Владивосток – Москва дает серьезную пищу для размышлений.
Признаться, отправляясь в автопробег, я имел довольно смутные представления о дальневосточных и сибирских дорогах. В самом начале пути меня не покидало ощущение предстоящего экстрима. Поэтому первые дни я с сомнением поглядывал в сторону пары бэушных Ford Focus, пристроившихся в колонну автомобилей участников пробега. Эта машина, как мне казалось, не предназначена для подобных трансконтинентальных маршрутов. Забегая вперед, скажу, что мои опасения в отношении состояния федеральных автодорог не оправдались. И хотя отдельные сложные, проблемные участки в пути встречались, все же положительные и яркие дорожные впечатления превалировали. Что касается автомобилей, то они прошли весь маршрут без серьезных поломок.
Происки вечной мерзлоты
Вспоминаю первый отрезок пути, когда мы, преисполненные оптимизма, выехали из Владивостока по федеральной трассе М–60 «Уссури» и к вечеру того же дня добрались до Хабаровска. Являясь главной транспортной артерией юга Дальневосточного региона, эта дорога связывает районы Приморского края между собой и с Хабаровским краем, обеспечивает выход к морским портам Тихоокеанского побережья, а также к традиционным местам летнего отдыха дальневосточников. Удивительные пейзажи за окном сменяли друг друга, будто по воле невидимого режиссера, но водителям отвлекаться и смотреть по сторонам было некогда. Вот дорога бежит по озаренным утренним солнцем равнинам, потом петляет, поднимаясь в гору. Спустя час–другой, глядишь, трассу с двух сторон уже обступает смешанный лес. Говорят, еще более живописно на приморской «Уссури» бывает осенью.
Помимо красот местной природы поначалу удивляла езда по вполне комфортной, гладкой дороге. Правда, было видно, что кое–где ремонт дорожного полотна завершен совсем недавно. Позднее начали попадаться участки, где асфальтовое покрытие было изношенным и потрескавшимся. Специалисты констатировали: пока автомобильная дорога «Уссури» на основном протяжении (557 км) не соответствует нормативным требованиям и нуждается в проведении реконструкции с переводом в более высокую категорию. Отдельные ее участки не первый год вызывают нарекания водителей.
Неслучайно глава Росавтодора Роман Старовойт уделил этому вопросу особое внимание в рамках совещания с подрядчиками, ведущими реконструкцию трассы М–60 «Уссури». «Мы договорились, что ремонтируемый участок трассы на 108 км, который сейчас вызывает особое недовольство автомобилистов, сдадут в срок. Эти работы будут идти под постоянным контролем», – подчеркнул руководитель ФДА в ходе встречи с врио губернатора Хабаровского края Вячеславом Шпортом. «Причина сдвигов по срокам работ – затянувшаяся процедура отведения земель, – пояснил Вячеслав Шпорт. – Этот вопрос решаем, но подрядчикам нужно еще заниматься тем, чтобы и во время ремонта обеспечить автомобилистам комфортный проезд. В целом же мы совместно работаем, чтобы максимально ускорить темпы реконструкции трассы».
В настоящее время в самом разгаре модернизация еще одного «пробочного» участка на 672–681–м км трассы М–60 «Уссури», где часто возникают многокилометровые заторы. Генподрядчиком на объекте является ОАО «Бамстроймеханизация». Ситуацию усугубляет большое количество съездов с трассы. Ее реконструкция предполагает расширение проезжей части дороги до четырех полос.
Испытанием для участников автопробега оказался и участок 1780–1800–й км трассы «Амур». Дорога без асфальтобетонного покрытия, столбы пыли затрудняли видимость водителям. По днищу автомобилей время от времени «стреляли» отлетающие из–под колес куски щебня. Попадет такой камушек рикошетом в лобовое стекло – останется на нем шрамом трещинка. На обочине встречались сошедшие с дистанции дальнобойные фуры. Как выяснилось, на данном участке тоже идет реконструкция. Скоро будут укладывать новый асфальт. А ведь всего несколько лет назад, вспоминают местные водители, большая часть дороги «Амур» была примерно в таком же состоянии.
