на тему «Транспорт России:
вызовы экономики будущего».
Одним из центральных мероприятий IV Международного транспортного форума стало пленарное заседание на тему «Транспорт России: вызовы экономики будущего». Открыл заседание заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов.
Он огласил приветствие форуму Президента России Дмитрия Медведева. Далее Сергей Иванов отметил, что транспортный комплекс играет особую роль в экономике страны, тем более сейчас, когда идет активный процесс интеграции отрасли в мировой рынок транспортных услуг. Среди ключевых проблем, стоящих перед отраслью, вице–премьер назвал снижение административных и инфраструктурных ограничений, препятствующих эффективной работе транспортного комплекса. Именно этой проблеме главное внимание уделил в своем выступлении министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Он отметил, что параметры принятой Транспортной стратегии до 2030 года и Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» из–за финансового кризиса потребуют корректировки. Перенос реализации заявленных в этих документах проектов по причине сокращения финансирования делает их технологически нереализуемыми к концу 2015 года.
В условиях бюджетного сокращения Игорь Левитин назвал следующие меры по решению проблем. Это восстановление существующей инфраструктуры и содержание ее в нормативном состоянии; завершение строящихся объектов; создание новых объектов с привлечением частного софинансирования на участках, где существует подтвержденная и гарантированная частными компаниями грузовая база, и на участках, где существуют перегрузки пассажирского транспорта; продолжение работ по проектированию с целью формирования задела на последующие периоды, сохранения кадрового потенциала, обеспечения внедрения инноваций.
По мнению министра, для развития экономики в целом, ее привлекательности необходимо обеспечить прежде всего транспортную доступность территорий для деловой активности. Для производственных предприятий она обеспечивается развитой сетью, а также коммерческой скоростью, качеством и надежностью транспортных услуг. Анализ инвестиционной активности в транспортной отрасли показывает, что сегодня транспортные компании не привлекательны для деловой активности на российском и зарубежных рынках капитала.
Класс частных инфраструктурных компаний в России не сформирован. В настоящий момент в стадии развития находятся государственные инфраструктурные компании, которые могут обеспечивать привлечение инвестиций в создание объектов инфраструктуры посредством различных механизмов. В первую очередь это ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) (АГА)». В прошлом году также была создана государственная компания «Автодор», которая получила возможность в отличие от прежней системы привлекать в строительство автомобильных дорог средства частного сектора как на концессионной основе, так и на условиях прямых и заемных инвестиций.
Возможность осуществлять перевозку становится определяющей при принятии решения об инвестировании в создание различного рода производств.
Например, при продаже лицензий на разработку полезных ископаемых государство и инвестор должны быть уверены, что ограничения транспортной инфраструктуры не станут препятствием для освоения месторождений и развития потребительского рынка, будут обеспечены вывоз и распределение грузов в необходимом объеме.
По мнению главы Минтранса, практика заключения инвестиционных соглашений показала свою эффективность.
«Считаем целесообразным, – заявил министр, – вернуться к вопросу о закреплении источников формирования Инвестфонда, как это было предусмотрено ранее, в 2005 году».
Говоря о ликвидации административных ограничений, Игорь Левитин подчеркнул, что повышение эффективности работы транспортной отрасли может осуществляться организационными мерами, не требующими такого значительного финансирования, как для создания объектов инфраструктуры. В частности, снижение загрузки транспортной сети повышает долговечность инфраструктуры, что ведет к экономии средств бюджета.
Снижение загрузки транспортной сети может быть обеспечено с помощью изменения системы обработки грузопотоков в промежуточных точках следования к пункту назначения. Значительная роль в этом процессе принадлежит созданию системы распределения грузов по территории регионов.
Законодательных и административных ограничений в системе распределения грузов и их временного хранения множество. Но для достижения эффекта более уместно говорить не об их корректировке, а о формировании карты с оптимальными местами размещения нескольких современных распределительных центров.
Такая карта, например, подготовлена в рамках концепции Московского транспортного узла, которая также предусматривает создание новых перегрузочных комплексов.
Игорь Левитин подробно остановился на ряде лимитирующих факторов, сдерживающих сегодня развитие различных отраслей транспортного комплекса. Подводя итог сказанному, министр сделал вывод, что одним из серьезных препятствий для интенсивного развития транспортно–логистических технологий смешанных перевозок является отсутствие развитой инфраструктуры логистических центров, «стыкующих» различные виды транспорта. По его мнению, создание интегрированной транспортной системы, использующей преимущества каждого вида транспорта и повышающей пропускную способность системы в целом, а также строительство терминально–логистических комплексов позволят сформировать эффективную логистическую сеть, элементы которой будут интегрироваться в российскую и международную транспортные системы.
* * *
Насыщенная программа форума включала в себя отраслевые конференции, другие мероприятия, в ходе которых состоялся заинтересованный и конструктивный разговор о проблемах и перспективах работы транспортного комплекса.
В работе форума приняли участие более 1000 делегатов, в том числе: представители Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ; представители Министерства транспорта РФ; главы субъектов РФ; руководители Федеральных агентств и ведомств, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального собрания РФ; министры транспорта зарубежных стран, эксперты, владельцы и руководители транспортных, логистических, финансовых, страховых, лизинговых компаний.
Юрий НИКИТСКИЙ