Нынешнему – потому что первый железнодорожный вокзал в Екатеринбурге был построен еще в 1878 году, при прокладке Горнозаводской железной дороги – первой магистрали Урала, соединившей Пермь и Екатеринбург.
А сегодняшний вокзал, построенный в модном тогда стиле модерн, начал работу 1 июня 1914 года.
С тех пор он не раз реставрировался, перестраивался, расширялся, пока не приобрел сегодняшний вид. Сейчас вокзал Екатеринбурга входит в число крупнейших на сети российских железных дорог, он самый большой в Уральском регионе – его площадь 20 тыс. кв. м. Весь вокзальный комплекс может одновременно вместить более 5 тыс. человек и ежесуточно обслуживать до 50 тыс. пассажиров на семи направлениях.
– В год через наш вокзал проходят около 5,5 млн пассажиров в дальнем и пригородном сообщении, – рассказывает начальник вокзала Екатеринбург Алексей Тарасов. – Это сравнимо с московскими вокзалами, по пассажиропотоку мы занимаем третье место, сразу после Ярославского и Московского в Санкт–Петербурге. Пассажиропоток продолжает расти, поэтому все более актуальным для нас становится вопрос увеличения пропускной способности вокзала. Сделать это можно только путем серьезной реконструкции. Кроме того, в ее ходе необходимо решить задачу разделения пассажиропотока. По сути, создать из вокзала транспортно–пересадочный узел, чтобы екатеринбуржцы и гости города без труда могли попасть и на пассажирские и пригородные поезда, и на междугородные автобусы и метро, и на другие виды городского транспорта.
В декабре прошлого года ОАО «РЖД» в лице начальника Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал ОАО «РЖД») Сергея Абрамова и Свердловская область в лице губернатора Евгения Кувайшева заключили cоглашение о реализации проекта создания транспортно–пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала станции Екатеринбург–Пассажирский с развитием общественно–деловой функции. Документ определил порядок взаимодействия сторон, согласно которому финансирование строительства ТПУ будет осуществляться через специальную проектную компанию (СПК). Учредителем СПК со стороны ОАО «РЖД» выступит проектный офис Дирекции железнодорожных вокзалов – ОАО «РЖД – Развитие вокзалов». Стороны договорились, что доли Свердловской области (или уполномоченного Свердловской областью юридического лица) и ОАО «РЖД – Развитие вокзалов» в СПК составят по 50%.
Сейчас идет работа в рамках организации этого транспортно–пересадочного узла, передают площади, где он будет создаваться.
В стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» до 2030 года прописано, что сюда будет проложена и высокоскоростная магистраль Москва – Казань – Нижний Новгород – Екатеринбург. Запланировано строительство еще двух платформ для приема новых поездов. А пристройка, которая была возведена в 1995 году, будет реконструирована под общую стилистику вокзала и отдана именно пассажирам высокоскоростных поездов. Центральная часть останется для пассажиров дальних поездов, правее будет построен вокзал для пассажиров пригородных поездов. Первые четыре платформы будут принимать и отправлять электрички, платформы с 4–й по 8–ю – дальние поезда, а 9–я и 10–я – высокоскоростные экспрессы.
…В многочисленных журналистских командировках приходилось видеть немало вокзалов. Какие–то из них поражали архитектурным великолепием, другие – технической оснащенностью, третьи – продуманной системой работы с пассажирами. Екатеринбургский вокзал до недавнего времени запоминался лишь как место, которое хочется поскорее покинуть: грязно, холодно, сумрачно, неуютно…
Признаюсь, давно не бывал здесь – как–то не тянуло… А когда на днях снова пришел на екатеринбургский вокзал, был приятно удивлен: все, что вызывало прежде отторжение, осталось в прошлом. Чувствуется: на вокзале появился настоящий хозяин, твердой рукой наводящий здесь порядок.
Алексей Тарасов назначен начальником вокзала Екатеринбург сравнительно недавно. До этого занимал руководящие должности на Тюменском вокзале, где, как он признается, его и научили работать.