Внимание Романа Старовойта привлекла еще одна проблема – просадки дорожного полотна на отдельных участках трассы Чита – Хабаровск, пролегающих в зоне вечной мерзлоты. Казалось бы, дорогу построили совсем недавно, но уже сейчас слой асфальтобетона в ряде мест потрескался. Это произошло не из–за того, что плохо сработали дорожники, утверждают специалисты, а из–за климатических особенностей региона. Линзы мерзлоты под проложенной трассой постепенно начинают подтаивать. Образуются пустоты. И дорога начинает проседать. Из–за деформации асфальта в таких местах возникают созданные природой «лежачие полицейские». Вспученный асфальт очень опасен для автомобилистов. Рассчитывая, что дорога в полном порядке, водитель, разогнавшись по трассе, может напороться днищем машины на такого «полицейского». По данным специалистов, всего на трассе «Амур» насчитывается 600 мест, где дорога проходит по линзам вечной мерзлоты. Наиболее опасными, по словам дорожников, считаются участки на 19–м и 80–м км дороги (недалеко от Читы) и на 1875–м и 1897–м км (ближе к Хабаровску). В тех местах приходится постоянно ремонтировать дорожное полотно. Поэтому в будущем надо найти такой способ строительства дорог, чтобы в зонах вечной мерзлоты избежать негативных последствий.
Проезжая по территории Амурской области и Забайкальского края, специалисты Росавтодора оценили ситуацию с просадками, встречающимися на отдельных участках трассы. По данным ФКУ ДСД «Дальний Восток», общая длина участков с просадками в Амурской области – 28,18 км (2,8% от общей протяженнности трассы «Амур» в Амурской области). По заданию Федерального дорожного агентства в 2012 году было проведено комплексное обследование трассы Чита – Хабаровск ОАО «Иркутскгипродорнии» совместно с Институтом мерзлотоведения Сибирского отделения РАН (Якутск). В результате установлено, что причиной образования и развития дефектов проезжей части явились сложные геокриологические процессы в основании земляного полотна, вызывающие неравномерную осадку грунтов.
«Мы столкнулись с влиянием вечной мерзлоты на качество уже проложенной трассы. Это серьезный научный вопрос. Например, в северных широтах принята мировая практика, когда полотно может «отстаиваться» – в зависимости от особенностей местности – до 15 лет, так что необходимо вести его мониторинг на протяжении длительного времени. Очевидно, что на качество трассы повлияло также то, что строительство велось в очень сжатые сроки», – пояснил Роман Старовойт. Глава ФДА сообщил, что в Росавтодоре разработан проект ликвидации просадок, который находится на рассмотрении и утверждении. Проект предусматривает 2 этапа восстановительных работ: мониторинг динамики дальнейших деформаций с уточнением технологических решений и проведение ремонтных работ. Предварительный бюджет проекта оценивается в 1,7 млрд рублей.
«В ближайшее время в Росавтодоре состоится заседание научно–технического совета по этому вопросу: прежде чем утвердить программу, нам нужно заручиться экспертизой научного сообщества и международным опытом решения таких задач. Одномоментно решить эту задачу не удастся. Весь процесс может занять около трех лет», – пояснил Роман Старовойт.
В настоящее время места просадок на трассе «Амур» ограждены временными предупреждающими дорожными знаками, а работы по их устранению ведутся в рамках планового содержания объектов.
