Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин провел пресс–конференцию на тему «Росавтодор: одной бедой в России станет меньше». В ходе мероприятия глава ведомства подробно остановился на проблемах развития дорожной сети страны, а также основных мерах и решениях, принимаемых в целях повышения качества дорожного строительства.
Однако началась пресс–конференция с каверзного вопроса журналистов, который напрашивался, учитывая заявленую тему мероприятия: «Насколько оправдан столь оптимистичный прогноз?». «Основания для подобного заявления у нас на сегодняшний день имеются, – ответил Анатолий Чабунин. – В связи с этим прежде всего следует упомянуть создание дорожных фондов».
Переход на нормативное финансирование потребностей дорожной отрасли страны произойдет в 2014 году. При этом объем средств, аккумулируемых в Федеральном дорожном фонде, позволит в полной мере покрывать затраты на содержание, текущий и капитальный ремонт федеральной сети дорог. В результате, наконец, появится возможность решить больную для отрасли проблему, связанную с недоремонтом автотрасс ввиду ограниченности выделяемых бюджетных ресурсов.
По словам главы Росавтодора, в стране ежегодно проводится диагностика федеральных автомобильных дорог, результаты которой свидетельствуют о том, что чуть больше 40% от их общей протяженности находятся в «нормативном состоянии». «Цифра эта не блестящая, – согласился Анатолий Чабунин, однако тут же уточнил: – Но пугаться ее не надо, потому что на самом деле многие учитываемые параметры нормативного состояния дороги наши пользователи вряд ли заметят. Скажем, такой коэффициент, как «несущая способность», важен и понятен для специалистов. Автовладельцу же важнее такие показатели, как «ровность», «коэффициент сцепления», «уровень обустройства». Так что, если учитывать только потребительские свойства, непосредственно влияющие на комфортность и безопасность движения, то процентное количество дорог, вполне отвечающих современым требованиям, окажется выше. Разумеется, пока еще остаются участки федеральных трасс, которые находятся в неудовлетворительном состоянии (имеющие так называемый переходный тип покрытия и грунтовые разрывы в асфальтовом покрытии). Их устранение – одна из приоритетных наших задач».
При этом глава Росавтодора отметил, что в 2011 году в соответствии с существующими планами необходимо отремонтировать 5,5 тысячи километров федеральной сети, напомнив, что в прошлом году эта цифра составила 4,5 тысячи километров. По словам Анатолия Чабунина, «Россия должна перейти на нормативы по содержанию и капитальному ремонту в 2014 году», а полностью «ликвидировать накопившийся недоремонт будет возможно до 2017 года».
С другой стороны, он отметил, что и в настоящее время в стране проложены современные дороги, состояние которых не вызывает никаких нареканий. Среди них в первую очередь следует отметить трассу М–3 «Украина» до Калуги, федеральную трассу М–8 «Холмогоры», а также подъезд к аэропорту Домодедово.
«Следующей задачей, которую мы ставим перед собой, является повышение качества наших работ», – сказал глава Росавтодора. По его словам, за основу принят опыт США, предусматривающий создание испытательных центров. «В Америке они действуют в каждом штате, кроме того, есть еще федеральный центр. Мы решили этот опыт использовать и на первом этапе организовать наши испытательные федеральные центры в ряде федеральных округов»,– отметил Анатолий Чабунин. Сегодня идет организация 8 федеральных испытательных центров, где будут проверяться все исходные материалы, которые используются при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (песок, щебень, грунты, битум), проводиться испытания бетонных и других строительных конструкций. Материалы, которые не пройдут сертификацию в одном из этих центров, не должны использоваться в строительных и ремонтных работах. То есть будет обеспечен входной контроль качества используемых материалов.
«Как известно, из плохого материала хороший продукт сделать очень сложно. Поэтому, решив проблему с источниками финансирования и горизонтом планирования, мы сегодня основной упор будем делать на качество строительных материалов», – подчеркнул Анатолий Чабунин.
Что касается применяемых технологий, то в этой сфере, по его оценке, ситуация складывается вполне благоприятная. Значительное количество техники и механизмов, которые ныне используются при дорожном строительстве, являются продукцией ведущих заграничных фирм и подразумевают применение соответствующих технологий. «Таким образом, мы можем с уверенностью констатировать, что все самые передовые технологии, которые используются сегодня в мире, применяются и в России в дорожном строительстве», – обнадежил присутствовавших глава агентства.
Теперь, по его мнению, самое время задуматься о том, чтобы в максимально короткие сроки подтянуть применяемую нормативную базу до уровня существующих высоких требований к качеству работ. «Мы уже давно говорим о том, что действующие сегодня нормы имеют достаточно «широкие коридоры» как по материалам, так и по готовой продукции. Скажем, асфальтобетон типа «А» подразумевает, что количество щебня в нем может составлять от 50 до 65%. То есть можно экономить не выходя за границы требований ГОСТа. При этом, к сожалению, наиболее высокие показатели на выходе встречаются достаточно редко, – посетовал Анатолий Чабунин. – Поэтому если мы четче пропишем положения нормативной базы, определим более строгие требования к применяемым в строительстве материалам, то это непосредственным образом скажется на качестве строительства».
В том числе, по словам Анатолия Чабунина, в планах ведомства – внесение нового ГОСТа на строительство сельских дорог. Ведомство намерено предложить вместо обязательных двухполосных дорог строить в сельской местности однополосные дороги с разъездными «карманами», что позволит более рационально использовать выделяемые средства.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»