Для России с ее огромными расстояниями развитие транспортной инфраструктуры является задачей первостепенной важности.
Для России с ее огромными расстояниями развитие транспортной инфраструктуры является задачей первостепенной важности. С этой точки зрения строительство федеральной автомобильной дороги Чита – Хабаровск имеет стратегическое значение. Она связала дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны, создав необходимые условия социально–экономического развития восточных территорий, повышения их инвестиционной привлекательности, перехода на инновационный путь развития. Поистине не будет преувеличением сказать, что для Сибири и Дальнего Востока автотрасса «Амур» является дорогой в будущее.
Этапы большого пути
Связать восточные и западные регионы страны единой транспортной сетью было давней мечтой правителей государства Российского. Что интересно, наиболее радикальные преобразования в этой области выпадали на начало столетий. В 1817 году специальным Указом Александр I утвердил новые правила устройства почтовых трактов, в том числе и знаменитого Сибирского тракта. Ширина дороги должна была составлять 60 м, в том числе проезжей части – 20 м. По обе стороны дороги отводилось место для канавы и придорожных аллей. В 1905 г. было открыто регулярное движение по Транссибирской магистрали. Начало XXI века ознаменовано открытием транспортной артерии Чита–Хабаровск.
Эпопея ее строительства, по словам главы Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, пришлась на переломные этапы в истории России, а потому оказалась сложной и долгой. Еще в 1966 году Совет Министров СССР принял постановление о создании трассы. Поскольку ее планировалось возводить в военно–стратегических целях, документу был присвоен гриф секретности. После этого еще 12 лет ушли на проведение геодезической разведки. И только в 1978 году первые бригады дорожных строителей приступили к работе. Поначалу работы велись Министерством обороны силами Спецстроя, потом, когда военные цели отошли на второй план, солдат и офицеров сменили гражданские строители.
В 1991 году у трассы появилось собственное имя. Постановлением Правительства Российской Федерации автодорога получила статус федеральной и название «Амур». Однако экономические и политические трудности, которые переживала в то время страна, негативно сказались на темпах строительства. В результате к середине 90–х из запланированных 2165 километров было построено менее четверти. Проезд от Читы на восток по таежным просекам был крайне сложен. Путь до Хабаровска занимал не менее пяти суток.
Торжественная церемония открытия сквозного проезда по трассе состоялась 26 февраля 2004 года в Хабаровске на новом мосту через реку Амур при участии Владимира Путина. Открывая магистраль, президент с гордостью сказал, что это – «значимое событие не только для Дальнего Востока, но и для всей страны». К тому моменту трасса выглядела так: 617 километров с асфальтобетонным покрытием; 685 километров с переходным типом покрытия; 589 километров местной укрепленной сети автомобильных дорог; 274 километра строящихся участков.
После открытия сквозного рабочего движения по автомобильной дороге с использованием местной сети дорог дорожники продолжили строительство отдельных участков трассы с проведением мероприятий по устройству гравийного, а затем асфальтобетонного покрытия. И вот, наконец, свершилось. Говорить, что все работы полностью завершены, пожалуй, еще рано. Остались участки, проложенные в прошлые годы, которые на сегодняшний день нуждаются в модернизации. Но главное сделано. Дорога есть. Прекрасная дорога!
К эксплуатации готова
Торжествам предшествовал автопробег «Дорога к океану», который был организован журналом «За рулем» при поддержке Министерства транспорта РФ и Росавтодора. Журналисты вместе с руководителями отрасли решили проехать по всему маршруту – оценить его с точки зрения комфортности и безопасности движения, поговорить с дорожными строителями и местными жителями. Им хотелось лично убедиться в готовности автотрассы к полноценной эксплуатации. В качестве средств передвижения выбрали исключительно автомобили российской сборки, в число которых вошли наша
отечественная «Лада–Приора», а также «Опель», «СангЙонг», «Фиат» и «Шкода».
Утром 25 сентября кортеж автомобилей торжественно выехал на главную площадь Хабаровска, где и был организован митинг, посвященный окончанию строительства автодороги «Амур». В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Полещук, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, директор Федерального агентства специального строительства генерал армии Николай Аброськин, глава Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, другие представители федеральных и региональных органов власти.
Начался митинг с оглашения поздравления Президента России Дмитрия Медведева.
Затем к микрофону вышел заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей Иванов, который подчеркнул, что дорога должна быть не только удобна, но и комфортна. С этой целью необходимо обеспечить безопасность движения водителей, своевременную медицинскую помощь, надежную и качественную связь на всем протяжении трассы. «Все необходимые поручения на этот счет правительством уже даны», – обнадежил он.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин со своей стороны пообещал, что отпуск строителей будет недолгим: «В бюджете страны на 2011 год выделены деньги для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Уссури». Вам предстоит еще очень много работы».