Иногда природа вносит свои коррективы в работу дорожников. В этом мы убедились и на 237–м км федеральной трассы М–55, тянущейся вдоль побережья Байкала. Там участникам автопробега довелось наблюдать разрушительные последствия оползня: около 40 м трассы ушло под землю. ЧП произошло 9 мая прямо на глазах сотрудников ДПС: за 200 м от места происшествия патруль составлял протокол. И только чудом никто не пострадал. Поток движущихся автомобилей удалось оперативно направить на объездную дорогу. Но гигантский провал глубиной до 15 м до сих пор страшит взоры проезжающих мимо автомобилистов. Пугливо заглянули в эту бездну и мы.
А ведь дорога была новая – участок сдан в эксплуатацию в октябре прошлого года. Камнепады и оползни в тех краях случаются нередко. И все же о причинах ЧП специалисты говорят неохотно. Самые популярные версии официального подтверждения пока не нашли. По одной из них, дренажную систему соорудили неверно. Может быть, сказалось и отсутствие сезонных ограничений на проезд большегрузного транспорта в условиях массового таяния снега…
Обратная сторона перегруза
Выступая на проведенном в рамках автопробега «круглом столе» в Иркутске, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин отметил: «Треть всех «большегрузов» выходит на трассы страны с превышением весовых параметров и разбивает полотно». В связи с этим ФДА планирует продолжать практику ввода ограничений на движение большегрузного транспорта по федеральным автотрассам в весенний период. «В этом году в связи с тем, что поздно ввели ограничения, дороги немного попортили, – сообщил заместитель руководителя Росавтодора Анатолий Безверхов. – Мы, к сожалению, вынуждены вводить ограничения, хотя понимаем, что определенные неудобства в этом есть». В правильности подобных решений убедили наблюдения участников автопробега.
На трассе Чита – Хабаровск движение, конечно, не такое интенсивное, как, скажем, в Подмосковье. Но все равно дорога не пустует. Многие водители перегоняют из Владивостока легковые автомобили. Везут автопоездом сразу по 5–8 иномарок. Часто на трассе встречаются большегрузные фуры, которые также двигаются со стороны Хабаровска. И не специалисту понятно: некоторые едут явно с превышением осевых нагрузок. Воздействие тяжелых грузовиков сказывается на состоянии дорожного полотна. В некоторых местах колея видна невооруженным взглядом.
На это обратил внимание Роман Старовойт во время одной из остановок, разговаривая на актуальную тему с водителем автопоезда Мироном Мельничуком. Собеседник, внешностью напоминающий гоголевского Тараса Бульбу, посетовал, что процедура получения разрешения на провоз негабаритного груза серьезно забюрократизирована. Для устранения коррупционной составляющей необходимо максимально уменьшить количество контактов с чиновниками, считает глава ФДА. В связи с этим в настоящее время Росавтодор занимается созданием бесконтактной системы взимания платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам на основе ГЛОНАСС с идентификацией транспортных средств и расчетом платы исходя из расстояния, пройденного автомобилем. Проект реализуется на основе механизма государственно–частного партнерства. Предполагается, что с 1 ноября 2014 года движение грузовых автомобилей с максимальной массой более 12 тонн по федеральным дорогам будет осуществляться с учетом оплаты вреда, причиняемого большегрузными автомобилями. В перспективе подобный способ возмещения вреда будет распространен также на региональные и местные дороги. Пока их состояние, по утверждению местных водителей, не выдерживает критики. Красноречивый факт: у одного из съездов с трассы под надписью «Счастливого пути!» кто–то ниже приписал: «Ну, с богом!».
Упреки в порче автодорог некоторые водители парируют таким доводом: мол, работы в периферийных регионах нет, вот и приходится заниматься или доставкой иномарок из Приморья, или возить лес на продажу. Замечу, что отсутствие работы – проблема, конечно, серьезная, но она ни в коей мере не оправдывает тех, кто ездит с перегрузом. Как раз трасса Чита – Хабаровск, достроенная несколько лет назад, дала местным жителям возможность развивать свой бизнес. У кого–то появилась возможность поставлять товар в отдаленные населенные пункты, куда раньше добраться было архисложно. Кто–то теперь ездит на работу в соседний притрассовый поселок.
Кстати, именно развитие транспортных схем регионов, прилегающих к трассе Чита – Хабаровск, открывает там перспективы заманчивых экономических проектов. К примеру, освоение Гаринского железорудного месторождения. По мнению специалистов, город Шимановск, расположенный вблизи автомагистрали «Амур», может превратиться в базу машиностроения для нужд горнодобывающего и транспортного комплексов. А в поселке Чагоян планируется построить обогатительный комбинат и крупный цементный завод. В течение следующих десяти лет Амурской области предстоит стать ядром металлургического комплекса, который впервые в истории формируется на российском Дальнем Востоке. Если он не возникнет, то на огромной территории от Восточной Сибири до Тихого океана никогда не получат развития ни машиностроение, ни судостроение. Сталь и титан – это трубы, автомобили, самолеты, строительные конструкции, станки, танкеры и поезда – все то, без чего невозможно представить современную промышленность. Ее невозможно представить и без развитой дорожной сети. Так вот, трансконтинентальная автомагистраль, введенная в эксплуатацию несколько лет назад, наряду с БАМом, примет на себя значительную часть этих грузов.
Конечно, пройдет еще время, пока эта главная артерия обрастет большими и малыми ответвлениями. В сторону горнорудных, металлургических, энергетических и других объектов будут проложены разные по протяженности и значению дороги. И заработает транспортная сеть, снабжая новую экономику дальневосточной России современным оборудованием, материалами, техникой. Вблизи создаваемых производств на пустующих ныне просторах Забайкалья запульсирует жизнь, появятся новые поселки и города. Дорожная сеть даст возможность жителям таежной глубинки приобщаться к благам цивилизации.
«Оазис» в таежной глуши
Похоже, что мотель «Оазис», расположенный на трассе Чита – Хабаровск, вблизи города Шимановска Амурской области, в самом деле имеет говорящее название. Не в том плане, что плата здесь сравнительно невысока – берут 1000 рублей за вполне приличный двухместный номер и 100 рублей с человека за пользование общим душем. А в том смысле, что уж больно скудно с придорожным сервисом на федеральной трассе М–58 «Амур», и подобные точки релаксации выглядят в глазах утомленных длинной дорогой путников едва ли не роскошью. Иногда даже как–то не по себе становится: проезжаешь полсотни километров, еще столько же, а дорогу с обеих сторон все так же неприветливо обступает молчаливая, глухая тайга.
Между тем, если верить прошлогодним данным ФКУ Упрдор «Забайкалье», количество объектов придорожного сервиса на 742–километровом участке федеральной трассы «Амур» в сумме едва ли не превышает нормативную потребность. Все объясняется довольно просто: основное количество подобных объектов расположено вблизи населенных пунктов, главным образом – возле Читы. В частности, на первые 107 км приходится значительная часть пунктов общественного питания. Что касается других участков, то промежутки между объектами придорожного сервиса там очень большие.
О каждом из таких заведений, будь то придорожное кафе или мотель (нередко, кстати, имеющие забавные названия: «Пламенный дракон», «Вдали от жен», «Медвежий угол»), у водителей сложилось определенное мнение. Кафе «Пит–Стоп», к примеру, у которого участники автопробега делали остановку, получило популярность после того, как его в 2010 году посетил Владимир Путин, когда в должности премьер–министра инспектировал трассу Чита – Хабаровск. Подкрепились мы там вполне сносными бутербродами.
В тот же день ближе к вечеру участники автопробега сделали очередную остановку в другом «оазисе» – у придорожного кафе с названием «777», расположенного недалеко от поворота на поселок Талдан. Кормят там, надо сказать, отменно. Водителям предлагают несколько горячих блюд на выбор: котлеты, борщ или уху. Есть при кафе гостиница и небольшой магазинчик с приемлемыми ценами, в котором путнику можно купить предметы, необходимые в дороге. Например, бритву и пену для бритья, зубную пасту, недорогой маникюрный набор и даже постельное белье из ивановской бязи. В общем, побольше бы таких магазинчиков в пути. Что касается постоялых дворов, то, к сожалению, автостоянки при них не всегда охраняются. А эта услуга для водителей, везущих издалека ценный груз, важна.
