проект Стратегии развития ОСК
до 2030 года.
Морская коллегия при Правительстве РФ, вопреки некоторым прогнозам, не приняла решения об одобрении Стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) до 2030 года. Проект документа лишь принят к сведению.
Как сообщил глава Морской коллегии, вице–премьер Дмитрий Рогозин, в октябре 2013 года будет рассмотрен вопрос о вхождении консорциума частных инвесторов в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК, затем пройдет встреча с генеральными конструкторами, после чего уточненный вариант стратегии будет рассмотрен. Только после этого проект стратегии будет представлен Президенту России. В соответствии с президентским поручением, стратегия должна быть доработана к 1 ноября 2013 года.
Оживленную дискуссию в ходе заседания вызвали вопросы, связанные с передачей консорциуму частных инвесторов активов ОСК на Дальнем Востоке, планы по объединению конструкторских бюро, а также вопросы кооперации ОСК с поставщиками оборудования и комплектующих.
На заседании высказывались самые разные мнения. В частности, говорилось о целесообразности существования ОСК как таковой, о том, что ее деятельность должна быть сосредоточена исключительно в сфере военного кораблестроения в случае приобретения Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК консорциумом частных инвесторов.
Напомним, что ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России – создана в соответствии с указом Президента России в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входят около 60 предприятий и организаций отрасли. Согласно предложенному проекту стратегии ОСК планирует перейти от территориальной к дивизиональной модели управления. Об этом сообщил на заседании Морской коллегии президент ОСК Владимир Шмаков. Всего планируется создание трех стратегических дивизионов, выделенных по группе компетенций.
Развивать производственные проекты предусматривается на Северо–Западе, Юге и Дальнем Востоке. Предстоит модернизировать действующие и создать новые предприятия и мощности. В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80%
отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для корпорации. Вместе с тем ОСК также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.
На заседании Морской коллегии был также рассмотрен проект Концепции развития системы поисково–спасательного обеспечения ВМФ России на период до 2025 года.
Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко выступил с сообщением о поисково–спасательном обеспечении морской деятельности в морских бассейнах в зоне ответственности Российской Федерации. В частности он пояснил, что составной частью системы поиска и спасания, обеспечивающей выполнение поисково–спасательных работ в морских бассейнах Российской Федерации, являются Госморспасслужба Росморречфлота и Государственный морской спасательно–координационный центр.
В настоящее время в морских бассейнах основу сил и средств составляют 8 филиалов, 7 морских спасательно–координационных центров и 6 морских спасательных подцентров. Эта система эффективно функционирует, постоянно проводятся тренировки и учения.
С 2011 года система Госморспасслужбы Росморречфлота реформируется в целях повышения качества исполнения государственных функций и международных обязательств Российской Федерации по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, оказанию помощи аварийным судам и ликвидации разливов нефти.
С 2014 года организационно–правовая структура Госморспасслужбы Росморречфлота будет представлять из себя единую вертикаль управления. Структурно в ее состав будут входить управление службы и Государственный морской спасательно–координационный центр, 9 аварийно–спасательных формирований в бассейнах, 7 морских спасательно–координационных центров и 6 морских спасательных подцентров.
Общая численность персонала морских аварийно–спасательных формирований составит порядка 1000 человек, состав аварийно–спасательного флота – более 100 судов. В результате реформы планируется сократить до 20% управленческого аппарата. Одновременно в постоянной готовности будут ежесуточно задействованы до 75% от имеющихся спасательных сил и средств.
В рамках действующей ФЦП обновляется аварийно–спасательный флот. Было запланировано построить более 40 судов различного класса, 21 из них уже принято в эксплуатацию.
Учитывая возрастающую интенсивность судоходства по Северному морскому пути и перспективы освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Арктической зоны РФ, Минтранс России и Росморречфлот уделяют повышенное внимание развитию морских аварийно–спасательных формирований в Арктике.
В настоящее время государственные задачи в области поиска и спасания на море распределены между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, поэтому назрела необходимость выработать предложения о создании единой системы авиационно–космического поиска и спасания, а также единой концепции поисково–спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
03.10.2013