– А когда пришел сюда, первое, на что нельзя было не обратить внимание, – грязь и холод на вокзале, – вспоминает недавнее прошлое Алексей Тарасов. – С этого и начали – с наведения элементарного порядка. Поменяли приоритеты, расстались с некоторыми партнерами, наладили систему работы. Сегодня хожу по вокзалу и радуюсь. Конечно, проблем еще немало, но, как вы сами убедились, перемены заметны…
Мы исходили из того, что для пассажира вокзал – хоть и временный, но дом. И он должен чувствовать себя здесь в привычной, располагающей к отдыху обстановке, получать многое из того, к чему привык и без чего не представляет себе свою жизнь. Взять тот же Интернет. Мы запустили Wi–Fi на всем вокзале, чтобы любой желающий мог воспользоваться услугами бесплатного Интернета. Бесплатный доступ к нему могут получить все пользователи электронных устройств, оборудованных модулем Wi–Fi–доступа. Авторизация при подключении может производиться одним из двух способов. Для этого следует выбрать один из двух вариантов: «Гость» или «Абонент». В первом случае потребуется указать свой номер телефона, на который придет SMS–сообщение с кодом доступа. Во втором – также потребуется ввести номер телефона, на который подключена услуга доступа и номер заключенного договора. Скорость доступа предоставляется максимальной. В любом случае пользователь сети сможет посетить страницы онлайн–сервисов РЖД или путешествовать по просторам Интернета.
Сегодня без этого трудно прожить, это становится для многих острой потребностью. Это очень удобно. Прохожу по залам – люди сидят в Интернете, в «Скайпе», читают электронные книги.
Мы перенесли кассы с первого на третий этаж, потому что прежнее помещение не соответствовало требованиям транспортной безопасности. Чтобы было удобно пассажирам с ограниченными возможностями с большим багажом подниматься на третий этаж, налаживаем работу лифтов. Новый зал в пять раз больше, людям здесь стало удобнее. Планируем организовать обслуживание с использованием оборудования электронной очереди. Уже есть проект, есть представление о том, как она будет работать, какие принесет плюсы – вплоть до того, что пассажиру может прийти на сотовый телефон SMS–сообщение, что его очередь подходит; сейчас занимаемся как раз поиском источников финансирования. Такой системы нет ни на одном вокзале России. Мы отработаем с ней у себя, а потом планируем распространять и на другие вокзалы дороги. Приходится внедрять ее как социальный проект: каких–то заметных доходов она не принесет, но пассажирам будет удобнее.
Комнаты отдыха на вокзале постоянно заняты. Конечно, до пятизвездочного отеля им далеко, но многим это и не требуется. Переночевать, отдохнуть, привести себя в порядок – и ехать дальше.
Количество работающих на вокзале в последнее время заметно уменьшается – многие услуги переданы на аутсорсинг. У меня очень жесткие требования к службе охраны. Вокзалы, к сожалению, нередко становятся объектами интереса террористов. Поэтому на этой стороне нашей деятельности экономить не приходится. И на вокзале стало значительно спокойнее. Доступ бомжам и криминальным личностям сюда закрыт. По сравнению с тем, что было в прошлые годы, перемены разительны. В планах – усиление режима доступа в здания вокзала пассажиров и других граждан. Речь идет о том, чтобы сделать так, как организована эта работа в аэропортах: сплошная ограда, теплые досмотровые павильоны, интроскопы, камеры видео-
наблюдения и т. д. Да, многим придется приезжать на вокзал пораньше. Но все это делается в интересах пассажиров. Все–таки безопасность – главный приоритет на транспорте.
Пассажирам предлагается многое, и порой не всегда и не сразу эти новшества начинают пользоваться популярностью. Увы, люди не привыкли к такому уровню сервиса, такому к ним отношению. Но мы считаем, что все это со временем будет востребовано.
Если кратко обозначить особенность именно вокзала Екатеринбурга, то сделать это будет нетрудно. Вокзал постоянно развивается. И что особенно важно – эту динамику нельзя не заметить. В последнее время это стало делать и проще, и интереснее. Коллектив сотрудников вокзала сильно помолодел. Только за последнее время сюда пришли работать дежурными по залам, инженерами около 20 выпускников Уральского университета путей сообщения и других вузов. Молодым сотрудникам сразу делается «прививка корпоративной культуры». Им доходчиво объясняют, что хозяин на вокзале – пассажир. И он должен чувствовать здесь себя уютно, насколько это возможно. А зависит это от каждого сотрудника вокзала.
...Когда–то у свердловской рок–группы (тогда еще – в 1984 году – свердловской!) «Наутилус Помпилиус» была популярна песня «Поезд жизни», в которой есть такие строки: «Мир нарочно устроен таким. Он не так уж и плох, но похож на вокзал, где мы вечно то ждем, то спешим».
Да, мир похож на вокзал. Но и вокзал похож на мир. Во всяком случае, работники вокзала Екатеринбурга стремятся к тому, чтобы оба эти сравнения были оправданными, а впечатления от того и другого – приятными.
Евгений УШЕНИН,
собкор «ТР»
Екатеринбург
6.11.2014