Серьезным штрафам за невыполнение обязанностей по страхованию могут быть подвергнуты перевозчики, которых в России сегодня насчитывается порядка 500 тыс. Это положение в рамках Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» вступило в силу с 1 апреля 2013 года. Напомним, что сам закон начал действовать 1 января 2013 года.
Согласно документу страховая выплата за причинение вреда жизни пассажира составляет 2,025 млн рублей, здоровью пассажира – до 2 млн рублей, имуществу пассажира – до 23 тыс. рублей. В случае отсутствия у перевозчика договора страхования предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей. Кроме того, если ответственность компании не застрахована, перевозчик будет обязан самостоятельно возместить потерпевшим причиненный им вред в лимитах, установленных законом. Возможность избежать рисков с выплатой компенсации пострадавшим должен обеспечить Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). 13 марта 2013 года Федеральной службой по финансовым рынкам НССО был внесен в реестр субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков на рынке обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Об этом на прошедшем первом заседании Межпарламентского диалога по автомобильному транспорту, в котором приняли участие парламентарии из десяти стран Европы и Азии, рассказал вице–президент открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах», кандидат технических наук Сергей Закройщиков. Он отметил, что в Российской Федерации страховщики помимо получения лицензии должны войти в НССО и перечислить на его счет 3% от прибыли. Таким образом, будет создан компенсационный фонд для возмещения ущерба пострадавшим в результате аварий, если страховая компания перевозчика обанкротилась или у нее отозвана лицензия.
– Различные страховые компании имеют разную финансовую устойчивость, поэтому необходимо гарантировать страховые компенсационные выплаты в случае, если страховщик уходит с рынка, – считает Сергей Закройщиков. – В Республике Беларусь, к примеру, страховщики самостоятельно создают свои гарантийные фонды, а в Казахстане они являются участниками общего фонда гарантированных страховых выплат. Есть еще один важный момент, который когда–то был в России, но страховщики перестали его использовать, – это резерв предупредительных мероприятий. В Республике Беларусь он есть и сейчас, у нас же и в Казахстане – отсутствует. Но мы прекрасно понимаем, что наличие такого резерва могло бы оказать транспорт-
никам достаточно серьезную помощь в повышении безопасности движения.
Как отметил представитель Ингосстраха, в Российской Федерации есть еще одна интересная новация, которая впервые применена в российском страховом законодательстве, – это предварительные выплаты. То есть в случае причинения тяжелого вреда пострадавший имеет право потребовать сумму до 100 тыс. рублей и получить их в течение трех дней. Это очень важный социальный аспект, защищающий интересы пассажиров.
– Есть еще один важный момент, – подчеркнул Сергей Закройщиков, – это принцип «каждый за каждого». Если в том или ином населенном пункте отсутствует либо сама страховая компания, либо ее филиал или представительство того страховщика, который заключил с перевозчиком договор страхования, пострадавший имеет право обратиться в любую другую страховую компанию, имеющую право заниматься этим видом деятельности. И эта компания обязана передать тому страховщику, который заключил договор, все необходимые документы. Это абсолютная новация в нашем законодательстве, и в 2013 году у нас появится первый опыт.
Сергей Закройщиков остановился также на особых условиях для международных перевозчиков в рамках Таможенного союза. То, что принципы обязательного страхования в России, Республике Беларусь и Казахстане схожи, обеспечивает достаточный уровень защиты интересов пассажиров и способствует гармонизации законодательства в области транспортного страхования. Однако необходимо разработать подходы к унификации страховых сумм при перевозках между странами Таможенного союза. В этой связи взамен соглашения об обязательном страховании пассажиров при международных автомобильных перевозках, которое было подписано в Саратове 13 января 1999 года, целесообразно разработать новый проект международного правового акта в формате обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Важно также, чтобы в этом акте был учтен вопрос о взаимном движении страховых полисов при перевозках между странами Таможенного союза с целью снижения расходов перевозчика на страхование.
Комментируя Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…», Сергей Закройщиков пояснил, что в странах Таможенного союза – Республике Беларусь и Казахстане – подобные законы действуют уже 10 лет. Но при схожести идей, заложенных в эти правовые акты, есть и существенные различия. В частности, в двух странах союза эти законы распространяются фактически на все виды транспорта. В Российской Федерации из сферы действия закона исключены легковые такси, а для метрополитена установлен особый порядок возмещения вреда. То есть метрополитен страховаться не обязан, а возмещать вред пассажиру должен.
Существенное различие имеет место и в установлении страховых сумм. Если в России эта сумма самая большая – свыше 50,5 тыс. евро на человека, то в Республике Беларусь она самая маленькая – 3 тыс. евро, и около 18 тыс. евро в Казахстане. Причем в Казахстане два уровня страховых сумм. На морском и водном транспорте они в два раза выше, чем на автомобильном и железнодорожном.
По итогам Межпарламентского диалога стран Евразийского региона Сергей Закройщиков предложил создать рабочую группу из представителей парламентов этих государств с привлечением специалистов общественных организаций – Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) и Международного союза автомобильного транспорта (IRU) – для решения текущих вопросов и разработки новых правовых актов в рамках законодательства о транспортном страховании.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
23.05.2013