доступность транспортных услуг.
Экспертный совет по туризму Комитета СФ по социальной политике обсудил вопрос доступности транспортных услуг на воздушном, железнодорожном и внутреннем водном транспорте в целях развития внутреннего туризма в стране. Заседание провел заместитель председателя комитета Игорь Чернышев.
В мероприятии приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, органов управления по туризму субъектов РФ, общественных организаций, турбизнеса, авиакомпаний.
Надо сказать, что одной из целей актуализированной Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Транспортная политика в этой сфере нацелена на повышение мобильности населения за счет приоритетного развития всех видов транспорта общего пользования; развитие скоростного транспорта и как следствие – расширение радиуса социально–экономической активности вокруг городских агломераций; создание рынка конкурентоспособных, доступных и качественных пассажирских перевозок, включая социально значимые.
Директор Департамента программ развития Министерства транспорта РФ Алексей Семенов, в частности, отметил, что Минтранс России подготовил проект постановления Правительства РФ «Об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации», устанавливающего перенос на более поздний срок – 1 января 2017 года требование о необходимости использования при организованной перевозке групп детей автобусов, имеющих срок службы не более 10 лет, соответствующих техническим требованиям к перевозке пассажиров и оснащенных тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Учитывая сложное финансовое положение транспортных организаций и наличие большой доли автобусов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, эта мера поможет обеспечить транспортное обслуживание детских учреждений.
Заместитель директора департамента продаж ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Александр Хильченко напомнил, что в рамках обеспечения доступности транспортных услуг компания реализует обширную программу единых плоских тарифов, которая не подпадает ни под одну программу субсидирования перевозок.
Программа единых тарифов на собственные рейсы в города Дальнего Востока, Калининград и Крым была запущена Аэрофлотом до конца 2015 года в соответствии со стратегическим курсом компании на повышение мобильности россиян и улучшение транспортной доступности регионов страны.
Например, стоимость перелета рейсами Аэрофлота в экономическом классе по маршруту Москва – Симферополь – Москва составляет 7500 руб. туда–обратно, 4500 руб. в одну сторону. Такой же тариф действует и на направлении в Калининград.
Эта программа имеет особое значение для населения Дальнего Востока, для которого тема транспортного сообщения с европейской частью России всегда была актуальна, а в период летних отпусков приобретает особую значимость. Программа, в частности, позволяет комбинировать низкие тарифы, действующие как на дальневосточных, так и на крымском маршрутах, которые стыкуются в Москве. Таким образом, у жителей Дальнего Востока появляется возможность совершить по доступной цене путешествие на курорты Крыма с пересадкой в Москве.
Со 2 апреля Аэрофлот ввел на собственные рейсы в ряд городов Дальнего Востока единый тариф в размере 18 000 руб. в оба конца, 11 000 руб. в одну сторону. Это предложение нашло у жителей региона активный отклик, привело к резкому притоку пассажиров и повышению загрузки воздушных судов.
В связи с ростом окупаемости рейсов на Дальний Восток ведущая российская авиакомпания сочла возможным пойти на дальнейшие снижения единого тарифа.
С 18 апреля стоимость перелета экономическим классом ОАО «Аэрофлот» по маршруту Москва – Южно–Сахалинск – Москва составляет 12 500 руб. туда–обратно, 7500 руб. в одну сторону с учетом такс и сборов. Тариф на рейсы Москва – Хабаровск – Москва составляет соответственно 14 500 и 9000 руб. Период продажи перевозок – до 30 апреля 2015 года. Период перевозки – до 31 мая 2015 года.
Дополнительно к этому открыта продажа субсидированных перевозок из Екатеринбурга, Казани, Минеральных Вод, Краснодара, Новосибирска, Перми, Ростова, Тюмени, Уфы и Челябинска в Симферополь, где уровень тарифа варьируется от 5 до 7,5 тыс. руб.
Заместитель начальника департамента управления бизнес–блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Александр Ротанов отметил, что в 2014 году в поездах дальнего следования были перевезены в организованных группах 1 млн 803 тыс. человек, в том числе 660 тыс. детей. Вместе с тем в самый разгар школьных каникул – с
1 июня по 31 августа – скидки для школьников отсутствуют.
Генеральный директор «РЖД ТУР» Сергей Ильягуев предложил проработать вопрос введения в нормативную базу понятий «туристская перевозка» и «туристский поезд» с последующим выводом перевозок в туристских поездах в дерегулированный сегмент рынка и формированием соответствующего механизма субсидирования туристских перевозок.
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев заявил, что субсидирование авиаперевозок чрезвычайно актуально, на его взгляд, все имеющиеся программы показали свою эффективность и востребованность. Как подтвердила практика, эта мера выгодна как для авиаперевозчиков, так и для пассажиров.
Сергей Корнеев напомнил: когда принималось решение о введении в действие программ субсидирования, одним из посылов было то, что жители Дальнего Востока, особенно молодежь, никогда не выезжали в центральные регионы, не были в Москве и Санкт–Петербурге. Но справедливо также и то, что подавляющее большинство жителей европейской части страны никогда не были, скажем, на Камчатке или на Сахалине, они абсолютно не знакомы с тем, что могут предложить в сфере туризма Дальний Восток, Крайний Север или Сибирь. Может быть, пора рассмотреть вопрос субсидирования
авиаперевозок и для жителей европейской части страны? Возможно ли этот опыт перенести на железнодорожные пассажирские перевозки? Стоит задуматься и над тем, что портовые сборы в России для международных круизных судов одни из самых высоких.
В Минвостокразвития России, в частности, считают, что необходимо рассмотреть вопрос увеличения объема предоставления субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозки в дальневосточном регионе, перечня субсидируемых маршрутов и календарных сроков их действия, а также категорий граждан, которые могут воспользоваться билетами по сниженным тарифам. Целесообразно рассмотреть и вопрос привлечения на дальневосточный рынок авиаперевозок авиакомпаний–лоукостеров и создания системы аэропассов (аirpass), позволяющей осуществлять перелеты по фиксированным минимальным ценам.
Система аэропассов рассчитана на привлечение иностранных туристов, отмечают в ведомстве. Смысл ее заключается в том, что иностранный турист, прибывающий в международный аэропорт Дальнего Востока (Петропавловск–Камчатский, Владивосток, Хабаровск), имеет возможность приобрести аэропасс по Дальнему Востоку с фиксированной минимальной ценой при условии, что он возвращается в начальный пункт прибытия и в дальнейшем вылетает за пределы России, пользуясь услугами той авиакомпании, самолетом которой он прилетел в страну. При этом цена аэропасса будет зависеть только от количества перелетов, а не от пунктов посещения. Туристы же сами смогут выбирать, сколько и какие места в течение одного путешествия по Дальнему Востоку они хотели бы посетить по вполне доступным ценам.
Если говорить о внутреннем водном транспорте, то ежегодно по внутренним водным путям перевозятся более 13 млн пассажиров, из них по туристским и экскурсионно–прогулочным – около 2,5 млн человек.
Среди факторов, ограничивающих развитие туризма на ВВП, эксперты отмечают наличие так называемых лимитирующих участков, причем аномальная маловодность рек Волжско–Камского и Донского бассейнов может продлиться до 2030 года.
Еще одной застарелой проблемой речной отрасли является высокий средний возраст судов при низких темпах обновления. В настоящее время на учете состоят 1397 единиц пассажирского флота, средний возраст которых 34 года, а возраст туристических судов еще выше – более 40 лет.
В целом участники заседания сошлись во мнении, что главный сдерживающий фактор развития внутреннего туризма – дорогостоящие перевозки. Государственное субсидирование перевозок всеми видами транспорта парламентарии считают одним из основных способов развития внутреннего туризма. Кроме того, сенаторы предложили ввести понятие «социально обоснованный тариф», который будет рассчитываться, исходя из заработной платы и уровня достатка граждан.
По итогам обсуждения будет разработан проект рекомендаций, учитывающий предложения, поступившие из регионов, от перевозчиков и федеральных министерств и ведомств.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
17.06.2015