• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Определить границы ответственности

Определить границы ответственностиСостоялась пресс–конференция первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по транспорту Владимира Клименко.

Определить границы ответственностиСостоялась пресс–конференция первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по транспорту Владимира Клименко.
Темой общения депутата с журналистами стало законодательное обеспечение транспортной отрасли, в том числе необходимость изменения нормативно–правовой базы с целью эффективного развития транспортной инфраструктуры страны.
Речь шла о пакете законопроектов, связанных с организацией и безопасностью дорожного движения, а также  об инициативах в области инноваций на транспорте. Однако особое внимание было уделено обсуждению проекта федерального закона «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации».
В настоящее время решение многочисленных проблем, связанных с осуществлением и развитием деятельности аэропортов, серьезно затруднено из–за недостаточного правового урегулирования соответствующих отношений. Работа авиаотрасли России сегодня фактически регламентируется Федеральными авиационными правилами (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов». А также Воздушным кодексом Российской Федерации, который прописывает в основном вопросы, связанные с использованием воздушного пространства, условия договоров перевозки пассажиров и багажа. Деятельность непосредственно аэропортов в данных документах проговаривается лишь в самых общих чертах.
«Например, и авиаперевозчики, да и многие пассажиры знают о том, что при задержке свыше двух часов пассажиры должны бесплатно получить напитки. При задержке более четырех часов – горячую еду, а при ожидании вылета более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время авиа-компании за свой счет должны разместить пассажиров в гостинице. Но нигде не прописано, какую ответственность понесут авиакомпании, если не сделают этого. Вот они и не делают», – обрисовал ситуацию первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко.
В ходе экономических преобразований в Российской Федерации организация деятельности в аэропортах претерпела существенные изменения. Радикально изменился статус аэропортов, ранее являвшихся исключительно государственными организациями, существенно сократилось их количество. Сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок приходится на Московский авиационный узел.
Начало наблюдаться отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий, несоответствие качества инфраструктуры и оборудования наших аэропортов уровню развития международной гражданской авиации.
В подтверждение этих слов Владимир Клименко напомнил присутствующим ситуацию конца декабря прошлого года, когда авиакомпании оказались совершенно не готовы к тому, чтобы где-то разместить пассажиров отмененных рейсов и снабдить их питанием. Люди вынуждены были самостоятельно искать способы выживания в критических условиях.
Тогда из–за ледяного дождя в двух крупнейших аэропортах Москвы наступил настоящий коллапс – тысячи пассажиров не смогли улететь из–за отмены сотен рейсов. Аэропорт Домодедово был полностью обесточен. Перевозчики отменяли рейсы один за одним из–за нехватки реагентов для обработки самолетов от ледяной корки. «Этот форс–мажор выявил целый комплекс проблем, который, как теперь становится понятно, существовал уже давно», – дал свою оценку происшедшему первый зампред Комитета Государственной думы по транспорту. По его мнению, ситуация, с которой столкнулись московские аэропорты, была вызвана не столько сложными метеорологическими условиями, сколько ошибками менеджмента, обязанного предвидеть, предвосхищать возможные аварийные ситуации и грамотно, оперативно локализовать их последствия.
«Может быть, для Европы сильный мороз и обледенение являются внештатной ситуацией, но для нашей страны погодные капризы зимы – явление вполне обыденное. И это должны были учитывать руководители авиакомпаний и аэропортов, в частности, правильно просчитать количество необходимых реагентов от обледенений авиационных судов», – подчеркнул Владимир Клименко.
В связи с создавшейся критической ситуацией в аэропортах в Комитете по транспорту была создана специальная комиссия, которая занялась проверкой организации работы аэропортов. К слову, ее деятельность еще окончательно не завершена. На сегодняшний день сформулированы лишь предварительные выводы о том, что, кроме погоды, так сказать, непреодолимых обстоятельств, явилось причиной происшедшего коллапса.
В первую очередь Владимир Клименко отметил слабое информационное обеспечение деятельности авиаперевозчиков, а в ряде случаев и полное отсутствие информации о задержанных и отмененных рейсах. Ведь люди, которые вполне могли отложить поездку или как минимум переждать задержку дома, в течение дня все продолжали подъезжать в аэропорты, усугубляя и без того непростую ситуацию.
Кроме того, вскрылись факты недобросовестного подхода авиаперевозчиков к выполнению Федеральных авиационных правил, которые рекомендуют порядок перевозки пассажиров и багажа. Обратило на себя внимание отсутствие взаимодействия между представителями перевозчиков и руководством аэропортов в кризисной ситуации. «Очевидцы жаловались, что обращались в офисы авиакомпаний, но персонал всячески уклонялся от общения. Работники аэропортов со своей стороны просто не знали, как обстоят дела у перевозчиков, и также не могли помочь пассажирам», – обрисовал ситуацию депутат Государственной думы.
Кроме того, были вскрыты серьезные пробелы в положениях технической документации, которая регламентирует нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их отдельных объектов, низкий профессионализм менеджмента компаний–перевозчиков и операторов аэропортов. И это – далеко не полный перечень обнаруженных недостатков.
Важным результатом работы комиссии стала подготовка и внесение в Госдуму законопроекта «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации».
В проекте закона детально прописаны отношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах Российской Федерации, в частности, устанавливается порядок размещения аэропортов и управления ими, основы государственного регулирования деятельности аэропортов.
Законопроект раскрывает содержание ряда понятий, используемых для целей его реализации, таких как «аэропорт», «территория аэропорта», «контролируемая зона аэропорта», «оператор аэропорта». В соответствии со сложившейся российской и международной практикой введены понятия авиационной и неавиационной деятельности. Подобное разделение призвано способствовать обеспечению недискриминационного доступа операторов аэропорта к рынку услуг наземного обслуживания авиаперевозок, а также обеспечению государственного регулирования ставок тарифов и сборов в случаях, когда оператор аэропорта доминирует на рынке предоставления соответствующей услуги.
Особое место занимают вопросы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности. С этой целью предусмотрены правовые процедуры, позволяющие главному оператору аэропорта требовать прекращения функционирования объектов, негативно влияющих на безопасность полетов, урегулировано правовое положение служб авиационной безопасности.
В документе четко расставлены акценты в отношении ответственности сторон: где она заканчивается для аэропорта и начинается для перевозчика и федеральных властей.
В целом законопроект является комплексным правовым актом, полностью соответствующим международной практике и направленным на обеспечение конкуренции на рынке аэропортовых услуг.
«Предусматривается активное обсуждение внесенного законопроекта с привлечением широкого круга специалистов, обязательным учетом мнения общественности. Наша цель – создать нормативные и законодательные основы, которые бы гарантировали нам невозможность повторения в будущем ситуации конца декабря 2010 года», –  подвел итог первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко.
При этом, как уточнили в комитете, принятие федерального закона «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya