По нарастающей идет реализация шестого этапа строительства (334–543 км) скоростной автодороги М–11 Москва – Санкт–Петербург. Большая часть этого участка – 157 км – проходит по территории Новгородской области. Проект предусматривает создание четырехполосной магистрали категории IA с разделительной полосой шириной 6 м и расчетной скоростью движения до 150 км в час. На участке будут возведены 68 искусственных сооружений, в том числе 38 мостов и 27 путепроводов.
Сейчас в соответствии с графиком ведется устройство земляного полотна на 10 участках (замена грунта, отсыпка насыпи) и возводятся 39 искусственных сооружений. Развернуты работы по строительству внеклассных мостов через реки Волхов, Мста, Нерца и начато сооружение трех транспортных развязок.
Как рассказал корреспонденту «ТР» председатель правления Государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах, трассировка новгородского участка дороги М–11 в первую очередь учитывала наличие в регионе особо охраняемых природных территорий, таких как Валдайский национальный парк (строители обошли его с севера), а также зон карстовых разломов. Эти и другие факторы, безусловно, повлияли на траекторию маршрута. Что касается болот, то отодвигать трассу в таких местах проектировщики не стали. На заболоченных участках строители заменяют слабый грунт песком и создают свайные поля.
С момента начала работ на новгородском участке прошло около года. За это время территория строительства обследована и очищена от взрывоопасных предметов. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны там проходила линия легендарного Волховского фронта и велись ожесточенные бои. Так вот, на территории площадью 1647 га найден и обезврежен 281 объект. Во время подготовительных работ также были найдены и перезахоронены останки десяти солдат Красной армии. Кроме того, в районе селища Дубки Маловишерского района на площади 3750 кв. м проведены ар-
хеологические работы.
В текущем году строители рассчитывают резко ускорить темпы строительства новгородского участка трассы М–11. Планируется завезти на отсыпку основания дороги 20 млн кубометров материалов. Огромное количество грузов будет доставляться по региональным и местным дорогам, поэтому важно организовать процесс так, чтобы их сохранить, а впоследствии отремонтировать, отметил губернатор Новгородской области Сергей Митин на рабочем совещании по строительству скоростной дороги, прошедшем в областной администрации.
Острой проблемой остается использование дорожно–строительных материалов из нелицензируемых карьеров, находящихся довольно далеко от строящейся трассы. Незаконную добычу песка муниципальные власти и правоохранительные органы должны пресечь. В качестве одной из мер борьбы с нелегалами на совещании было предложено введение спецпропусков для перевозчиков сыпучих грузов, чтобы было понятно, кто, куда и с какого карьера их везет.
Современная скоростная трасса нужна Новгородской области как воздух. Нередко интенсивность движения на участке дороги М–10 «Россия» достигает 70 тыс. автомобилей в сутки. Заторы замедляют доставку грузов, товаров народного потребления. Поэтому областная власть заинтересована в ускорении строительства объекта и обещает оказывать госкомпании и ее подрядчикам всемерное содействие.
По словам Сергея Кельбаха, строить быстрее – один из эффективных способов сдерживания стоимости строительства в условиях галопирующей инфляции. Для этого необходимо четкое взаимодействие субъекта РФ, заказчика и подрядчика. У госкомпании уже есть успешный опыт – досрочно введенный в эксплуатацию участок дороги М–11 в обход Вышнего Волочка в Тверской области. Отлаженный механизм взаимодействия с регионом позволит и на этот раз увеличить темпы работ. Рассматривается возможность открытия рабочего движения досрочно на одном из участков М–11 в Новгородской области, отметил Сергей Кельбах.
Реализация шестого этапа строительства (334–543 км) скоростной автодороги М–11 Москва – Санкт–Петербург идет в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного по итогам открытого конкурса между Госкомпанией «Автодор» и ОАО «Мостотрест». Срок действия соглашения – 26 лет. Стоимость контракта – 144,6 млрд руб., из которых инвестиции Мостотреста составят 16 млрд руб. После завершения строительства исполнитель в течение 22 лет берет обязательства по содержанию автодороги, системы взимания платы и автоматизированной системы управления движением.
Строительство трассы М–11 будет способствовать развитию транспортно–туристической инфраструктуры, убеждены специалисты. В настоящее время на международном и федеральном уровнях ведется разработка глобальных туристских маршрутов. Новгородская область включена в проект «Общая карта для культурного туризма в регионе Балтийского моря», который свяжет в единую туристическую сеть территории и объекты семи стран Скандинавии и Прибалтики и четырех регионов Северо–Запада России.
Новгородский участок трассы М–11 пройдет по территории трех муниципальных районов. В каждом из них предусмотрены съезды с дороги и планируется обустройство многофункциональных зон придорожного сервиса, рассчитанных на приток туристов. Работу по подготовке МФЗ планируется начать уже сейчас. В перспективе такие сервисные объекты дадут региону дополнительные рабочие места, а владельцы транзитного транспорта, пользуясь услугами МФЗ, будут способствовать пополнению областного бюджета.
Большим потенциалом для развития рекреационного туризма обладает Окуловский район. В число особо охраняемых природных территорий, расположенных там, входят часть Валдайского национального парка, а также 22 памятника природы. К наиболее интересным объектам, расположенным вблизи М–11, относятся, к примеру, село Языково–Рождественское, где родился великий русский путешественник Николай Миклухо–Маклай, деревня Захарьино, вблизи которой находилось имение великого русского композитора Сергея Рахманинова.
Есть перспектива для развития военно–патриотического туризма в Новгородском районе. В деревнях Спасская Полисть и Мясной Бор, где в годы войны велись ожесточенные бои, ныне расположены мемориальные комплексы. Разработан экскурсионный маршрут «Волховский фронт: бои и герои», который проходит по обоим берегам реки Волхов.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
26.02.2015