Сегодня в технической политике дорожного хозяйства происходят значительные перемены. Об этом с заместителем руководителя Федерального дорожного агентства Николаем БЫСТРОВЫМ беседует главный редактор журнала «Автомобильные дороги» Наталья Алхимова.
– Николай Викторович, каковы основные результаты реализации стратегии инновационного развития дорожного хозяйства в 2010 году?
– Техническая политика Росавтодора должна решать задачу повышения транспортно–эксплуатационных показателей автомобильных дорог, их качества и межремонтных сроков. Для того чтобы решить эту задачу в полном объеме, необходимо обеспечить применение эффективных инновационных методов на каждом объекте строительства или ремонта.
Что Федеральному дорожному агентству удалось в этом смысле сделать в 2010 году? Сначала тезисно: в 2010 году мы повысили объем НИОКР на 30%; упорядочили работу по совершенствованию нормативной базы; достигли cерьезных результатов по внедрению ГЛОНАСС в системе дорожного хозяйства; составлен и принят план внедрения инноваций, организовывается тесное взаимодействие с субъектами РФ в апробации новых технических решений в рамках заключаемых соглашений о научно–техническом сотрудничестве. Так, в соответствии с соглашением, заключенным с Рязанской областью, начаты первые сравнительные полевые испытания геосинтетических материалов производства различных фирм, которые позволят выявить материалы, которые наиболее удовлетворяют требованиям Росавтодора к качеству строительства и ремонта федеральных автомобильных дорог, и составить соответствующие рекомендации. В настоящее время готовятся еще несколько подобных соглашений, наиболее близкое к подписанию – соглашение с Карелией, в рамках которого будет проведен ряд совместных работ по совершенствованию методов применения каменных материалов. Второй год на федеральных дорогах страны проводятся испытания материалов для разметки. Очень актуален вопрос применения тонких слоев износа, и в этом направлении мы также планируем проведение сравнительных испытаний. Сегодня мы отрабатываем механизм, который позволит сделать результаты всех этих испытаний основой управленческих решений. Мы начали формирование комплексной системы внедрения инноваций, которая будет включать в себя все этапы, от разработки и сбора инновационных предложений до их апробации и отслеживания результатов, выработки рекомендаций по их дальнейшему использованию. В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015 годы» предполагается создание испытательных полигонов для оценки эффективности новых технических решений. На будущий год запланировано начало работ по созданию таких полигонов.
В текущем году к решению стоящих задач подключилось ФГУ «Росдортехнология», которое активно ведет мониторинг эффективности уже применяемых инноваций. Результаты мониторинга будут храниться в банке данных внедрения инноваций, который заработает в полную силу уже в будущем году. Создаваемая информационно–аналитическая система позволит более эффективно управлять всем инновационным процессом – от формирования плана НИОКР до мониторинга результатов внедрения конкретной инновации.
Большое внимание уделяется повышению технического уровня машин для дорожных работ. Совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) мы начали сравнительные испытания машин и механизмов, которые уже приносят результаты.
– В рамках интервью нельзя не упомянуть о применении Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в дорожном хозяйстве России.
– Конечно. Государством определена обязательность оборудования дорожно–строительной техники аппаратурой ГЛОНАСС. В связи с этим второй год в системе Федерального дорожного агентства внедряется программный комплекс «Дортранснавигация». С 1 января 2011 года работа всех федеральных управлений дорог переводится на эту систему. Мы закупили около 4000 датчиков ГЛОНАСС для оснащения техники, работающей на эксплуатации автомобильных дорог. В контрактах на содержание автомобильных дорог прямо прописано требование об оснащении техники датчиками ГЛОНАСС. Внедрение этой системы выгодно и заказчику, и подрядчику. Повышается оперативность принятия управленческих решений, снижаются издержки.
– В последнее время ускоренными темпами ведется строительство мостовых сооружений. Расскажите об инновационных разработках в этой области.
– Существуют отечественные разработки, которые позволяют сократить сроки строительства мостов и повысить их надежность. Наиболее яркий пример – строительство вантового моста на о. Русский. Этот мост является наиболее протяженным в мире вантовым мостом, который будет сооружен в рекордно короткие сроки. В ходе его строительства будет использован целый ряд уникальных технических решений. Одним из перспективных направлений является применение композиционных материалов и конструкций. В текущем году будут введены в эксплуатацию первые надземные пешеходные переходы, конструкции которых выполнены из таких материалов, идет подготовка к более широкому их применению.
О технологиях строительства мостовых сооружений можно говорить долго, но, к сожалению, существует и иная, более острая и неожиданная для нас сторона вопроса. Дело в том, что решением Министерства образования в вузах упразднена специальность «Мосты и тоннели». Случай, на мой взгляд, беспрецедентный. Мостовики всегда считались элитой строительной отрасли, подготовка их велась очень тщательно, на эту специальность отбирались, пожалуй, самые способные студенты. И это не случайно, потому что работа мостовика сопряжена с высочайшей ответственностью. У нас нет сомнений в том, что специальность «Мосты и тоннели» должна быть возвращена в перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов.
– Расскажите о внедрении интеллектуальных транспортных систем в Северо–Западном федеральном округе.
– В настоящее время эта работа активно ведется на участке Кольцевой автомобильной дороге (КАД) Санкт–Петербурга и на автотрассе Санкт–Петербург – Петрозаводск. Это пилотный проект, на котором мы планируем отработать все нюансы, связанные с интеллектуальными транспортными технологиями. Эта система будет включать в себя динамические информационные табло и управляемые (светодиодные) дорожные знаки, систему видеонаблюдения с функцией автоматического определения инцидентов: при остановке автомобиля либо дорожно–транспортном происшествии соответствующее изображение будет появляться на мониторе оператора, сопровождаемое звуковым сигналом, чтобы привлечь его внимание. Кроме того, в АСУДД войдут: система мониторинга транспортных потоков, функцией которого является подсчет и классификация транспортных средств на дороге; метеосистема с метеостанциями, работающими в режиме on–line, способная определять направление и скорость ветра, относительную влажность воздуха, температуру покрытия и другие показатели и автоматически, без участия оператора менять скоростной режим и выводить сообщение об этом на информационные табло. На эти табло будут выводиться также сообщения о запрещении движения по полосе в случае ДТП. Вся информация о ситуации на дороге будет накапливаться в Центре управления производством (ЦУПе), где расположат серверы для обработки и хранения данных.
– Несколько слов о внедрении информационных систем управления в дорожном хозяйстве России.
– Суть информатизации Росавтодора заключается в создании единого информационного пространства дорожной отрасли для повышения конкурентоспособности транспортной системы России. Целей здесь несколько: прежде всего, это интеграция дорожной отрасли в информационное общество; это формирование отраслевых информационных ресурсов и развитие информационных систем обеспечения деятельности Росавтодора; это повышение управляемости IT–структуры Росавтодора и развитие информационно–технологической инфраструктуры. В настоящее время начата работа по созданию геоинформационных систем (ГИС) федеральных автомобильных дорог. При этом мы тесно взаимодействуем с ГК «Автодор» исходя из общего понимания необходимости формирования важнейшего информационного ресурса на единой методической основе. При этом одновременно стоит задача модернизации существующих баз данных, например АБДД «Дорога», перевода их на современный програм-мный уровень.
– Что принципиально нового в нормативной базе дорожного хозяйства?
– Главное – это необходимость разработки и принятия до конца 2011 года технического регламента по автомобильным дорогам в рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. В настоящее время министерствами транспорта трех государств создается рабочая группа, которая будет координировать эту работу. Принятие данного технического регламента повлечет за собой существенные изменения в развитии нормативной базы и ее методологии.
Отрасль наращивает интеллект
-
-
3791