключено выделение вспомогательных и непрофильных видов деятельности в 100%–ные дочерние зависимые общества с возможностью последующей приватизации. К таким видам деятельности могут быть отнесены услуги по техническому менеджменту флота, услуги вспомогательного флота (буксирное обеспечение), сервисные услуги (дноуглубление и др.).
В качестве одного из обоснований своей позиции руководитель ФГУП «Росморпорт» привел международную практику, рассказав о том, что акционирование предприятий портовой отрасли является четко выраженной мировой тенденцией. Опыт портовой деятельности ведущих мировых держав, по оценке Игоря Русу, свидетельствует о положительном влиянии акционирования на развитие отрасли и эффективность отдельных компаний.
Несмотря на серьезность аргументации, у участников расширенного заседания возникло немало вопросов: «Сейчас ФГУП «Росморпорт» ориентируется в своей деятельности на решения государства, но что произойдет после того, как оно станет акционерным обществом? Дело в том, что акционерная компания обязана зарабатывать прибыль, и величина прибыли, соответственно, является основным показателем ее работы. Не приведет ли акционирование к тому, что порты будут поделены на прибыльные и неприбыльные, соответственно, интересные и неинтересные? Не вырастут ли цены на услуги, не сократится ли их ассортимент?».
В ответ заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский гарантировал, что государственный контроль за портовой деятельностью по аналогии с ОАО «РЖД» сохранится в полном объеме. Практика деятельности портов, их цели и задачи останутся прежними.
«Хотел бы в этой аудитории затронуть еще два больных для бизнес–сообщества вопроса. Во–первых, развеять все сомнения насчет того, что порты после акционирования будут заниматься стивидорными операциями и лоцманской деятельностью. Ответственно заявляю, что Министерство транспорта не ставит перед собой такой задачи. Действительно, на сегодняшний день есть социально значимые порты, где коммерческое направление развито слабо. В первую очередь это – северные порты. Там нам и впредь придется заниматься как стивидорной, так и лоцманской деятельностью. Но в тех портах, где это является экономически привлекательным, к решению данных задач будут привлекаться коммерческие структуры, – пообещал Виктор Олерский. – Также хотел бы высказать свое убеждение в необходимости создания государственной лоцманской службы. При этом никакого отношения к «Росморпорту» она иметь не будет. Целью является оптимизация схемы финансирования данного вида деятельности. У нас сегодня более чем в 60 портах установлена обязательная лоцманская проводка. Из них только в девяти лоцманские услуги оказывают коммерческие организации. В остальных это направление бизнесу неинтересно, поскольку является убыточным и поддерживается «Росморпортом» исключительно за счет операций кросс–финансирования».
После жаркой дискуссии участники расширенного заседания поддержали предложение по акционированию ФГУП «Росморпорт».
Завершил обсуждение первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко. По его словам, «прошедшее мероприятие оказалось весьма полезным. Оно поможет комитету сформулировать свою позицию по данному вопросу, а также определить перечень задач, которые законодателям необходимо будет решить для достижения поставленной цели».
Дело в том, что для акционирования ФГУП «Росморпорт» потребуется внести изменения в ряд нормативно–правовых актов. В частности, потребует изменений Федеральный закон от 08.11.2007  № 261–ФЗ  «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009».

Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya