• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Дорога как магнит

Дорога как магнитФедеральная автомагистраль «Амур» открыла перед жителями Сибири и Дальнего Востока новые перспективы.

Дорога как магнитБез автомобильных дорог не обойтись в любой стране, а уж тем более в России с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и такими сохранившимися до наших дней «медвежьими углами», куда кроме как на вертолете подчас и не доберешься. В связи с этим в нашем государстве транспортные артерии перестали играть исключительно роль удобного дорожного полотна, по которому «с ветерком» мчатся машины и автобусы. Дороги стали материальным воплощением прав граждан на свободу передвижения, выбора места жительства и приложения своего труда.
Очевидно, что реализуемые в России программы должны сделать дороги красивыми, безопасными и долговечными. Все это позволит решить не только глобальные оборонно–экономические задачи, но и реально улучшить условия жизни, повысить благополучие россиян. Убедительным примером тому стала федеральная трасса «Амур», круто изменившая судьбы людей, чьи надежды теперь неразрывно связаны с автомагистралью «Амур».

След человека

Открытию федеральной автомобильной дороги Чита – Хабаровск предшествовал автопробег, организованный при содействии Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства. Журналистам центральных российских и региональных СМИ предоставили возможность вместе с руководителями отрасли проехать по всему маршруту, пообщаться с дорожными строителями и местными жителями, узнать, каково их отношение к строительству современной автомагистрали. Как было не воспользоваться такой возможностью?
… Только выехали из Читы, и сразу окунулись в мир нетронутой природы, если, конечно, не считать уходящего за горизонт шоссе, словно сабельным ударом расколовшего возвышающиеся впереди сопки.
Ехали с удовольствием – идеально ровное покрытие дороги, очарование окружающего пейзажа заставляло на время забыть о существующей где–то далеко тесноте городов и безысходности автомобильных пробок. Впрочем, назвать эти места полностью безлюдными теперь уже будет неправильным. Дорога имеет свойство как магнит притягивать к себе людей. Словно подтверждая эту истину, время от времени с сухим шелестом проносились мимо встречные машины. Порой встречались группы строителей по обочинам, вдумчиво, словно художник у мольберта, наносившие завершающие «мазки» на готовое полотно дороги.
Кое–где попадаются следы человека в виде разбросанных по пустошам стогов скошенной травы. Или криво намалеванных надписей на валунах в местах выемки скальных пород, вроде «Игорь из Хабаровска» или «Вася Сургут». Такие, с позволения сказать, орнаменты вовсе не украшают дорогу. Но они же заставляют задуматься о том, что людям свойственно своим именем «увековечивать» наиболее памятные места или величественные сооружения. В здешних краях ничего более величественного, нежели федеральная трасса «Амур», просто не найти. Приходится мириться со «скальной живописью». Что ж, каждому свое: одни прокладывают дороги и тем самым навечно вписывают свои имена в летопись страны, другие пачкают обочины своими именами.
Редко на пути встречаются деревни с почерневшими от времени покосившимися избами. Подслеповатые оконца смотрят на дорогу. Вот только с грустью или улыбкой – на скорости не разберешь. Но хочется верить, что с надеждой. Ведь у них у всех теперь появилась новая достопримечательность и общая на всех судьба – прямая и светлая, как дорога.
По ходу движения – ни одного города. Чтобы на пути к Хабаровску попасть в Могочу или Биробиджан, приходится съезжать с автотрассы и делать небольшой крюк. И это – не случайно. По словам министра транспорта России Игоря Левитина, проектировали автотрассу «Амур» таким образом, чтобы она проходила чуть в стороне от крупных населенных пунктов. «История доказала оправданность такого подхода, – поделился мыслями министр транспорта РФ. – Раньше мы, как правило, поступали наоборот. Под предлогом заботы об условиях жизни людей сначала строили дома, рядом пристраивали магазины, детские сады и школы, другие объекты соцкультбыта. И только потом вспоминали, что, оказывается, дороги–то приличной нет. А ее уже негде строить. В результате вместо благодарности жителей получали острые социальные проблемы, одной из которых стала ситуация в городе Химки. Поэтому на трассе Чита – Хабаровск мы поступили иначе. Сначала построили качественную дорогу, после чего сказали руководителям регионов, местным предпринимателям, всем жителям региона – приходите, пользуйтесь, развивайтесь». Люди пользуются. Благодарят.

Сила притяжения

Не мы выбираем дороги в России. Дороги выбирают нас. В противном случае мы бы ездили туда, куда хотели и по той трассе, которая нравится. Увы, об этом в нашей стране можно только мечтать. Чаще приходится приспосабливаться к тем дорогам, которые есть в наличии. Мы и приспосабливаемся. По мере возможности обживаем их. Втягиваемся в орбиту их притяжения.
Может быть, даже раньше остальных жителей удобство и пользу от появившейся современной автомобильной дороги «Амур» почувствовали руководители тех районов и областей, через которые проходит трасса Чита – Хабаровск. Территории–то в зоне их ответственности поистине огромные. А как реализовывать эту ответственность без транспортной доступности? Теперь – другой разговор.
Глава администрации Могочинского района Николай Кабак рассказал нам, что у него на территории в 27 000 кв. км проживает примерно 25 тыс. человек. Так что в среднем на одного жителя приходится больше 1 кв. км общей площади. От районного центра до какой–нибудь отдаленной деревни – попробуй, доберись, чтобы узнать, как там люди живут. С работой опять же практически везде очень трудно. Дело в том, что промышленное производство в районе развито слабо. Местный люд раньше был задействован в основном на обслуживании военных баз и объектов. Но предприятия прекратили свою деятельность, военные ушли. Жизнь замерла. Тайга кругом, земли хорошие – тем народ и кормился.
Вместе с дорогой сюда пришла другая жизнь. «Теперь в соседний поселок Сбега, что в 100 км от Могочи, «долетаю» по трассе за 30 минут, – поделился впечатлениями Николай Кабак. – А до этого приходилось пользоваться объездной грунтовой дорогой, по которой ходили (именно «ходили») только мощные «Уралы». Весь путь занимал 4–5 часов».
Губернатор Амурской области Олег Кожемяко связывает с появлением современной автодороги перспективы развития региональной транспортной инфраструктуры. По его словам, «раз есть дорога, люди должны этим пользоваться». «Автобусные маршруты думаем пустить от поселка городского типа Ерофей Павлович до города Сковородино и еще дальше – до самого Благовещенска, – поделился планами Олег Кожемяко. – А кроме того, обязательно организуем местные линии автобусного сообщения. Чтобы люди почувствовали, что они не на острове живут, оторванные от благ цивилизации, а являются полноправными гражданами своей страны».
А как жизнь активизируется, глядишь, и крупный бизнес подтягиваться начнет. По словам Игоря Левитина, председатель Правительства РФ Владимир Путин поручил Министерству связи и массовых коммуникаций РФ рассмотреть перспективы обеспечения региона мобильной связью. Пока, по словам министра транспорта, операторы мобильной связи сюда не особенно стремятся. Нужно найти способ их заинтересовать какими–то преференциями или государственной поддержкой. А если не получится, то решение задачи будет поручено государственному оператору.
Кстати, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт подтвердил, что уже ведутся работы по налаживанию телефонной связи вдоль новой магистрали: «Что касается связи вдоль дороги, то специалисты уже приезжали. В настоящий момент они озабочены поиском источника электроэнергии».
Что ж, приятно осознавать, что жизнь людей в этих удаленных уголках страны постепенно меняется к лучшему.

Народная стройка

В создании федеральной автотрассы «Амур» принимали участие тысячи строителей из самых разных уголков нашей страны. «На строительстве дороги наряду с местными жителями трудились люди со всех регионов страны, так же, как в свое время это было на БАМе, – уточнил министр транспорта, который в свое время лично участвовал в возведении Байкало–Амурской магистрали. – Сюда отмобилизовывали лучшие коллективы, имевшие успешный опыт работы в других регионах. Так что с полным основанием можно сказать, что дорогу строила вся страна. Автомагистраль «Амур» является поистине народной стройкой».
Об этом же рассказал и представитель транспортной компании ЗАО «Камдорстрой» Ильдус Ханов, которого встретил в одном из рабочих поселков»: «Коллектив подобрался очень хороший, сплоченный. Отношения самые дружеские. Может, потому, что лентяи и скандалисты сюда, в таежный край, не очень–то стремятся. А может и потому, что дорога сама отсеивает тех, кто языком работает лучше, чем руками. У нас у всех здесь общее дело. Люди приезжают сюда дорогу строить».
Специалисты–дорожники, понятное дело, устремились на «Амур» не «за туманом и за запахом тайги». Времена уже не те, хотя причастность к великой стройке тоже еще кое–что значит. Людей привлекли в первую очередь настоящая работа по профилю, что в кризисное время становится большой удачей, а также хорошие бытовые условия и не менее хорошие заработки.
Живут строители, как правило, в металлических вагончиках–бытовках, где тепло и сухо. Обстановка простая, добротная, но спартанской ее не назовешь. Все необходимое есть.
Для начальника базы дорожных строителей ЗАО «Труд» Михаила Кожевникова «Амур» – не первая стройка. Как говорится, есть с чем сравнить. Но и он отмечает заботу руководства компании о быте строителей. Говорит, что «у людей есть все необходимое для нормальной жизни – бытовые вагончики для ночлега, здание столовой, площадка для игры в волейбол и баскетбол. Придешь после рабочей смены, тут тебе и поесть, и помыться, и отдохнуть – все условия». Даже завели себе импровизированный зоопарк. А что – лес рядом. Живности полно. Бурундуки вон так и шныряют между вагончиками. Однако гордостью строителей, безусловно, является рысь Багир – его больного строители нашли в прилегающем лесу, выходили и оставили на базе, есть также барсуки и различные пернатые. Короче говоря, строители довольны. И не только здесь.
На территории уже другой базы, компании «Стройсервис», внимание привлекли несколько рядов бурятских юрт. Механик тяжелой техники Александр Железнев, которого встретили здесь, объясняет, что в них живут строители. Выяснилось, что юрты гораздо дешевле металлических боксов, а тепло за счет толстой войлочной прослойки и брезентового покрытия держат ничуть не хуже. Даже интересно местный колорит на себе попробовать. Будет потом, что вспомнить. Вот только непонятно, в каком углу телевизор ставить – нет в юрте углов. Поставили в центре.
Еще Александр рассказал, что строители здесь работают вахтовым методом. Причем по срокам вахты могут быть разными. Каждый имеет возможность выбрать тот вариант, который ему удобнее. Так что и в этом вопросе руководство идет навстречу пожеланиям рабочих. Местные жители предпочитают пятнадцать дней трудиться на дороге, а пятнадцать отдыхать дома. Им–то близко добираться. А специалисты, которые приезжают издалека, трудятся безвыездно по 45 суток, а то и вовсе нанимаются сразу на полгода. Зарплаты по местным меркам очень хорошие. Высококвалифицированные специалисты получают до 90 тыс. рублей в месяц.
По словам министра транспорта, к работе на трассе очень активно привлекались также студенческие отряды, в первую очередь строительных вузов. Польза двойная: и непосредственная практика работы, и неплохой заработок. Некоторые ребята ухитрялись зарабатывать до 50 тыс. рублей в месяц. Этих денег вполне хватает, чтобы потом прожить в течение учебного года.
По словам Александра Железнева, который сам приехал на трассу из Сургута, приезжих, таких, как он, много. Но немало и местных жителей. Все, кто хотел, получили работу на дороге. Местные, надо сказать, особенно рады строительству автотрассы. Да и как иначе, если для них со стройкой связаны и надежды на хорошее сообщение с соседними регионами, вплоть до морского побережья, и повышение достатка в семье. В разговоре выяснилось, что кто–то из дорожных рабочих копит на обучение ребенка в престижном вузе, кто–то решил мебель поменять, а многие запланировали покупку машины. А чего бы и не купить – вон какая теперь дорога, катись – не хочу, вплоть до Владивостока с его знаменитым автомобильным рынком.
К слову, местные жители устраиваются работать не только на самом строительстве. Появилось немало рабочих мест по обслуживанию и обеспечению стройки. Здесь, конечно, зарплаты пониже, на уровне 12–15 тыс. рублей. Зато работа стабильная и рядом с домом. Когда строительство закончится, не придется уезжать вместе с основной массой рабочих.
Константин Судаков, например, шоферит с 1979 года. Начинал еще на БАМе. Теперь трудится на грузовом автомобиле ГАЗ, обслуживает строительные компании, занятые на возведении «Амура». Уже около 5 лет на этой машине. Говорит, что начальство хвалит. Обещали в скором времени дать новый автомобиль. «Жизнь людей с открытием автотрассы стала меняться прямо на глазах, – делится он своими впечатлениями. – Народ как–то повеселел. Стали ходить автобусные маршруты: и местные, и международные. Достаток появился».
Остается надеяться, что строительство современной автомобильной трассы Чита – Хабаровск положительно скажется на миграционных потоках и люди, проживающие на территории Сибири и Дальнего Востока, станут меньше думать о том, чтобы уехать отсюда навсегда в центральные районы страны. Ведь наличие возможности в любой момент уехать – это повод… остаться.

