и комфортный проезд по ней.
Перспективы транспортно–логистического комплекса региона обсудил с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым министр транспорта РФ Игорь Левитин. На совещании в Калуге он отметил, что развитие промышленного кластера в области очень важно для России. Создание новых рабочих мест, увеличение объема перевозок являются для транспортников сигналом к тому, чтобы привести инфраструктуру в соответствие с растущими транспортными потоками. Прежде всего, это касается федеральной трассы М–3 «Украина».
Столь детально развитие транспортной инфраструктуры региона не обсуждалось давно. Оно и понятно: в последние годы экономика Калужской области демонстрирует стремительный рост, и это предъявляет новые требования к совершенствованию ее транспортно–логистической системы, сопутствующей сервисной инфраструктуры на всех видах транспорта.
Как рассказал на совещании губернатор области Анатолий Артамонов, с 2006 года в регионе построены 42 крупных промышленных предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, и созданы более 22 тысяч новых рабочих мест. Фактически с нуля формируются автомобилестроительный и фармацевтический кластеры. С 2005 по 2011 год валовой региональный продукт в абсолютных величинах вырос в 3,8 раза. А ежегодные темпы роста ВРП все последние годы не были ниже 10%. В прошлом году – более 20%.
Область вкладывает немалые инвестиции в развитие региональной транспортной инфраструктуры. Поставлена задача в следующем году завершить приведение в нормативное состояние 1200 км автодорог. Это даст возможность организовать устойчивое транспортное сообщение и более уверенно развивать экономику. Как отметил губернатор, при поддержке Минтранса России удалось реализовать многие проекты ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)». К примеру такие, как строительство нового мостового перехода через Оку в Калуге, реконструкция дамбы, что дало новые возможности для развития правобережной части областного центра. С использованием средств Инвестфонда РФ в прошлом году завершено строительство подъездной дороги к району массовой малоэтажной застройки в селе Воскресенское Ферзиковского района. В этом коттеджном поселке будут жить те, кто работает в индустриальном парке «Грабцево» и на заводе Volkswagen Group Rus.
В период кризиса федеральное финансирование положительно повлияло на загрузку регионального дорожно–строительного комплекса. У области есть собственная целевая долгосрочная программа его развития. В этом году из областного дорожного фонда на ремонтно–строительные работы будет выделено 2,8 млрд рублей, в следующем – 3,8 млрд, в 2014–м – 4 млрд. К каждому индустриальному парку построены новые автодороги, и их качество не вызывает нареканий партнеров. Что касается других дорог, продолжил Анатолий Артамонов, то ситуация там не такая благополучная. Большинство из них построены в 60–70–е годы прошлого века и рассчитаны на небольшую интенсивность движения. Сейчас нагрузка на них резко выросла, и стали возникать проблемы с грузоперевозками.
В первую очередь, это относится к федеральной автодороге М–3 «Украина», проходящей по территории области. От ее состояния напрямую зависит дальнейшее развитие региона. Заводы Volkswagen Group Rus, Peugeot–Citroen–Mitsubishi, Volvo отправляют по этой автомагистрали большое количество автопоездов, доставляют материалы, комплектующие. И на трассе образуются заторы. Более того, часть нагрузки принимают муниципальные дороги, отремонтированные за счет регионального бюджета. Цементовозы из Брянской области, грузовики со щебнем, железобетоном идут колоннами, приводя в негодность местную дорожную сеть. Все это требует интенсивной реконструкции трассы М–3. Целесообразно в первую очередь предусмотреть строительство дорог в обход Обнинска и Балабаново.
Точками транспортного неблагополучия стали места съездов с автомагистрали в сторону построенных промпредприятий. Там резко возросла аварийность, и, по мнению специалистов, нужно строить транспортные развязки. Одновременно надо оперативно готовить техусловия по устройству примыканий к трассе в местах пуска новых предприятий, особенно электрометаллургического комбината.
По территории области проходит федеральная автодорога А–101 Москва – Рославль – граница с Белоруссией, которая может быть использована в качестве альтернативы. Нагрузки на нее выросли вдвое, как только начались работы на трассах М–1 и М–3. Дорогу необходимо привести в нормативное состояние. Малоярославец, Медынь, Юхнов, через которые проходит А–101, оказались буквально «раздавлены» потоками транспорта. Поэтому, считают специалисты, необходимо строить обходы и этих городов.
Калужская область выступила инициатором создания современного межрегионального логистического комплекса, который может освободить Москву от грузовых транзитных потоков. Подобрано место для его размещения: на границе с Москвой, где сходятся автодороги М–3 «Украина», А–108 (Московское большое кольцо), железная дорога Москва – Киев и вблизи расположен аэродром Ермолино. Для будущего логистического центра уже выделен земельный участок, согласованы технологические и транспортные присоединения, в том числе с железной дорогой. Идея создания логистического комплекса продолжает обсуждаться на различных уровнях.
