Более двухсот пятидесяти лет назад наш гениальный соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов предрекал: «Россия силою, богатством будет прирастать – Севером, Сибирью». И сегодня мы с вами являемся свидетелями того, как его пророчество буквально на наших глазах претворяется в жизнь. Именно сегодня создается уникальная возможность для развития Сибири и Дальнего Востока. На прошедшем в сентябре 2012 года саммите АТЭС Президент России Владимир Путин подчеркнул, что «Азиатско–Тихоокеанский регион как макрорегион, несмотря на известные сложности в глобальной и мировой экономике, все последние 20 лет развивается самыми быстрыми темпами, наращивая финансовый, инвестиционный и научно–технологический потенциал».
Россия стала принимающей стороной двух крупнейших международных форумов. Председательство России и в АТЭС в сентябре 2012 года, и в 21–й сессии АТПФ (Азиатско–Тихоокеанского парламентского форума) – это уникальная возможность развития многостороннего сотрудничества в Азиатско–Тихоокеанском регионе по ряду ключевых направлений экономики Российской Федерации.
Сессия АТПФ прошла в соответствии с обновленным регламентом и в русле идейной направленности недавно принятой «Новой Токийской декларации». Принятие данной декларации показало, что государства – члены АТПФ готовы к успешному диалогу и принятию согласованных решений.
Главное направление деятельности АТПФ – сотрудничество, нацеленное на укрепление мира и стабильности в Азиатско–Тихоокеанском регионе. В настоящее время АТПФ объединяет 27 государств, в регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов, в том числе и природные ресурсы территорий российского Дальнего Востока.
За короткий срок Азиатско–Тихоокеанский регион превратился в регион с высокой и устойчивой динамикой экономического и социального развития, стал центром мировой экономической активности. И спрос на природные ресурсы и энергию в АТР будет только продолжать расти, что вызвано стремительной индустриализацией и урбанизацией региона.
Все мы стали свидетелями смещения центра мировой экономической активности с запада на восток. Страны Азии, включая Китай, Индию, Индонезию, Филиппины, Вьетнам и другие, становятся ключевой движущей силой развития мировой экономики. Уже сейчас страны Азии производят более 20% мирового ВВП. И при этом – стоит отметить – важнейшим источником экономического роста в странах Азии является промышленное производство, которое, в свою очередь, генерирует колоссальный спрос на природные ресурсы и энергию, а также продукты их переработки.
Россия является естественным и заинтересованным участником сообщества государств АТР, всех форм сотрудничества, существующих и развивающихся в этом регионе. Наша страна, безусловно, заинтересована в активном выходе на рынки стран АТР, в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока. Доступность энергии и значительные запасы природных ресурсов делают потенциал Сибири важным фактором экономического роста не только в России, но и в регионе в целом.
На сегодняшний день мы готовы выступать не только в качестве поставщика природных ресурсов и энергоносителей, но и в качестве инвестора. У Российской Федерации имеются все основания для развития таких отношений в Азиатско–Тихоокеанском регионе, а уже ведущиеся проекты по обеспечению трансграничной инфраструктуры и логистики позволят значительно увеличить товарооборот между Россией и Китаем.
Растущие потребности Азии в ресурсах – возможность для комплексного развития Востока России. На долю Восточной Сибири и Дальнего Востока приходится огромная часть полезных ископаемых России и гидроэнергетических ресурсов, и потенциал их использования огромен. Географическое расположение Восточной Сибири в непосредственной близости от наиболее перспективных рынков потребления, стран АТР, и в особенности Китая, делает регион естественным связующим звеном между РФ и КНР. С точки зрения возможных сроков доставки экспортной продукции в Китай Восточная Сибирь не имеет конкурентов.