Директор Федерального агентства специального строительства генерал армии Николай Аброськин напомнил присутствующим, что из 2165 километров автомобильной дороги М–58 Чита–Хабаровск более 1000 построены именно военными строителями Спецстроя. Для ее возведения были приглашены лучшие специалисты, способные управлять современной техникой, использовать передовые технологии и строительные материалы.
И вот, наконец, долгожданное событие. С торжественным рапортом о завершении строительства федеральной автомобильной трассы «Амур» выступил директор ФГУ ДСД «Дальний Восток» Владимир Швецов: «От имени строителей, проектировщиков, всех рабочих, кто участвовал в строительстве, докладываю, что дорога Чита–Хабаровск на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие и полностью готова к эксплуатации!»
Вслед за тем на площади был открыт памятный знак, посвященный этому торжественному событию. Почетное право сделать это было поручено ветерану дорожной отрасли, кавалеру ордена Трудового Красного знамени Анатолию Литвиненко, студенту 4 курса Дальневосточного автодорожного института Игорю Соловьеву и ветерану строительной отрасли, кавалеру ордена Трудовой Славы III степени Сергею Куликову. На памятном знаке выбит символ «Нулевого километра». Он теперь наверняка станет важной достопримечательностью города, будет напоминать жителям и гостям Хабаровска о трудовом подвиге строителей, которые подарили им прекрасную дорогу.
Народная стройка
По оценке начальника отдела Контроля качества Федерального государственного учреждения «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Дальний Восток») Андрея Семенова, который, к слову, принимал участие в автопробеге, федеральная трасса «Амур» соответствует третьей технической категории. Это относится к качеству дорожного полотна, полосности, использованию металлических барьерных ограждений, дорожной разметке, выполнению других требований.
Большая протяженность трассы и сложные, порой экстремальные условия ее строительства диктовали особую специфику организации и проведения работ, строителям приходилось решать сложные технические задачи. Например, отдельные участки дороги проектировались индивидуально, поскольку располагались в различных ландшафтных и климатических зонах. Строителям приходилось работать в том числе и в условиях сплошной и островной мерзлоты. Только видов почв на всем протяжении «Амура» насчитывается несколько десятков, каждая из которых требует своего подхода. Например, на маревых (заболоченных) участках работа осуществлялись только зимой. На участках вечной мерзлоты приходилось разбивать работу на два этапа. Сначала осуществлялась отсыпка земляного полотна и дорожной одежды переходного типа, а через несколько месяцев, понаблюдав за поведением почв и устранив просадки, приступали к укладке асфальта. Кроме того, необходимо было раскрошить миллионы кубов скальных пород, провести большое количество буровзрывных работ.
Чтобы уложиться в жесткие сроки, дорожники активно внедряли новые научные разработки. Впервые в отечественном дорожном строительстве для устройства тоннелей, виадуков, укрепления берегов рек использовали произведенные по канадской технологии металлические гофрированные трубы большого диаметра (до 9 метров). Что интересно, по словам Анатолия Чабунина, данная технология была разработана именно в России сто лет назад. Однако, как это неоднократно бывало в нашей стране, она не нашла применения в родном Отечестве. А вот канадцы ее переняли, обеспечив широкое внедрение. Теперь именно они являются лидерами в этой области.
При строительстве трассы применялись также современные геотекстильные материалы: геосетки и георешетки для усиления слоев дорожной одежды, стабилизации откосов насыпей и выемок, капилляропрерывающие прослойки из нетканых текстильных рулонных материалов.
На строительстве автомагистрали «Амур» были задействованы огромные производственные мощности: более двадцати асфальтобетонных заводов общей мощностью свыше 3000 тонн в час, более полусотни дробильно–сортировочных комплексов. Масштабы работ поражают воображение. Только в 2010 году на трассе было уложено более 1,5 млн тонн асфальтобетонной смеси.
«Так сложилось, что на строительстве дороги наряду с местными жителями трудились люди со всех регионов России, так же, как в свое время это было на БАМе – уточнил министр транспорта, который в свое время лично участвовал в возведении Байкало–Амурской магистрали. – Сюда отмобилизовывали лучшие коллективы, имевшие успешный опыт работы в других регионах. Так что с полным основанием можно сказать, что дорогу делала вся страна. Автомагистраль «Амур» является поистине народной стройкой».
Трасса «на вырост»
Несмотря на хорошее качество дорожного полотна, движение здесь пока небольшое. По оценкам специалистов сегодня трафик на автотрассе составляет примерно 1000 машин в сутки. Притом, что расчетная интенсивность движения – более 3 тыс. автомобилей. Для сравнения можно сказать, что в подмосковном регионе по федеральным дорогам проезжает более 120 тыс. машин в сутки. Однако, несмотря на это, Игорь Левитин убежден, что в Сибири и на Дальнем Востоке необходимо и дальше наращивать дорожную сеть, а уже она подтянет к себе экономику.
