совещание, посвященное развитию
малой авиации.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное развитию малой авиации, ходу реализации и финансирования соответствующих федеральных и целевых программ.
Перед совещанием Дмитрий Медведев присутствовал на презентации новой авиакомпании «Аврора», где было подписано соглашение «О взаимодействии при совместном участии в ОАО «Авиакомпания «Аврора» между правительством Сахалинской области и ООО «Аэрофлот – российские авиалинии».
После церемонии подписания соглашения премьер–министр осмотрел расположенный в Шереметьево Центр управления полетами компании «Аэрофлот», где осуществляется управление всеми видами деятельности, необходимыми для обеспечения полетов: готовится подробное расписание рейсов на 14 дней вперед, обеспечиваются распределение воздушных судов, управление и оперативная замена экипажей, собираются и предоставляются метеорологические данные, а также решаются вопросы с предоставлением питания.
Там же, в Шереметьево, состоялось совещание. Открывая его, Дмитрий Медведев подчеркнул, что в Шереметьево совещание проводится не случайно: «Сегодня, только что, я побывал на презентации первой региональной авиакомпании. Документы подписаны, «Аврора» должна быть полноценной региональной компанией, целенаправленно заниматься перевозками пассажиров на Дальнем Востоке. Посмотрим, что из этого получится. Надеюсь, что и качество обслуживания будет нормальное, и заполняемость нормальная будет, и цены на билеты будут нормальными. В 2013 году планируется сделать около 200 рейсов, а к 2018 году таких рейсов должно быть более 500.
«Аврора» входит в группу Аэрофлота. Аэрофлот сейчас меняется: буквально месяц назад зарегистрирована низкобюджетная дочерняя авиакомпания «Добролет». Она должна работать на принципах, аналогичных европейским. Надеюсь, что это будет выгодно и учредителям, и гражданам, которые смогут летать по территории страны за приемлемые, скажем откровенно, деньги, за такие деньги, которые по силам практически любому гражданину нашей страны».
Дмитрий Медведев напомнил, что за короткий срок планируется увеличить показатель мобильности населения до 40%. Цель амбициозная, она является ключевой в этой сфере для Правительства РФ. Государственная поддержка региональных перевозок растет каждый год, даже несмотря на известные финансовые трудности: субсидируются перелеты с Дальнего Востока и из Калининграда в центральную часть России и обратно, работают три программы поддержки региональных авиакомпаний, действуют механизмы возмещения части затрат по лизинговым платежам и поддержке малых аэропортов – все это миллиарды рублей.
Дмитрий Медведев заявил, что на развитие региональной авиации всего в этом году будет израсходовано более 12 млрд рублей.
Далее глава правительства остановился на ряде позиций, касающихся перспектив развития региональной авиации: «Во–первых, необходимо стимулировать развитие авиаперевозок на относительно небольшие расстояния, в том числе применяя оправдавшие себя механизмы субсидирования. Почему это нужно делать? Причина очень простая: страна у нас огромная, это просто нужно людям – расширять круг их возможностей, повышать их деловую активность и, конечно, улучшать, по сути, качество жизни.
Во–вторых, по итогам работы, по всей вероятности, необходимо будет продолжить работу по субсидированию рейсов авиакомпаний, которые открывают новые авиамаршруты. Это касается всех без исключения регионов России.
В–третьих, в отношении парка региональных самолетов: потребность в них постоянно растет, это связано с развитием сети внутренних перевозок. Мы к этому стремимся, но возникают проблемы, получается некий круг – нужно субсидировать затраты авиакомпаний, которые берут технику в лизинг. В 2012 году по такой схеме были куплены 26 самолетов, в 2013–м предполагается купить более 30. В будущем такую практику мы продолжим.
И последнее. Конечно, нам нужно заниматься подготовкой профессиональных кадров, увеличивать набор курсантов–летчиков в авиационные учебные центры, учить их как следует, не экономить деньги на обучении. В училищах должны быть и современные тренажеры, и лучшая учебная техника, иначе мы квалифицированных летчиков никогда не получим».
С докладом на совещании выступил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Министр отметил, что развитие региональной авиации является одним из приоритетов деятельности Минтранса, что отражено в соответствующих стратегических документах: Государственной программе развития транспортной системы, Транспортной стратегии на период до 2030 года. Кроме того, Правительством РФ были также утверждены три программных документа, направленных на развитие региональной авиации.
