Игорь Левитин провел совещание
по вопросу эксплуатации первой очереди мостового перехода через Волгу в Волгограде.
Пытаясь разобраться, почему мостовой переход балочного типа в Волгограде «затанцевал», министр транспорта РФ Игорь Левитин провел совещание по вопросу эксплуатации первой очереди мостового перехода через Волгу в Волгограде. Обсудить причины, по которым возникли колебания пролетных строений моста, собрались специалисты крупнейших проектных и мостостроительных организаций страны.
Как отметил Игорь Левитин, за последние пять лет успешно выполняется задача, поставленная перед мостовиками руководством страны: достроить все недостроенные объекты, возведение которых начиналось еще в Советском Союзе и в первые годы новой России. В целом удалось сохранить мостостроение как отрасль и выйти на новые технологии строительства мостовых конструкций. Для России это очень важно ввиду большого количества речных преград.
Инцидент, «героем» которого стал 20 мая волгоградский мост, вызвал большой общественный резонанс. По количеству сообщений в Интернете он уверенно обошел все другие события в стране. Естественно, последовало поручение Генеральной прокуратуре, другим контрольным органам разобраться в причинах случившегося. Министр призвал представителей проектных и мостостроительных организаций высказать свое мнение о том, что могло вызвать колебания пролетных перекрытий, и какие рекомендации необходимо выработать, чтобы подобное не повторилось при эксплуатации волгоградского моста и других сооружений этого типа.
«Может быть, придется менять нормативно–правовую документацию, усилить какие–то моменты в экспертизе», – заметил Игорь Левитин.
Заместитель главы администрации Волгоградской области Игорь Пикалов сообщил, что колебания пролетных строений были зафиксированы при северо–восточном ветре силой 16 метров в секунду. По мнению экспертов, причиной колебаний стал ветровой резонанс. Движение транспорта было перекрыто. После того как колебания прекратились, специальная комиссия экспертов осмотрела мост. Не было обнаружено никаких повреждений, включая лакокрасочное покрытие. Сотрудники лаборатории провели ультразвуковое исследование швов и креплений. В конечном счете было принято решение возоб-
новить 25 мая движение транспорта по мосту, пока, правда, только легкового. Перед этим мост прошел дополнительные испытания, во время которых «вел себя безукоризненно».
Поскольку полностью исключить повторение инцидента пока нельзя, движение возобновлено при соблюдении определенных условий. В настоящее время идет постоянный мониторинг силы и направления ветра. В случае, если ветер будет северо–восточным и сила его достигнет 16 метров в секунду, движение будет немедленно перекрываться. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока не будет реализовано техническое решение, исключающее повторение инцидента. По словам Игоря Пикалова, в течение полугода вместе с подрядчиками и проектировщиками проблема будет решена. В области продолжают работать комиссии Генпрокуратуры и Администрации Президента РФ.
Трафик по мосту составляет сейчас примерно 6 тысяч машин в сутки при расчетной пропускной способности в 10–12 тысяч. На мосту имеется метеостанция, которая в режиме он–лайн фиксирует направление и силу ветра.
Генеральный директор ОАО «Гипротрансмост» Александр Колчин сообщил, что амплитуда колебаний пролетных строений моста достигала 71 см. Балочные мосты, подобные волгоградскому, построены и успешно эксплуатируются в целом ряде городов. Все требования СНиП при проектировании объекта соблюдены в полном объеме. По мнению гендиректора, такие уникальные с большими пролетами мосты должны проходить аэродинамические исследования, что позволило бы избежать при их эксплуатации чрезвычайных ситуаций.
Как отметил проректор МГУПСа
по научной работе Валерий Круглов, проблема аэродинамической устойчивости стоит достаточно серьезно для вантовых и висячих систем. Что касается балочных сооружений, случай с волгоградским мостом – первый в мировой практике инцидент. Это явление должно быть всесторонне изучено в теоретическом плане. Ученый поддержал предложение об обязательных аэродинамических испытаниях больших сложных мостов и внесении соответствующих изменений в действующие нормы. Впрочем, процесс этот займет не один месяц, и надо подумать об оперативных технических решениях, чтобы не допустить повторения колебаний.
По словам Валерия Круглова, наиболее эффективное решение – установить на мосту обтекатели воздуха из композитных материалов. Такие материалы, высокопрочные и долговечные, успешно используются в ракетостроении и самолетостроении. Чтобы обеспечить защиту мостовых конструкций от аэродинамических воздействий, участниками совещания предлагались и такие меры, как компьютерное моделирование воздействия ветровых нагрузок на пролеты моста, комплексный учет условий, при которых предполагается эксплуатация мостовых переходов.
По мнению президента Ассоциации дорожных проектно–изыскательских организаций «РОДОС» Олега Скворцова, разного рода инциденты может спровоцировать тот факт, что сегодня разрешение на проектирование и строительство мостов в состоянии получить практически любая организация. Такого нет ни в одной стране мира. Надо срочно исправлять ситуацию, считает Олег Скворцов. Возможность строить сложные мостовые объекты должна предоставляться только настоящим профессионалам.
Все высказанные в ходе дискуссии мнения нашли отражение в протоколе совещания. Принято решение внести на рассмотрение Министерства регионального развития РФ поправки в действующие нормы проектирования.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»