Многие специалисты считают, что развитие придорожной инфраструктуры на трассе «Амур» должно идти по пути строительства комплексных объектов, которые включали бы точки питания, гостиницы, минимаркеты, АЗС, станции технического обслуживания, площадки отстоя автомобилей и другие услуги. Этого всего здесь остро не хватает. «Без канистры бензина в одиночку я бы не рискнул тут проехать», – поделился один из участников автопробега, водитель Игорь Дрякин. И правда, редкие в тех краях АЗС неприятно удивляют водителей своим допотопным видом и дикими ценами на топливо.
В общем, проехав через всю страну, о качестве придорожного сервиса участники автопробега могут судить с полным основанием. Руководитель Федерального дорожного агентства уделил сервисной инфраструктуре вдоль трасс и наличию автозаправочных станций особое внимание. Он отметил, что проблема нехватки объектов придорожного сервиса характерна для регионов Сибири и Дальнего Востока, где плотность населения невысокая, а расстояние между ближайшими населенными пунктами измеряется сотнями километров.
А вот соседний Забайкальский край, по мнению Романа Старовойта, существенно выигрывает по качеству сервиса в сравнении с Амурской областью. «В отличие от предыдущих регионов, в Забайкальском крае в достаточном количестве есть эстакады для ремонта грузовых автомобилей, кафе. Конечно, заправочных станций могло бы быть больше. Но мы еще ни разу не отказывали бизнесу Забайкальского края в предоставлении площадей в полосе отвода. Пусть обращаются, и пусть местные власти стимулируют развитие инфраструктуры. Мы с удовольствием рассмотрим все предложения», – подчеркнул глава Росавтодора на встрече с представителями органов местной власти.
* * *
Итак, в рамках автопробега специалистами Федерального дорожного агентства была проведена одна из самых масштабных мобильных проверок состояния федеральных трасс и строящихся объектов транспортной инфраструктуры.
Находясь почти месяц в пути, участники автопробега проехали через крупнейшие города России: Владивосток, Хабаровск, Читу, Улан–Удэ, Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Йошкар–Олу, Нижний Новгород и другие. Были проинспектированы трассы на территории 21 субъекта РФ: М–60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, М–58 «Амур» Чита – Хабаровск, А–340 Улан–Удэ – Кяхта – граница с Монголией, М–53 «Байкал», М–54 «Енисей», М–7 «Волга» и другие.
В результате федеральные чиновники, а также представители региональных администраций и общественных объединений смогли лично проинспектировать ход работ дорожных организаций в регионах России, проверить качество дорожных покрытий, а также проконтролировать исполнение контрактов с подрядными организациями на выполнение ремонтных и строительных работ на федеральных трассах. В итоге специалисты Росавтодора собрали огромное количество материалов, фактов и отзывов о сегодняшнем состоянии и уровне развития дорожно–транспортного комплекса страны.
Об итогах пробега руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт и генеральный директор Ассоциации
«РАДОР» Игорь Старыгин доложили министру транспорта РФ Максиму Соколову. Глава ФДА сообщил, что практически на всех проблемных участках федеральных автодорог по ходу автопробега ведутся дорожные работы. В частности, в капитальном ремонте и ремонте находятся три участка автодороги «Амур» общей протяженностью 55 км, построенные около десяти лет назад. Роман Старовойт отметил, что по итогам автопробега будет подготовлен подробный перечень поручений подведомственным организациям Федерального дорожного агентства в субъектах РФ.
Артем ОЗУН,
спецкор «ТР»
Фото автора
Владивосток – Москва
11.07.2013