Можно ехать

У водителя свой взгляд на дорогу. Для него шоссе такой же обычный атрибут рабочего процесса, как стол для чиновника или мольберт для художника. Он садится в свой автомобиль и отправляется в путь, чтобы начать свой трудовой день, заботиться о своем благосостоянии и будущем своей семьи. Что ждет его за воротами дома – ровное и безопасное дорожное полотно, по которому приятно ехать навстречу новому дню, или провалившийся местами асфальт и ухабы?
«Раньше дорога по этим местам напоминала лотерею – никогда не знал, когда доеду, да и доеду ли вообще», – делится впечатлениями водитель Олег Снигирев. Будучи жителем Владивостока, он неплохо знает местные условия, не раз сам гонял сюда машины. По его словам, буквально еще несколько лет назад участок дороги посреди маршрута Чита – Хабаровск длиной около 600 километров был не просто плохим – здесь дороги не было вообще. Водители, которые зарабатывали на хлеб, перегоняя купленные в Японии автомобили для продажи во внутренние регионы страны, старались подгадать поездку на зимний период. В остальное время года практиковали иной маршрут. Ехали своим ходом от Владивостока до Сковородино. Там загружали автомобили на железнодорожные платформы, и уже железнодорожным транспортом добирались до Чернышевска. А дальше – снова за руль. «Дорога просто изматывала, – делится собственными впечатлениями Олег. – Ехали, как правило, в колонне по нескольку автомобилей. Если у кого–то возникнут проблемы: застрянет или поломка случится, то товарищи помогут. В одиночку мало кто на такое приключение решался. Не то, что сейчас – не езда, а сплошное удовольствие».
Трасса, действительно, просто сама стелется под колеса. И что особенно удивительно для жителей европейской части России, на пути практически нет постов ДПС, нет и аварий. Даже просто лихачей, целенаправленно выжимающих из двигателя все его лошадиные силы, и то ни одного не попалось. Может, повезло?
«Нет, – уверяет старший инспектор ДПС специализированной роты ГИБДД УВД Амурской области капитан милиции Андрей Павленко из Благовещенска. – Аварии на трассе – явление крайне редкое. Особенно теперь, когда дорогу полностью отремонтировали. Люди стараются излишне не испытывать судьбу. Места ведь вокруг безлюдные. Случись что, помощи ждать долго придется. Да и, кроме того, значительный объем автотрафика пока составляют грузоперевозки. Дальнобойщики – люди ответственные, думают прежде всего о безопасности и о заработке. Им лишние проблемы на трассе ни к чему».
Вот, кстати, один из них. Дальнобойщик Николай Краснов, наклонив кабину, «колдует» с мотором мощного грузовика. Хоть день уже клонится к закату, он не торопится. Все движения четкие и размеренные. Николай хорошо знает, что спешка на дороге не бывает на пользу делу. В эти дни, к слову сказать, исполнялось ровно четырнадцать лет его водительскому стажу. Свой первый рейс он помнит хорошо, рассказывает, как на КАМАЗе вез станки в Якутию. Теперь везет бытовую технику из Владивостока в Якутск. О дороге отзывается с восхищением: «У меня теперь рейс занимает всего два–три дня, не то, что раньше. Еще совсем недавно, кажется, и на неделю мог застрять, а то и дольше». К качеству дорожного полотна у него претензий нет, разве что пожелание: «Хорошо бы, – говорит, – чтобы и до самого Якутска такую хорошую дорогу дотянули». Еще не плохо бы, чтобы инфраструктуру подтянули, чтобы было, где остановиться – поесть, отдохнуть. Не хватает и пунктов технического обслуживания. Но это, по его мнению – дело наживное. Раз есть дорога, то и все остальное к ней приложится. Уже первые кафе появляются, гостиницы, магазины. То ли еще будет.