«Есть известное выражение, что «Америка построена вдоль дорог». История доказала оправданность такого подхода, – делится мыслями министр транспорта РФ. – Мы же долгое время поступали наоборот. Сначала возводили дома, магазины, объекты соцкультбыта и только потом вспоминали, что, оказывается, дороги–то нет. А ее уже негде строить. Поэтому на трассе Чита–Хабаровск мы поступили иначе. Сначала построили качественную дорогу, после чего сказали руководителям регионов, местным предпринимателям – приходите, пользуйтесь, развивайтесь».
Это мнение разделяет и руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, считающий, что с геополитической точки зрения автотрасса «Амур» жизненно необходима России. Ввод в постоянную эксплуатацию дороги Чита–Хабаровск позволит значительно активизировать потенциал внутрирегионального сотрудничества, будет способствовать более активному развитию мелкого и среднего бизнеса.
Стоит отметить, что еще не отзвучали праздничные фанфары, а слова руководителей отрасли уже начали претворяться в жизнь. Об этом, в частности, рассказал журналистам губернатор Амурской области Олег Кожемяко. По его словам областным бюджетом будут выделены деньги в помощь предпринимателям, которые станут обустраивать инфраструктуру трассы – открывать придорожные кафе, гостиницы, автозаправки. Кроме того, в ближайшее время в регионе будут пущены междугородные и местные автобусные маршруты. «Раз дорога есть – она должна работать, приносить людям пользу», – высказал свою позицию Олег Кожемяко. Так что жизнь людей в этих удаленных уголках страны уже начала постепенно меняться к лучшему.
Вообще, четкая направленность на решение широкого спектра социальных проблем региона является главной особенностью федеральной дороги «Амур». Во–первых, это проявилось в отношении к самим строителям. Игорь Левитин подчеркнул, что хотя трасса Чита–Хабаровск в целом закончена, строители без работы не останутся. Печальный опыт БАМа, где десятки тысяч людей были фактически брошены на произвол судьбы, повторен не будет. Правительством уже принято решение на предстоящий год выделить более 10 млрд рублей на модернизацию тех участков дороги, что были построены в предыдущие десятилетия, а также ответвлений к расположенным вдоль трассы населенным пунктам. «Всего на решение этой задачи по нашим расчетам потребуется около пяти лет. И тогда «Амур» на всем протяжении будет в таком же прекрасном состоянии, как и вновь построенные участки», – сообщил министр.
Кроме того, компании возьмут на себя обслуживание дороги. Как рассказал исполнительный директор ЗАО «Асфальт» Роман Новиков, его компания уже подписала договор о принятии 366 километров автотрассы на содержание. Правда, радость оказалась не без горчинки. «Срок договора – всего один год, – сетует Роман. – Это очень мало. Как в такой ситуации планировать инвестиционную политику, если уже в следующем году тендер может выиграть другая компания и все финансовые вложения в приобретение техники, строительных материалов окажутся напрасными? Подобные договоры должны заключаться минимум на пять лет. Тогда компании–исполнители смогут осуществлять долгосрочное планирование своей деятельности и более ответственно относиться к выполнению взятых обязательств». Что ж, с такой позицией трудно не согласиться. Остается надеяться на законодателей.
С другой стороны, дорога внесла свой вклад и в решение проблемы занятости жителей региона. Тот же Роман Новиков рассказал, что в их компании все специалисты – жители Амурской области.
Хотелось бы от себя добавить, что условия для них были созданы очень хорошие, в чем журналисты и руководители отрасли могли лично убедиться в ходе прошедшего автопробега. Зарплаты тоже по местным меркам очень высокие – высококвалифицированные специалисты получают до 90 тыс. рублей в месяц. Работают вахтовым методом. Как рассказал Игорь Левитин, привлекались на строительство и студенческие отряды.
В благодарность строителям и в качестве высокой оценки их труда было принято решение увековечить память тех, кто трудился на дороге. Их именами теперь названы реки, сопки и мосты, расположенные по ходу трассы. И это справедливо. То, что они совершили, иначе как подвигом не назовешь.
Кроме того, в связи с завершением строительства автомобильной дороги более 250 человек были награждены памятной медалью «За строительство автодороги «Амур», Почетной грамотой и благодарностью Правительства РФ и Министерства транспорта РФ, нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России» и нагрудным знаком «Почетный дорожник».
Благодаря поистине титаническим усилиям этих людей страна получила важнейший участок общероссийской сети автодорог от Смоленска до Владивостока, а в мировом масштабе – глобального транспортного коридора Париж – Берлин – Варшава – Москва – Владивосток с выходом на азиатские страны. Обеспечив круглогодичный проезд через всю территорию с запада на восток, магистраль будет способствовать интегрированию страны в систему мировых транспортных коммуникаций, послужит защите экономических и политических интересов России на Дальнем Востоке.
Сергей СИНЮТИН,
обозреватель «ТР»