Максим Соколов остановился на целевых показателях этих программ. Они были приняты за основу при формировании плана деятельности Минтранса на 2013–2018 годы. Предусмотрен рост коэффициента авиационной подвижности к 2020 году до 1. По итогам 2012 года он составляет порядка 0,5, а в 2013 году планируется выйти на 0,6.
Также среди таких целевых показателей – увеличение количества авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее двух рейсов в неделю до 1,2 тыс. в 2014 году. Прогнозируется, что по факту на этот показатель удастся выйти уже по итогам 2013 года.
Максим Соколов подчеркнул, что в настоящее время в Российской Федерации реализуются четыре программы государственной поддержки именно региональных авиаперевозок. Это субсидирование и внутренних региональных перевозок в Приволжском федеральном округе, и региональных перевозок в четырех федеральных округах (Северо–Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном). Программа (так называемое постановление № 509) – это субсидирование региональных перевозок и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, основанное на поддержке борта, и субсидирование затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для региональных и местных перевозок. Именно по этим программам в 2013 году объем финансирования составляет 5,2 млрд рублей. Планируется, что в результате реализации только этих программ дополнительно в 2013 году будут перевезены порядка 500 тыс. пассажиров.
Подробно остановившись на каждой из программ, министр сделал вывод о том, что целесообразно в дальнейшем государственную поддержку осуществлять на основе механизма субсидирования выполненного авиакомпанией рейса как наиболее эффективно зарекомендовавшего себя. Механизм построения маршрутов должен основываться на принципах концентрации потоков в узловых аэропортах.
«Порядок софинансирования предполагает наличие у авиаперевозчика возможности выполнять полеты с привлечением средств субъекта, при этом протяженность субсидированного маршрута не ограничивается, маршрут может строиться между любыми пунктами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации, – подчеркнул Максим Соколов. – Мы предполагаем, что в рамках объединенной программы в 2014 году мы сможем перевезти дополнительно до 700 тыс. пассажиров и открыть порядка 150 новых маршрутов».
Далее министр отметил, что эффективная реализация программ требует, и уже потребовала, существенного увеличения и обновления парка воздушных судов. Флот российских авиаперевозчиков сегодня составляет около 300 региональных самолетов, и эта потребность в региональном флоте растет одновременно с ростом прогнозируемого потока. В этой связи для обеспечения условий для обновления парка уже второй год субсидируются лизинговые платежи. В прошлом году в рамках программы были приобретены 26 самолетов на сумму 1,2 млрд рублей, в этом будет уже более 30 самолетов, в 2014 году на данные цели предусмотрено 2,4 млрд рублей. «Мы немножко модернизировали эту программу, – отметил министр, – включив в нее возможность участия федеральных унитарных авиапредприятий и муниципальных авиапредприятий, а также обязательное участие российских судов в размере 30%, которые участвуют в программе региональных перевозок. Это в первую очередь относится к Ан–148 и к «Сухой Суперджет–100».
Максим Соколов уделил в своем докладе внимание и подготовке пилотов, поскольку это один из важнейших вопросов развития региональной авиации. «Мы столкнулись с дефицитом летного состава в условиях опережающих темпов развития авиаперевозок, – сказал он. – В этом году мы увеличили прием студентов–курсантов по специальности «пилот» до 1 тыс. человек, а в 2014 году увеличим до 1,3 тыс. При этом для улучшения качества летной подготовки в течение последних трех лет были закуплены 27 тренажеров и 91 учебный самолет. К поставке в учебные заведения гражданской авиации планируются еще 32 учебных самолета и четыре тренажера в текущем году. Также в авиационных учебных центрах Санкт–Петербургского университета и Ульяновского авиационного училища осуществляется подготовка коммерческих пилотов из числа пилотов–любителей, то есть мы включили в этот процесс как можно большее количество людей, которые потенциально могут быть в короткие сроки подготовлены в качестве пилотов. Также Минтрансом подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона, предусматривающий допуск иностранных пилотов в качестве командиров воздушных судов (мы также обсуждали эту тему на прошлом совещании) с квотой до 200 человек в год в течение пяти лет. Документ находится в правительстве, и мы бы просили дать поручение как можно скорее вынести этот документ на площадку Государственной думы. С депутатами он тоже обсуждался, и они его ждут».
В заключение Максим Соколов подчеркнул, что те меры, которые принимаются на различных уровнях, позволят региональной авиации динамично развиваться в ближайшие три года.
Подготовил Сергей КРЫЛОВ
Фото ИТАР–ТАСС
14.11.2013