Традиционную осеннюю научно–практическую конференцию в Росавтодоре всегда начинают с подведения итогов работы, выполненной за прошедший строительный сезон, с оценки хода реализации актуальных идей и задач, определения перспектив дальнейшего развития.
Получена высокая оценка
Основной вывод, который был сделан руководителем Федерального дорожного агентства Анатолием Чабуниным в его выступлении на конференции «Обеспечение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством и международными нормами», состоит в том, что в целом отрасль справилась с негативным воздействием мирового финансового кризиса. Достаточно успешно, хотя и не без трудностей, реализуются программы работ по строительству и реконструкции, по ремонту и содержанию федеральных дорог и искусственных сооружений. Эти программы еще не исчерпаны, в большинстве федеральных управлений автомобильных дорог сейчас идет напряженная работа по завершению строительного сезона, но намечено, что в эксплуатацию будут введены с учетом второй стадии строительства и вторых очередей реконструкции более 900 км федеральных дорог.
Важнейшим событием года является завершение строительства автодороги «Амур» Чита – Хабаровск, которой дали высокую оценку первые лица государства. Введен участок протяженностью 11 км на северном обходе г. Новосибирска, готовится к завершению обход г. Иркутска. Всего же на направлении международного транспортного коридора «Запад – Восток» в текущем году без учета автодороги «Амур» намечено ввести в эксплуатацию почти 100 км дорог. Оформились планы по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. На федеральной дороге М–4 «Дон» Федеральным дорожным агентством введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 42 км. На территории Северо–Кавказского федерального округа вводятся участки дороги М–29 «Кавказ» общей протяженностью 20 км в Чеченской Республике и в Дагестане, а также пятикилометровый участок на подъезде к Ставрополю. Готовятся к сдаче в эксплуатацию 6 мостовых переходов, заменивших ремонтонепригодные искусственные сооружения.
Вместе с тем…
Ранее в связи с кризисной ситуацией Правительством Российской Федерации было принято решение не начинать новые стройки, сконцентрировав выделенные ресурсы на переходящих и вводных объектах. Вот почему были изменены приоритеты финансирования автомобильных дорог – более 37% средств из федерального бюджета строительства и реконструкции федеральных дорог сконцентрировано на олимпийских стройках и объектах подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе». Это не могло не привести к нарушению ритмичности реализации программ дорожных работ. А уменьшение технологических заделов в строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений вызывает существенное падение объемов ввода объектов в эксплуатацию в 2011–2013 годах. Так, если в 2009 году общая протяженность введенных в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения составила 409 км и 16 243 погонных метра искусственных сооружений, то в 2011 году общий объем ввода в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения ожидается в размере 142 км и 5852 погонных метра искусственных сооружений. Учитывая, что большинство строек на федеральных дорогах имеет продолжительность 2–3 года и более, ситуация с вводом в эксплуатацию федеральных дорог в 2012 году также будет весьма напряженной.
Рекордов ждать не стоит
Вместе с тем создание Федерального дорожного фонда, предусмотренное поручением Президента Российской Федерации, закрепление за дорожными фондами конкретных источников финансирования позволит обеспечить стабильность финансирования на достаточно длительный период. Большое значение будет иметь принятие на уровне Бюджетного кодекса положения о направлении неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств дорожного фонда на финансирование работ в следующем году. Это дает дополнительные возможности для оптимизации деятельности дорожного хозяйства, а значит, для повышения темпов развития дорожной сети и улучшения состояния дорог.
Однако расчеты, выполненные при подготовке предложений по созданию целевых дорожных фондов и заложенные в проект федерального бюджета на 2011–2013 годы, показали, что они не приведут к резкому автоматическому увеличению объема финансирования дорожного хозяйства. Учитывая, что основную часть дорожных фондов составляют налоговые поступления в бюджеты, их размеры в конечном счете зависят от возможностей налогоплательщиков нести дополнительную нагрузку. А эти возможности не безграничны. В результате, если в 2010 году объем финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета установлен в размере 317,97 млрд рублей, то в 2011 году без учета целевых субсидий на капитальный ремонт и ремонт улично–дорожной сети административных центров субъектов Российской Федерации он составит 353,3 млрд рублей, из которых 64,3 млрд рублей запланировано сконцентрировать на олимпийских стройках и строительстве объектов саммита АТЭС 2012 года. На 2013 год, когда дополнительные поступления от увеличения акцизов на автомобильное топливо поступят в федеральный бюджет в полном объеме, наполнение Федерального дорожного фонда прогнозируется на уровне 395,3 млрд рублей.
Выход есть
Переход на новые принципы финансирования дорожного хозяйства, по мнению руководителя Федерального дорожного агентства, приведет к успеху только при условии реализации новых подходов к работе во всех областях деятельности. Перечислим их.
Необходимо в полной мере использовать преимущества предусмотренной дорожными фондами долгосрочной стабильности финансирования и в этой связи существенно повысить надежность и эффективность планирования, как среднесрочного, так и оперативного. Минтрансом России принято решение о корректировке Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с продлением срока ее действия до 2018 года. Задача Росавтодора – выработать для включения в новую версию ФЦП такие приоритеты программ дорожных работ, которые позволили бы дать максимальный выход на ранее утвержденные показатели состояния дорожной сети по соответствию нормативным требованиям и безопасности движения даже при падении объемов ввода дорог в эксплуатацию.
Необходимо максимально использовать эффект от планируемого завершения в 2014 году перехода на финансирование ремонта и содержания федеральных дорог по утвержденным нормативам затрат. А пока, по словам Анатолия Чабунина, перед Росавтодором поставлена задача за короткий период обеспечить нормативный проезд на всем протяжении автотрасс М–51 и М–53. Ключевыми задачами остаются безопасность движения, повышение надежности функционирования сети, замена ремонтонепригодных искусственных сооружений, ликвидация грунтовых участков, повышение в необходимых случаях капитальности дорожных конструкций.
Выход экономики из кризисной ситуации, повышение активности бизнеса привели не только к росту экономических показателей. К текущему году автомобильный парк Российской Федерации превысил 41 млн единиц при показателе 38,3 млн автомобилей еще в 2008 году. Это способствовало росту аварийности на дорогах, в том числе и по дорожным условиям. Росавтодором намечены меры, которые позволят вернуть тенденцию снижения аварийности по дорожным условиям, которая существовала на протяжении трех последних лет. Для этого необходимо тщательно проработать мероприятия по комплексному обустройству дорог, объектам освещения, строительству пешеходных переходов в разных уровнях.
При корректировке подпрограммы «Автомобильные дороги» нужно особое внимание уделить мероприятиям по обеспечению сохранности автомобильных дорог, в том числе реконструкции ремонтонепригодных мостов, ликвидации грунтовых участков, усилению дорожных одежд на магистральных дорогах, обслуживающих потоки тяжелых автомобилей. Ведь, по данным диагностики федеральных дорог 2009 года, 60,4% их протяженности не соответствует нормативным требованиям по транспортно–эксплуатационным показателям. В результате в настоящее время только 6,3% протяженности федеральных дорог по прочности могут пропускать без ускоренного износа транспортные средства, предусмотренные Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», вступившим в силу с 21 сентября 2010 года. На такие нагрузки не рассчитаны и 35% мостов. На федеральных дорогах имеются 148 ремонтонепригодных искусственных сооружений.
Федеральным дорожным агентством принимаются меры по усилению контроля за перевозками тяжелых грузов. Эти меры связаны и с реализацией решений, принятых в отношении взимания, начиная с 2012 года, платы за проезд грузовых транспортных средств общей массой свыше 12 тонн. Средства от этой платы намечено зачислять в Федеральный дорожный фонд.
Подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах», в Кодекс об административных правонарушениях. Создание системы взимания платы и контроля за передвижением тяжелых транспортных средств предусматривается в том числе с использованием системы ГЛОНАСС. Крупной задачей является проработка механизмов получения других неналоговых источников доходов Федерального дорожного фонда. Новые механизмы финансирования дорожного хозяйства, в том числе взимания платы с 12–тонников, требуют отработки новых методов взаимодействия дорожников с органами ГИБДД и Ространснадзором. Это еще одна задача по модернизации автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства.
Ключевую роль при переходе на новые методы финансирования дорог приобретает информационное обеспечение. Правительством Российской Федерации принимаются дополнительные меры по внедрению систем электронного правительства, электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
В предстоящий период актуальность объективного информирования общественности существенно возрастет в связи с закреплением за дорожными фондами конкретных налогов и неналоговых платежей. В этих условиях вопрос прозрачности деятельности отрасли становится важнейшим.
Существенный блок поручений Президента Российской Федерации по вопросам ускоренного перехода дорожного хозяйства на инновационные методы работы связан с внедрением инноваций при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Сейчас реализуется план НИОКР на 2010–2011 годы. Он предусматривает проведение поисковых, фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно–конструкторских разработок практически во всех сферах деятельности отрасли. Основными направлениями тематики НИОКР являются совершенствование нормативно–правовой базы дорожного хозяйства, системы управления дорожным хозяйством, дорожных технологий, конструкций и материалов, повышение транспортно–эксплуатационных качеств автомобильных дорог и безопасности дорожного движения и другие.
Для повышения эффективности исполнения поручений Президента Российской Федерации, направленных на инновационное развитие дорожного хозяйства, планом предусмотрена разработка стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства. Росавтодор открыт для предложений по формированию плана НИОКР на предстоящий период. Подпрограмма «Автомобильные дороги», образование Федерального дорожного фонда дают возможность профинансировать все значимые и эффективные научные разработки. Возрождаются опытно–конструкторские работы, которые целый ряд лет не развивались из–за непроработанности правовой основы полномочий Федерального дорожного агентства в этой области.
«Предстоящий период ставит перед отраслью новые ответственные задачи. Переход дорожного хозяйства на инновационные методы работы, в первую очередь в области системы финансирования, требует от дорожников максимальной сосредоточенности на эффективном решении этих задач. Несмотря на их новизну и необходимость доработки подходов и механизмов уже по ходу работы, нельзя допускать сбои или нарекания. Наша работа должна быть как эффективной, так и понятной и прозрачной. Есть уверенность, что общая слаженная работа позволит успешно справиться с этими сложными задачами», – так закончил свое выступление на конференции Анатолий Чабунин.
Сергей ФИЛИМОНОВ