Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ рассмотрела вопрос о ходе реализации международного проекта в области автомобильного транспорта «Обратная связь». О проблемах реализации проекта мы попросили рассказать заместителя министра транспорта РФ, председателя Совета по автомобильному транспорту Координационного транспортного совещания (КТС) СНГ Николая ЛЯМОВА.
– Николай Сергеевич, несколько слов о самом проекте…
– Международный межведомственный проект «Обратная связь» проводился министерствами транспорта России, Белоруссии и Казахстана совместно с работниками государственных контрольных органов, осуществляющими транспортный и таможенный контроль, и национальными ассоциациями международных автоперевозчиков. Это позволило получить панорамное видение проблем, препятствующих развитию международных автоперевозок, с точки зрения государственных служащих и перевозчиков, обобщить предложения участников проекта и разработать меры на государственном уровне по устранению барьеров. «Обратная связь» – это уже второй совместный международный проект власти и бизнеса стран СНГ. Первый проект по изучению мнения перевозчиков о барьерах, препятствующих развитию международных автоперевозок, состоялся в 2007 году.
– Николай Сергеевич, негативное влияние этих барьеров на пути движения автомобильного транспорта сказывается на скорости доставки грузов, развитии хозяйственно–экономических связей стран Содружества. Но ведь задержки международных перевозчиков в пути случаются по разным причинам…
– Да, причины разные. С одной стороны, задержки происходят из–за несоответствия дорог международным стандартам и недостаточной пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на границе. Однако есть еще так называемые нефизические барьеры, когда фуры на границе простаивают из–за субъективных причин, замедляющих таможенное оформление грузов. К таким барьерам можно также отнести несогласованные действия контрольных структур, поборы со стороны отдельных недобросовестных работников государственных контрольных органов и другие.
– Как велся мониторинг в рамках проекта, кто его непосредственные участники?
– Участниками проекта были сами международные перевозчики – руководители предприятий, водители, которые непосредственно сталкиваются с названными проблемами на автомобильных пунктах пропуска, а также сотрудники ФТС, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Причем опрашивались и работники аналогичных служб Казахстана и Белоруссии. Участники заполнили свыше 2700 анкет. Сопоставление информации, полученной от государственных служащих, выполняющих функции контроля, и перевозчиков, было особенно ценно, так как помогло установить объективную картину. Респонденты не только обозначили существующие проблемы, но и дали предложения по их устранению.
– Участники проекта, осуществляющие транспортный контроль, отмечали нарушение водителями–международниками режима труда и отдыха, предписываемого Соглашением ЕСТР. Но опрос самих представителей транспортных предприятий показал, что к этому зачастую ведет несовершенство придорожной инфраструктуры…
– Увы, это так. Свыше 40% представителей перевозочного процесса, участвовавших в опросе, в качестве первоочередных мер для решения проблем, препятствующих осуществлению международных автоперевозок, называют необходимость создания инфраструктуры, позволяющей водителям соблюдать требования Соглашения ЕСТР. Результаты опроса еще раз подтверждают необходимость инвестирования в развитие дорожного сервиса – важного фактора обеспечения безопасности движения, улучшения условий работы водителей и, наконец, повышения уровня конкурентоспособности транспортного сектора стран СНГ.
Большая часть опрошенных оказалась единодушна в оценке объективных факторов снижения пропускной способности автопогранпереходов. К ним отнесены: недостаточная площадь АПП, нехватка мест для стоянки транспортных средств, рабочих мест для сотрудников госорганов, осуществляющих контроль на АПП, дублирование операций, проводимых ими, отсутствие единой базы данных у контрольных органов.
Одной из основных проблем при осуществлении государственного контроля за международными перевозками участники проекта назвали удручающее техническое состояние весового хозяйства. Проблема наболевшая, она решается поэтапно в рамках реализации соответствующих программ по строительству и установке нового весового оборудования на основных автомобильных пунктах пропуска.
Существенно влияет на скорость контрольных процедур на АПП наличие у перевозчика всех необходимых и надлежащим образом оформленных транспортных и товаросопроводительных документов. Свыше 40% должностных лиц таможенных служб, участвовавших в опросе, обозначили этот фактор в качестве причины, замедляющей таможенное оформление. Почти столько же автоперевозчиков указали на проблемы с таможенными органами при перевозке грузов.
Результаты опроса свидетельствуют о значительных резервах в ускорении прохождения контрольных процедур. Показательно, что респонденты отметили необходимость постоянного повышения квалификации всех участников процесса контроля за международными перевозками. Это объективное требование постоянно усложняющихся технологий.
– Достигнута ли одна из главных целей проекта «Обратная связь» – отработка модели сотрудничества бизнеса и власти?
– Думаю, да. Подробный анализ результатов мониторинга был доведен до сведения компетентных органов государств – участников проекта. По ряду выявленных проблем приняты оперативные меры, которые дали определенный результат. Предполагается обсуждение ряда проблем в ходе двусторонних переговоров. Подчеркну, в свете заключения Таможенного союза трех государств – России, Белоруссии и Казахстана – значение проекта «Обратная связь» еще более возрастает.
Информация о реализации проекта была представлена на рассмотрение министров транспорта государств – участников СНГ на XXIX заседании Координационного транспортного совещания (КТС) СНГ 19 ноября 2009 года. В результате обсуждения было принято решение «рекомендовать транспортным министерствам и ведомствам и других государств – участников СНГ присоединиться к реализации данного проекта», поскольку с выявленными проблемами сталкиваются автоперевозчики и иных государств Содружества.
На основании решения КТС СНГ пакет документов по этому вопросу был направлен в Исполнительный комитет СНГ и в соответствии с установленным порядком внесен на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, заседание которой состоялось 23 июня текущего года в Москве. Участники заседания комиссии заинтересованно и остро обсудили выявленные проектом проблемы. Было принято решение внести пакет документов по этому вопросу на рассмотрение Экономического совета СНГ, заседание которого планируется на IV квартал текущего года.
обозреватель «ТР»