к ослаблению госконтроля.
Комитет Госдумы РФ по транспорту рассмотрел ряд документов, направленных на совершенствование законодательства в сфере пассажирских и грузоперевозок.
Особое внимание было уделено обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов с целью повышения эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях, а также на железнодорожном, автомобильном и городском наземном электрическом транспорте.
С развернутым докладом о концепции законопроекта на заседании Комитета по транспорту выступил статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов.
Замминистра отметил, что в последние годы политика Правительства РФ, в том числе Министерства транспорта РФ, была направлена на последовательное снижение нагрузки на бизнес. Это выразилось в разработке механизмов оказания практической помощи коммерческим структурам, введении различных ограничений на проведение контрольных и иных проверок. Однако, как показала практика, а также результаты расследований в рамках уголовных дел, транспортный бизнес оказался не готов к ослаблению государственного контроля. В погоне за прибылью на второй план подчас уходили вопросы, непосредственно связанные с обеспечением без-опасности граждан.
«Статистика неумолимо свидетельствует, что причиной порядка 85% случаев катастроф и крушений на всех видах транспорта является так называемый человеческий фактор. Поэтому Президентом России и было дано поручение проработать возможность установления эффективного государственного контроля за соблюдением требований при осуществлении пассажирских и грузоперевозок, – сообщил Сергей Аристов. – Законопроект предполагает совершенствование государственного контроля в сфере железнодорожного, автомобильного, водного транспорта. Большой блок посвящен внутреннему водному транспорту, поскольку это на сегодняшний день фактически единственный оставшийся в стране вид транспорта, оказавшийся вне поля реформирования».
В связи с этим предполагается внесение изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. «Однако это фактически не расширение функций контроля, а восстановление тех требований, которые были раньше», – уточнил Сергей Аристов.
Например, действующим Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка юридических лиц осуществляется один раз в три года, а если она внеплановая, то проводится с разрешения прокуратуры. При этом компании каждый раз оказываются готовыми к проверке, о которой их необходимо предупреждать заблаговременно. А как только контролеры уйдут, как стало известно, скажем, в рамках расследования уголовного дела о крушении теплохода «Булгария», команда нередко начинает тут же перетаскивать с одного судна на другое спасательные средства, которые были взяты «на прокат» на период проверки. Избежать нештатных ситуаций на воде при таком подходе к обеспечению безопасности судоходства было практически невозможно.
Но, главное, сами технические средства при этом проверке не подлежали. «А в законодательном дополнении, которое мы предлагаем, такая форма предусмотрена. Более того, результаты технической проверки транспортных средств в случае выявления нарушений, в свою очередь, предусматривают возможность дополнительной проверки уже самого юридического лица, – пояснил Сергей Аристов. – Если автобус, железнодорожный подвижной состав, речное или воздушное судно находится в ненадлежащем состоянии, значит, это – сигнал к тому, чтобы поинтересоваться, насколько добросовестно должностные лица выполняют свои обязанности. Разумеется, такая проверка юридического лица будет осуществляться с уведомлением прокуратуры, которая оставляет за собой функции надзора за соблюдением законодательства».
Другой блок изменений касается усиления административной ответственности за нарушение существующих законов и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность на транспорте. Действующая сегодня форма ответственности, и это опять же показало крушение «Булгарии», порой не соответствует тяжести правонарушения. Например, владельцев судна вряд ли сильно пугает тот размер штрафа, максимум 40 тыс. рублей для юридических лиц, который может быть наложен на перевозчика, учитывая, что доход с момента незаконного выхода из порта может составлять миллионы рублей. «Понятно, что предприниматели с большей охотой платили штрафы, не соблюдая те требования и ограничения, которые определены законом и предусматривают значительные финансовые расходы, – уточнил Сергей Аристов. – В связи с этим предполагается ужесточение ответственности с тем, чтобы, как это происходит в мировой практике, ощутимо ударить по финансовым интересам того должностного лица, которое не выполняет установленные законом требования».
Большой блок изменений касается управления внутренним водным флотом страны. Законопроектом предлагается в соответствии с проведенной административной реформой в системе федеральных органов власти и Концепцией реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации внести изменения в распределение функций между федеральными органами власти на водном транспорте, в частности, Службой по надзору в сфере транспорта и Агентством морского и речного транспорта. На базе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства предлагается создать администрации речных бассейнов в форме федеральных бюджетных учреждений.
Администрации речных бассейнов наделяются функциями осуществления государственного надзора в области внутреннего водного транспорта в части государственного портового контроля; навигационно–гидрографического обеспечения условий плавания судов; диспетчерского регулирования и управления движением судов; осуществления государственной регистрации судов в судовых реестрах Российской Федерации; дипломирования лиц командного состава судов внутреннего водного плавания и членов экипажей спортивных парусных судов; выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в соответствующих бассейнах. Законопроектом вводится институт капитана речного бассейна, который является должностным лицом администрации речного бассейна, возглавляет инспекцию государственного портового контроля администрации речного бассейна.
Документом также определяется порядок осуществления государственного портового контроля для обеспечения безопасности судоходства, устанавливаются основания для проверки судов, права должностного лица при принятии решения о временном задержании судна, создающего угрозу для безопасности судоходства, предусматривается создание судовладельцами систем управления безопасности судоходных компаний в качестве обязательного условия для осуществления перевозок.
Кроме того, законопроектом предлагается установить понятие «маломерное судно» – это судно, наибольшая длина которого не более 20 метров, с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек.
Председательствовавший на совещании председатель Комитета по транспорту Евгений Москвичев отметил, что вопросы, связанные с обеспечением безопасности перевозок пассажиров на всех видах транспорта, а также с четким разделением надзорных и контрольных функций являются актуальными для отрасли. Принятие предлагаемых в законопроекте положений будет способствовать совершенствованию системы мер по обеспечению безопасности, повышению эффективности государственного надзора на транспорте, созданию условий для реализации прав граждан на безопасную среду их жизнедеятельности, повышению уровня конкурентоспособности транспортного комплекса страны.
«Однако, сконцентрировавшись на правовых аспектах, нельзя упускать проблемы, связанные с финансированием реализации существующих планов. Скажем, законопроектом вводится институт администраций речных бассейнов, но не прописано, за счет каких средств они будут содержаться. Об этом надо подумать заранее», – предупредил участников заседания Евгений Москвичев.
Так же, по его мнению, определенной детализации требуют положения о деятельности контрольных органов. В частности, следует прописать, что именно подлежит проверке, ее порядок и сроки, чтобы не парализовать в результате деятельность транспортных компаний. Кроме того, нельзя допустить, чтобы разграничение функций и полномочий между государством и бизнесом привело к увеличению цен на билеты для пассажиров.
Однако в целом по результатам развернувшейся дискуссии комитет решил одобрить законопроект и рекомендовать Государственной думе принять его в первом чтении.
В этот день на заседании был также рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 106 и 107 Воздушного кодекса Российской Федерации». Данный законопроект направлен на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственное пользование воздушным транспортом. В связи с внесением авторами новой редакции было принято решение предложить Совету Думы повторно направить данный законопроект субъектам права законодательной инициативы.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»
26.01.2012