С развитием промышленного производства страны АТР становятся все более заинтересованными в использовании российских ресурсов и проявляют определенный интерес к российским транспортным коридорам – Транссибу и Северному морскому пути. Причем в долгосрочной перспективе эта ситуация сохранится. Как отметил Президент России Владимир Путин, – «по темпам роста развивающиеся рынки в ближайшие два десятилетия будут значительно опережать традиционно развитые экономики мира – это для всех уже является фактом».
В сложившихся внешнеэкономических условиях модернизация экономики Сибири и Дальнего Востока, и в первую очередь – их транспортной инфраструктуры, должна стать новым локомотивом роста экономики России в целом. Речь идет ни много ни мало об исторической ответственности за достойное развитие всего нашего Дальнего Востока. На современном этапе также стоит задача создания условий для обеспечения перехода и энергетической отрасли на инновационный путь развития.
Однако на сегодняшний момент существуют проблемы недостаточной развитости транспортной системы Сибири и Дальнего Востока и недопустимо слабого покрытия территории сетью железных и автомобильных дорог – фактически только на юге: в Приамурье, Приморье и на Сахалине. Для сравнения:
– протяженность автомобильных дорог на Дальнем Востоке составляет 37 тысяч км, тогда как в Китае – 4 миллиона км;
– протяженность железных дорог на Дальнем Востоке – 8400 км, в Китае – 91 200 км;
– грузооборот морских портов на Дальнем Востоке составляет 125 миллионов тонн, в Китае – 5 миллиардов 600 миллионов тонн;
– пассажиропоток аэропортов Дальневосточного федерального округа – 3 миллиона человек, в Китае – 268 миллионов человек.
К тому же основная часть экономической активности в регионе сосредоточена в пределах узкого «коридора» – вокруг Транссиба, что препятствует интеграции транспортной системы России в международную транспортную систему Азиатско–Тихоокеанского региона. Неразвитость транспортной и энергетической инфраструктур Сибири и Дальнего Востока является сдерживающим фактором, препятствующим активному вложению инвестиций в эти территории.
Непреложной данностью является то обстоятельство, что самый короткий путь из Европы в Азию – через Россию. Сейчас от Владивостока до Бреста контейнер доходит за 15 дней. К 2015 году этот срок должен уменьшиться до 7 дней. Морской путь контейнеров по Северному морскому пути занимает 20 дней. Через Суэцкий канал – 33 дня, кроме того, канал уже исчерпал свою пропускную способность. Тем не менее сейчас через Суэцкий канал перевозится свыше 99% грузов, а через Транссиб – менее 1%.
В целях развития парка воздушных судов для региональных и местных перевозок важным является принятие и утверждение «дорожных карт» развития региональных авиаперевозок, социальных транспортных стандартов, определяющих доступность воздушного транспорта, применительно к каждому субъекту Российской Федерации.
Огромное значение для ускоренного развития инфраструктурных проектов мог бы иметь новый подход к стандартам и качеству строительства. Параллельно следует провести тотальную инвентаризацию технологий, применяемых в строительстве, и законодательно запретить использование давно отживших свой век практик и материалов.
На 21–й сессии АТПФ Российская Федерация представила крупнейшие инвестиционные проекты развития секторов экономики со всей Сибири и Дальнего Востока, часть из которых была представлена в ходе прошедшего в сентябре саммита АТЭС. Среди проектов – развитие нефтегазового, автомобильного, судостроительного секторов. Сегодня восточные регионы меняют инвестиционную политику с целью привлечения средств и стимулирования социально–экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Развитие инфраструктуры предоставляет широкие возможности для международных инвесторов. Многие российские компании заинтересованы в сотрудничестве с иностранными инвесторами. Основные потенциальные партнеры для российских компаний – это Китай, Южная Корея и Япония.
Лейтмотивом работы АТПФ, на мой взгляд, являются слова, прозвучавшие на прошедшем саммите АТЭС: «Сейчас жизненно важно наводить мосты между различными регионами мира».
Андрей МОЛЧАНОВ,
председатель Комитета СФ
по экономической политике
31.01.2013