Сотрудники Всероссийского центра исследований общественного мнения вынесли на суд общественности результаты опроса, касающегося отмены электричек в ряде регионов Российской Федерации. Дело в том, что в этом году, возможно, будет поставлен неутешительный рекорд по количеству отмененных поездов пригородного железнодорожного транспорта. Так, в Ставропольском крае запланированы к отмене 40 пар поездов, в Белгородской области – 23, в Калининградской и Липецкой областях – по 29 пар. В масштабах страны цифра грозит перевалить за три сотни.
Для изучения общественного мнения были выбраны регионы с высокой и низкой долей отмененных и запланированных к отмене электричек.
Как показало исследование, в случае отмены пригородных электричек по необходимому маршруту полностью откажутся от поездки 15% пассажиров. Среди таковых более четверти – пенсионеры (27%). Каждый пятый респондент в этой ситуации готов воспользоваться личным автомобилем (как правило, это пассажиры в возрасте 25–44 лет). 60% пассажиров совершили бы поездку на пригородных автобусах, этот вариант наиболее распространен среди молодежи в возрасте от 18 до 25 лет.
В ходе опроса сотрудники выяснили, что пассажиры наиболее высоко оценили безопасность электричек в пути (в сумме 83% «хорошо» и «скорее хорошо») и общее состояние вагонов (82%). Претензии чаще всего высказывались по поводу регулярности движения и продуманности расписания – около половины отзывов негативные (46% и 45% соответственно).
Отмечая необходимые изменения в работе пригородных электричек в регионе, пассажиры прежде всего указали на повышение объемов пригородного сообщения: почти половина опрошенных выступает за увеличение частоты движения электричек (49%), а 43% указали на введение дополнительных маршрутов. Примечательно, что в регионах с высокой долей отмен электричек востребованность введения дополнительных маршрутов выше, чем в остальных. Этот пункт более склонны отмечать пассажиры, проживающие вне столицы области или края: здесь 52% жителей считают необходимым введение дополнительных маршрутов. 46% респондентов в качестве пожеланий отметили снижение стоимости проезда. Каждый пятый указал ускорение движения поездов за счет развития инфраструктуры.
По словам руководителя отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ
Кирилла Родина, 65% опрошенных заявили, «что они готовы участвовать активным образом в решении данных вопросов. Так, 38% пассажиров готовы участвовать в сборе подписей, 27% – подписать электронную петицию в Интернете, а 14% выразили готовность обратиться с жалобой к представителям власти напрямую. Если люди начнут самоорганизовываться, они начнут самоорганизовываться с вилами. Чтобы этого не произошло, должен появиться медиатор – участник, который сможет их объединить и наладить дискуссию между участниками процесса».
Максимально возражают про-
тив сокращения перевозок в Ставрополье и Белгородской области – 90% и 87% соответственно. Кроме того, есть целые населенные пункты, привязанные к электричкам, где в случае отказа от местного сообщения взрослые рискуют лишиться работы, а дети возможности посещать школы.
В качестве участников процесса выступают не только пассажиры, но и компании–перевозчики и региональные власти. Между последними отношения не всегда складываются конструктивно и переходят нередко в плоскость взаимных обвинений. Так, существуют разногласия между правительством Ставропольского края и компанией–перевозчиком. По состоянию на начало февраля в крае функционировали 44 поезда. Сейчас их количество сократилось почти вдвое – на маршруты выходят всего лишь 23 электрички. Выросла и цена на проезд с 13 до 18 руб. Вину за такое положение дел заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Андрей Лазуткин пытался частично переложить на акционерное общество «Северо–Кавказская ППК». Причем эта попытка не единственная.
Как следует из информации, размещенной на сайте общественно–политической газеты «Пятигорская правда», «представители ростовской компании обещают вернуть прежнее расписание электричек только в том случае, если Правительство Ставропольского края компенсирует ей экономические издержки в размере 268 млн рублей. Но такой возможности в бюджете региона нет – он в этом году дефицитный и в большей степени сориентирован на здравоохранение, образование и сельское хозяйство. Причем в основном затраты этой компании, как она сама представляет в региональную тарифную комиссию, состоят на 80% из арендной платы РЖД».
Впрочем, подобные разногласия между правительством Ставропольского края и перевозчиком далеко не новы – они тянутся с 2008 года. Стороны неоднократно обращались с призывами сесть за стол переговоров. Геннадий Ягубов, глава комитета краевой думы по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ, проводя совещание в феврале этого года, на котором присутствовал и руководитель Северо–Кавказской ППК Андрей Лесниченко, резюмировал, что «устраняться от диалога нельзя: железная дорога – залог стабильности и привлечения отдыхающих. Надо договариваться». Но стороны не договорились. Андрей Лазуткин назвал ситуацию непрозрачной.
Генеральный директор ОАО «Северо–Кавказская ППК» Андрей Лесниченко отреагировал следующим образом. Он заявил, что «идет активная работа с региональной службой по тарифам, рассматриваются три варианта по объему и три варианта по внесению денег в бюджет». Он выразил надежду, что будет принято решение, которое отчасти будет удовлетворять и компанию–перевозчика в том числе.
А возвращаясь к «непрозрачности» тарифов, начальник по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер отметил, что методика расчетов тарифов одинакова для всех, и правительства других регионов не усмотрели в них «непрозрачности». Пакет документов был разослан во все регионы еще в декабре прошлого года, и по ним работают, причем работают вполне конструктивно. В качестве примера можно привести сотрудничество властей Сибирского федерального округа и компаний–перевозчиков, где тоже проблем немало, но они решаются путем переговоров и не в ущерб пассажирам.
Впрочем, такой пример не единственный. В Мордовии сохранены все курсирующие пригородные поезда, все льготные тарифы на услуги железнодорожной инфраструктуры, и, таким образом, жители региона обеспечены пригородным железнодорожным транспортом в полном объеме.
Продолжая свое выступление, Максим Шнейдер подчеркнул, что пригородный железнодорожный транспорт достигает 40% от общего пригородного пассажиропотока в регионах страны. При этом субъекты РФ закладывают на содержание этого вида транспорта менее 1% от расходов региона на транспорт и дорожное хозяйство в целом. 41 из 73 субъектов РФ компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе 5 регионов компенсаций на 2014 год не предусмотрели вообще. Пригородные компании больше не могут работать без финансирования.
«Уменьшается количество поездов. Всегда есть люди, которые не могут уехать, когда им этого хотелось бы. Сейчас, в этой ситуации с пригородными компаниями, мы как акцио-
неры будем рекомендовать проводить уточняющие обследования с тем, чтобы даже если остались 3–4 пары поездов, немножко сдвинуть их по расписанию. Чтобы это было более удобно для пассажиров», – отметил Максим Шнейдер.
Презентовать свои результаты ВЦИОМ решил неслучайно: транспортная мобильность населения, да и само транспортное сообщение, как неоднократно подчеркивалось с разных трибун, – социально значимые вопросы. Отмену пригородных электричек в таком объеме эксперты считают «потенциально взрывоопасной». Население недовольно сокращением количества электричек, а это – предпосылка весьма настораживающая. Остается надеяться, что заинтересованные структуры примут информацию, полученную в ходе исследований, к размышлению.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
26.06.2014