Дорога–кормилица

Конец строительства федеральной автомагистрали Чита – Хабаровск заставляет всерьез задуматься о развитии инфраструктуры придорожного сервиса. Позитивные подвижки в этом деле уже есть.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт рассказал, что руководство краевого ГАИ в настоящее время решает, где именно поставить посты, как обеспечить безопасность движения. Появляются и первые заведения, которые будут предлагать отдых и сервис. «Не было дороги – не было ничего, появилась дорога – начнет развиваться и инфраструктура», – убежден Вячеслав Шпорт. По его словам, «задача властей – выделить землю, содействовать цивилизованному развитию трассы». «Здесь будут созданы максимально комфортные условия для придорожного бизнеса», – пообещал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Губернатор Амурской области Олег Кожемяко также связывает с появлением современной автодороги планы по развитию бизнеса, который создаст новые рабочие места, повысит налогооблагаемую базу, а потому будет очень полезен региону. По его мнению, кафе, гостиницы, АЗС, пункты технического обслуживания автотранспорта должны располагаться максимум через 50 км автотрассы. Это именно то просчитанное расстояние, когда в них может появиться нужда. В бюджете области, по его словам, уже планируется выделение средств в помощь бизнесу.
Пока руководители регионов разворачивают работу по организации малого и среднего бизнеса, который в скором времени «выйдет на дорогу», вдоль трассы уже появляются «первые ласточки». Есть уже кафе с местами стоянки для автотранспорта. Самое знаменитое из них, пожалуй, «Хуторок». В августе этого года, проезжая по трассе на отечественной «Лада–Калина Спорт» канареечного цвета, здесь обедал Владимир Путин. Теперь это заведение, работой которого руководят супруги Алексей и Нина Зятьковы, является одной из достопримечательностей автотрассы. По мнению Алексея, «дорога оживает, движение на ней едва ли не с каждым днем становится активнее. Так что есть прямые перспективы для развития бизнеса».
Попадались на пути в Хабаровск и другие заведения, которые в большинстве своем оказались ничем не хуже. Скажем, довелось перекусить в кафе «Виктория». Так вот: сотрудницы этого заведения с радостью сообщили, что и у них в последнее время столики редко пустуют.
Впрочем, на трассе найдется место любому бизнесу. Проезжая деревушку Белгородское, обратил внимание на молодую девушку, что примостилась у калитки возле столика с неровной надписью «Пирожки».
– Покупают? – спросил, притормозив.
– Конечно, особенно, кто не в первый раз, – услышал в ответ. – Пирожки–то свои, домашние. Попробуйте сами.
Пирожки и в самом деле оказались вкусными. Жаль, не поверил на слово. Надо было взять про запас. В обратный путь, по всей видимости, соберусь не скоро. К слову, метрах в двухстах от импровизированной торговой точки заметил новенькое, «с иголочки», видать только что отстроенное кафе, возле которого остановились несколько фур. Что ж, подумалось, автотрасса «Амур» способна накормить и помочь всем, кто относится к ней со сметкой и уважением.
Казалось бы, что особенного в строительстве дороги? Сколько их проложено по российским просторам. Не счесть. Но дорога дороге рознь. Федеральная трасса «Амур» пролегла не просто по сопкам и лесам Сибири и Дальнего Востока России. Она пролегла по душам и судьбам людей. И каждый воспринимает ее по–своему. Для кого–то она стала уникальным строительным объектом, а для кого–то – инструментом управления. Для одних наличие дороги связано с достатком в доме, для других – с романтикой дальних путешествий.
Такая разная, она нужна каждому.

Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1290

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya