по поддержке российского судостроения и судоходства.
Госдума приняла в третьем чтении проект закона о реализации мер по поддержке российского судостроения и судоходства.
Целью законопроекта является создание правовых и экономических условий, обеспечивающих стимулирование развития и конкурентоспособность отечественных судостроительных предприятий и судостроительной отрасли в целом.
По расчетам Минтранса и судовладельцев, сейчас срок окупаемости судна составляет 20 лет, с принятием закона этот срок приблизится к 12 годам.
онопроекта является применение на верфях режима промышленно–производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ), освобождение продукции кластеров от большей части налогов. Кроме того, Внешэкономбанк наделяется полномочиями по гарантийной поддержке судостроительных организаций, имеющих статус резидента ППОЭЗ.
Поправками в Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривается возможность расположения особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе ППОЭЗ, на территории нескольких муниципальных образований и в пределах нескольких субъектов РФ.
Вводится норма, в соответствии с которой ОЭЗ могут создаваться не только на земельных участках в государственной собственности, но и на той земле, которая принадлежит гражданам или юрлицам.
В соответствии с поправками в Налоговый кодекс РФ от НДС освобождаются работы и услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного плавания в период стоянки в портах, а также услуги по лоцманской проводке, классификации и освидетельствованию судов.
Также не будет уплачиваться НДС при вывозе товаров за пределы территории РФ в процедуре реэкспорта. Вводится нулевая ставка НДС и для услуг по перевозке вывозимых из РФ или ввозимых в РФ товаров морскими судами на основании договоров фрахтования в тайм–чартер.
Не будут учитываться при определении базы по налогу на прибыль доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и реализации судов, построенных после 1 января 2010 года и зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС). Не будут подлежать обложению налогом на прибыль расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с эксплуатацией и реализацией зарегистрированных в реестре судов.
Документом предусматривается освобождение резидентов ППОЭЗ от уплаты налога на землю и налога на имущество на 10 лет вместо действующего 5–летнего срока.
В законопроекте также содержатся нормы о включении в РМРС всех типов судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.
Кроме того, судоходные компании, производящие выплаты экипажам судов, зарегистрированных в РМРС, освобождаются на 15 лет от уплаты страховых взносов.
Ранее президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко отмечал, что закон «позволит создать в России несколько высокотехнологичных кластеров в судостроении и производстве комплектующих». «В перспективе в специализированных судостроительных зонах в соответствии с особыми налоговыми и таможенными режимами будут работать 250 тыс. человек», – прогнозирует топ–менеджер. В конечном счете, по его мнению, все эти меры позволят повысить конкурентоспособность судостроения в РФ и обеспечить ему благоприятные условия для работы в технологически сложных нишах мирового рынка.
Юрий ПАВЛОВ