Важная составляющая транспортной системы области – река Ока. В настоящее время линия Калуга – Алексин обслуживает более 30 населенных пунктов, не имеющих альтернативного транспортного доступа, а также ряд промышленных предприятий региона. Например, турбины с калужского завода речным транспортом доставляются в Северодвинск. Для сохранения речного судоходства, расширения сети туристических маршрутов, развития хозяйственных связей с соседними регионами требуется проведение дноуглубительных работ.
Ключевым направлением является организация современного воздушного сообщения. Регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки на базе авиакомплекса «Грабцево», а также расширение использования аэродрома Ермолино позволят привлечь иностранных перевозчиков, дав толчок к формированию новых авиакомпаний в нашей стране.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что развитие промышленного кластера в Калужской области очень важно для России. Увеличение объема перевозок является для транспортников сигналом к тому, чтобы привести инфраструктуру в соответствие с растущими транспортными потоками. В первую очередь это касается федеральной трассы М–3. Кроме того, по словам министра, необходимо учитывать изменения границ Москвы и Московской области. Территория столицы теперь простирается до границы с Калужской областью, и участки двух федеральных трасс (М–3 и А–101) оказались в черте мегаполиса. Минтранс согласовал с мэрией Москвы план дальнейших действий по этим дорогам. Часть А–101 до границы с Калужской областью возьмет на обслуживание столица. А в зоне ответственности Госкомпании «Автодор», под чье управление с октября прошлого года перешла трасса М–3, будет находиться участок этой дороги, пролегающий по территории Большой Москвы.
О программе модернизации автодороги М–3 рассказал председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Проведенный экспресс–анализ позволил выработать план действий. В текущем году на содержание трассы будет выделено 206 млн рублей. Еще 109 млн составят субсидии в рамках комплексной программы обеспечения безопасности движения. Но это, так сказать, прелюдия к программе капитального ремонта и ремонта автомагистрали М–3, к которому компания приступает в этом году. Предполагаются ремонтные работы в направлении Брянска и регламентные работы на мостах и путепроводах. Этот комплексный проект стоимостью 4,6 млрд рублей будет реализован в 2012–2014 годы.
Кроме того, в следующем году начнется реализация проекта реконструкции участка трассы 172 – 194 км с последующим доведением его до платности. В первую очередь специалисты займутся ремонтом мостового перехода через реку Угру на 173 км дороги, так как его состояние требует оперативных действий дорожников. Разрабатываются проекты реконструкции и других участков трассы.
Стратегическое планирование работ по модернизации автомагистрали предполагает учет перспектив социально–экономического развития региона. Специалистам
Госкомпании «Автодор» необходимо знать, какими будут перспективный трафик, грузопотоки на трассе М–3. Такая информация, по словам Сергея Кельбаха, позволит «прорисовать концепцию дороги», учитывающую потребности области. В итоге это будет сбалансированный проект, реализация которого обеспечит безопасный и комфортный проезд по скоростной автодороге М–3 до границы с Украиной (518–й км).
Какие технологии могут быть использованы при реконструкции дороги? По словам генерального директора ФГУП «РосдорНИИ» Константина Могильного, приоритет может быть отдан технологии укрепления и стабилизации грунтов за счет повторного использования материалов, смешения их на месте ремонта. Для повышения качества работ специалисты этого института предлагают создавать так называемые логистические производственные терминалы битума, которые позволят аккумулировать этот материал в зимний период и доводить до необходимых требований на месте, вводя различные добавки.
Но трасса М–3, которой, кстати, уже полвека, построена в цементобетоне, напомнил Игорь Левитин. Специалистам необходимо хорошо подумать, каким образом лучше провести ее модернизацию. При эффективном использовании материалов существующей дороги можно сэкономить значительные финансовые ресурсы.
В ходе совещания также были рассмотрены вопросы совершенствования работы железнодорожного транспорта, прежде всего пригородного сообщения, доступности транспортной инфраструктуры и соответствия транспортных объектов требованиям безопасности. В целом министр положительно оценил представленные предложения по развитию транспортной инфраструктуры области. По всем вопросам специалисты пришли к согласованным решениям.
В рамках рабочей поездки Игорь Левитин посетил авто– и железнодорожный вокзалы Калуги, где ознакомился с решением вопросов безопасности на этих объектах. Он также побывал в диспетчерской службе слежения ГЛОНАСС ГУ «Школьный автобус», позволяющей вести эффективный контроль движения автотранспорта для перевозки детей. В автобусах есть тревожная кнопка, водитель имеет возможность в любой момент связаться с диспетчером. Автобусы укомплектованы специальными сидениями, ремнями безопасности. Большое внимание уделяется подбору кадров.
Опыт Калужской области, по мнению Игоря Левитина, может найти применение и в других российских регионах.
Сергей ОЗУН,
спецкор «ТР»
02.02.2012