в Совете Федерации.
Сегодня этот субъект РФ представляет яркий пример динамично развивающейся экономики. Занимая уникальное географическое положение, Ленинградская область имеет выход к Балтийскому морю, а наличие практически всех видов транспорта, близость к Западной Европе, активное развитие портов и логистических комплексов позволяют этому субъекту РФ оставаться одним из крупнейших транспортных центров Северо–Западной части России и важным звеном не только общероссийской, но и мировой транспортной системы.
Приветствуя представителей региона, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что Ленинградская область демонстрирует хорошие показатели в финансовой сфере, регион вошел в число немногих субъектов Российской Федерации, где не потребовалось принятие программы секвестра областного бюджета. «Это хороший пример того, как нужно бороться с кризисом, санкциями, снижением цен на сырье», – заметила Валентина Матвиенко.
Немаловажно и то, что Ленинградская область входит в число наиболее инвестиционно привлекательных регионов России, где объем иностранных вложений увеличился за десять лет более чем в восемь раз: «Только в прошлом году на территории региона начата реализация 73 новых инвестиционных проектов с объемами вложений от 50 млн до 5,5 млрд руб.».
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 235,4 млрд руб., в январе – июне 2014 года – 64,9 млрд руб. Сегодня Ленинградская область занимает второе место в СЗФО по объему привлеченных инвестиций, на ее территории действует более 350 инвестиционных площадок.
В области разработана инвестиционная стратегия, направленная на улучшение инвестиционного климата и имиджа области, формирование условий для роста объемов российских и иностранных инвестиций в экономику региона и ее инновационное развитие, увеличение числа инвесторов и повышение эффективности их вложений. Региональный закон предусматривает налоговые льготы для инвесторов. На базе Агентства экономического развития Ленинградской области в 2013 году создан фронт–офис, где инвестор получает помощь на всех этапах реализации проекта – от поиска участка для размещения производства до выхода предприятия на проектную мощность.
В области активно внедряются механизмы, призванные упростить жизнь инвестиционного сообщества, например, сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна», что способствует созданию максимально комфортных условий для ведения бизнеса. Сюда можно отнести и упрощенную процедуру получения налоговых преференций, и наличие готовых индустриальных парков и кластеров.
В стадии реализации находятся такие крупные инвестиционные проекты, как строительство комплекса наливных грузов, терминала по перевалке минеральных удобрений, контейнерного терминала, нового судостроительного завода по производству судов технического флота, продолжение реализации масштабного проекта по комплексному развитию морского торгового порта Усть–Луга и прилегающих территорий и др.
Одним из ключевых механизмов достижения высоких темпов экономического роста становится кластерная политика. Именно кластерный подход способен повысить конкурентоспособность экономики региона за счет активного внедрения инноваций и технологического процесса. В настоящее время в Ленинградской области сформированы или находятся в стадии формирования более десяти кластеров, связанных, в частности, с судо– и автомобилестроением, транспортно–логистическими услугами.
Оправданность такого подхода подтверждается тем, что Ленинградская область по праву становится одним из центров автомобилестроения в России. Формирование кластера автомобилестроения и производства автокомпонентов является одним из приоритетных направлений стратегии развития экономики.
В настоящее время в регионе действуют восемь автосборочных предприятий. Расширение автосборки вызвало быстрый рост производства комплектующих. На сегодняшний день в Ленинградской области и Санкт–Петербурге работают более 20 компаний–производителей автокомплектующих, среди которых как филиалы крупнейших мировых производителей, так и местные компании.
Размещение производства автокомпонентов в регионе обусловлено рядом объективных преимуществ. Ключевой фактор – удобная логистика поставок автокомпонентов для автосборочных производств, сопоставимая по удаленности с аналогичными предприятиями в Европе.
Основным принципом автомобильного кластера является формирование «потока» кооперационных проектов для всех автопромышленных компаний региона в рамках кластера. В частности, рассматривается вопрос о создании на территории Ленинградской области Испытательного центра коллективного пользования для тестирования автокомпонентов, так как содержание и использование подобного центра для нужд одной компании экономически не выгодно, в первую очередь по причине невозможности обеспечения достаточной загрузки.
Временно исполняющий обязанности губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко обратился к сенаторам с предложением поддержать несколько законодательных новелл, инициированных правительством Ленинградской области и Законодательным собранием. В частности, обратиться к Правительству РФ с просьбой рассмотреть вопрос нормативного закрепления на период до 2035 года грузовой базы по генеральным грузам за организациями судостроительной промышленности РФ, чьи суда зарегистрированы в Российском международном реестре судов, построены на отечественных судостроительных верфях и имеют право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Законодательное собрание Ленинградской области, в частности, готово направить в Госдуму предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость для субподрядных организаций, осуществляющих строительство судов и морской техники в целях выполнения заказа генерального подрядчика.
Обсуждались также меры господдержки промышленности и промышленной инфраструктуры на региональном уровне.
По словам вице–губернатора Ленинградской области – председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрия Ялова, многие промышленные предприятия столкнулись с рядом системных проблем, обусловленных макроэкономическими факторами, – дефицитом оборотных средств, дорогими кредитами, отрицательной курсовой разницей, снижением спроса. Учитывая экономическую специализацию региона и наличие ключевых компетенций в таких отраслях, как транспортное машиностроение, судостроение, атомная энергетика, производство электронного и оптического оборудования, химическое и целлюлозно–бумажное производство, на региональном уровне принят ряд неотложных мер.
«На 400 млн руб. увеличена программа госгарантий – в сумме она составила более 1,5 млрд руб. Преимущественное право при получении госгарантий предоставлено региональным системообразующим предприятиям», – пояснил Дмитрий Ялов.
По итогам обсуждений Совет Федерации принял Постановление о государственной поддержке социально–экономического развития Ленинградской области.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
9.07.2015